Рязанову – 85
- 18 ноября 2012 13:38
- Максим Марков
Эльдару Рязанову - 85 лет. Добавить вроде бы и нечего, ибо что нового сказать об этом великом человеке? Порою кажется, что мы знаем о нем всё – потому что наизусть знаем его лучшие фильмы. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно», но я убежден стопроцентно: нет в отечественном кино режиссера важнее Рязанова.
Его знают и узнают решительно все – и в этом как раз и заключается главное, пожалуй, его достижение. Как никто другой он сумел объединить всю страну – которая неизменно смотрит на Новый год (хотя бы одним глазком!) «Карнавальную ночь» и «Иронию судьбы», а на 8 марта – в который раз пересматривает «Служебный роман». Много у нас режиссеров – но ни один не пользуется такой же безграничной любовью народа.
Причем не обязательно любить Рязанова «всего» - он снял столько отменных картин, что каждый может выбрать свою любимую, по вкусу. Кому-то ближе комическая «Гусарская баллада», кому-то – остросоциальные «Небеса обетованные», одни предпочитают насыщенные трюками «Невероятные приключения итальянцев в России», другим милее проникновенный «Вокзал для двоих». А ведь еще есть печальная «Забытая мелодия для флейты» и остросюжетная пародия на детектив «Берегись автомобиля», роскошная экранизация «Жестокий романс» и куда более жестокая современная трагедия нравов «Дорогая Елена Сергеевна», еще одна новогодняя история про «Зигзаг удачи» и еще одно обращение к XIX веку «О бедном гусаре замолвите слово»!..
Так можно перечислить решительно все фильмы Эльдара Александровича – и о любом найдется ласковое слово. Даже про так называемый «поздний период», который критики традиционно ругают, забывая, что Рязанов еще устами Людмилы Калугиной предупредил: «У меня такая безупречная репутация, что меня давным-давно надо скомпрометировать», - прозрачно намекнув, что бояться «нападок» ему уже нет никакого резона.
Впрочем, Рязанов никогда не забирал всех лавров себе, и всегда, при каждом удобном случае повторяет фразу благословившего его в свое время Ивана Пырьева: «Главное в искусстве режиссера – окружить себя талантливыми людьми и заставить их работать на свой замысел». Талантливых людей в окружении режиссера было и остается невиданное количество – перечисление займет не одну строчку. И многие, например, актеры легко признаются, что свои лучшие роли сыграли именно в фильмах любимого мастера.
И это несмотря на другую аксиому, с давних пор заученную мэтром: «Комедия не нужна никому, кроме зрителей». Это может показаться странным, но у его картин, ныне всеми обожаемых, никогда не было легкой судьбы: в советское время запуску и производству мешали разнообразные инстанции, действующие по принципу «как бы чего не вышло», в девяностые годы их сменила «цензура толстого кошелька». Сегодня, казалось бы, режиссер может быть доволен: комедия снова – самый востребованный жанр не только у публики, но и у расчетливых продюсеров. Однако радость эта условна: большинство «свежих» лент «тухнет» еще до выпуска на дисках – потому как качество их, как многие могли убедиться, по меньшей мере оставляет желать лучшего. И даже «новомодные» переделки рязановских шедевров пусть и собрали в момент выхода на экраны приличную кассу, но и в сотую долю процента не достигли уровня оригиналов.
Что важно еще отметить, Рязанов – не только Кинематографист, но и Гражданин. В своей книге «Неподведенные итоги» он, рассказывая о своем «Гараже», приводит такую полученную однажды записку: «Не кажется ли Вам, что своим фильмом Вы оскорбили советских людей?» На что предельно честно отвечает: «По-моему, есть два вида патриотизма - подлинный и ложный. Подлинное чувство никогда не кричит о себе, оно довольствуется сутью. К беспрестанным заверениям в любви, как правило, прибегают фальшь и неискренность. Хочу привести странную на первый взгляд аналогию. Существуют два сорта осенних грибов-опят - подлинные и ложные. Ложные опята очень похожи на настоящие, они ловко камуфлируются. Только опытный, хороший грибник способен увидеть различие. А разница между ними колоссальна. Если подлинные опята - вкусные, замечательные грибы, то от ложных опят не миновать отравления. А в больших дозах ложные опята просто смертельны». Сегодня, в наш век тотального, как кажется, патриотизма такое сравнение приобретает всё большую актуальность.
Что сказать в заключение? «Внимание! Родился нежный и лирический тост». Дорогой Эльдар Александрович! Мало того, что Вы – один, но еще и таких, как Вы - немного. И этот факт я попрошу зафиксировать в протоколе.
См. также:
«На пятидесятилетии «Гусарской баллады» Эльдар Рязанов признался, что ненавидит систему запретов»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: