Самый главный продукт: почему России не прожить без мяса
- 15 ноября 2019 02:40
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Россия — страна мясоедов: не будучи богатой (с точки зрения достатка большинства граждан), по уровню потребления мяса на душу населения она приближается к развитым государствам. Среднестатистический европеец, например, в год съедает 115—125 килограммов говядины, свинины, птицы и тому подобных продуктов. В России, по данным Национальной мясной ассоциации, в 2000 году этот показатель составлял 40,6 килограмма, а к 2014-му достиг 73,5 килограмма.
С тех пор потребление мяса в стране держится примерно на том же уровне (2018 год — 74,5 килограмма, в 2019 году прогнозируется 76,3 килограмма). В принципе, это норма, дальше которой заходить не стоит, но и полностью отказываться от мясных продуктов тоже неправильно, предупреждают ученые.
Отказ от мяса — не для России
Ситуацию с потреблением мяса в России обсудили на встрече с журналистами в Москве представители мясной отрасли, науки и социологии. Руководитель национальной мясной ассоциации Сергей Юшин посетовал на негативный информационный фон вокруг мясных продуктов. По его словам, это создает некоторые сложности с привлечением рабочих рук: люди не хотят трудиться в непопулярной сфере.
— Ты где работаешь?
— Мясо произвожу.
— Так ты народ травишь?!
Вместе с тем эксперт не видит большой угрозы для мясной промышленности в набирающем обороты вегетарианстве. По его словам, не стоит преувеличивать это явление в масштабах всей многоликой страны. В некоторых регионах, например на Северном Кавказе, отказ от мяса вообще почти немыслим, да и в российском обществе в целом приверженность «травоядной» диете все же не считается нормальной моделью поведения. Доля вегетарианцев среди россиян — всего несколько процентов, а тех, кто в рот не берет вообще никакой пищи животного происхождения, еще меньше.
Среди тенденций последнего времени Юшин отметил развитие новых продуктов, упаковок и возможностей приготовления мяса, что подстегивает спрос на него, а также переход россиян с шашлыков на стейки.
России не хватает дорогущей премиальной говядины. Рестораны и магазины воюют за лучшие куски, — заверил он.
По оценкам ассоциации, в 2014 году потребление премиального мяса в России составило 2,5—3 тысячи тонн и за прошедшие годы оно выросло в семь раз. Эту тенденцию подтверждают и исследования GFK. Компания анализирует продажи в розничных магазинах и торговых сетях на основе панели из 20 тысяч семей по всей территории страны, включая сельскую местность. По ее данным, россияне все охотнее тратят деньги на товары лидеров рынка и премиального сегмента.
Насытиться физически и эмоционально
На фоне стагнации реальных доходов рост премиального сегмента можно объяснить тем, что в данной категории чаще бывают промоакции и разница между средним и дорогим сегментами размывается. Но нельзя сбрасывать со счетов и психологию. Потребитель готов платить, если товар соответствует его требованиям, а сами требования далеко не всегда определяются банальной необходимостью поесть, пояснила директор по работе с клиентами GFK Анастасия Джафарова.
Только 37% всех продуктовых покупок в России делаются для обычного потребления и пополнения запасов, остальное приобретается под конкретную ситуацию, в которой важен не только прием пищи сам по себе, но и сопутствующая атмосфера, настроение, антураж. Среди наиболее популярных — начало дня (быстрый завтрак в будни, насладиться утром, зарядиться бодростью) и приятные моменты (побаловать себя, романтический вечер, угостить близкого человека). Также важны ситуации, связанные с детьми (собрать в школу, порадовать, отметить детский праздник) и семьей в целом.
Не отстает Россия и от глобальных трендов. Один из ключевых — экономия времени. Отсюда рост популярности готовых блюд и сервисов доставки, а также упакованных продуктов (не надо искать продавца и ждать, пока он взвесит и завернет товар).
Конкретно в мясной категории GFK фиксирует рост среднего чека и снижение частоты покупок (покупают реже, но дороже, при этом, опять же, чаще берут в упаковке, цена которой традиционно выше). С индейки потребитель переключается на кролика (он считается полезным), а с курицы — на мясную гастрономию (колбасы
Наука на защите мяса
Пропаганда отказа от мяса началась в Европе из-за того, что там норма его потребления все-таки ощутимо превышена, рассказала заместитель директора Федерального научного центра пищевых систем им. Горбатова по научной работе Анастасия Семенова. В России такой проблемы пока нет. А вот вегетарианцам, по ее словам, рано или поздно грозит малокровие, потому что мясо — безальтернативный источник железа, необходимого для организма. Анемия ведет к потере работоспособности.
Железо из других продуктов, например гречки, само по себе не усваивается, только в сочетании с тем же мясом. В мясе есть и много других полезных веществ — цинк, витамины группы В, арахидоновая кислота. Стандартная норма его потребления — 2—3 раза в неделю.
Отсутствие у человека способности синтезировать ряд аминокислот приводит к тому, что свои потребности он удовлетворяет за счет белков животного происхождения или повышенного количества растительных белков, поскольку в них аминокислот гораздо меньше, подчеркнул директор НИЦ Черкизово Сергей Шаповалов. То есть, вегетарианцам надо есть в разы больше пищи (поглощая заодно и больше быстрых углеводов), чем мясоедам, чтобы получить то же необходимое количество полезного вещества, пояснил он.
Питание будущего — это создание персонализированных продуктов: для детей, для пожилыхи т. д. Но вегетарианцами они точно не будут, — уверена Семенова.
Без животноводства невозможно устойчивое развитие человечества с его постоянно растущей численностью, заметила она. И добавила, что ускоренный, по сравнению с прежними временами, рост животных на современных сельхозпредприятиях — это результат селекции, а не действия антибиотиков.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: