Счастьем людей займется специальное министерство
- 09 февраля 2016 18:15
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Правитель Дубая шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум сообщил, что в его правительстве появится пост государственного министра счастья, который будет в числе прочего следить за толерантным отношением к представителям религиозных и этнических меньшинств, проживающих в стране.
Впрочем, ОАЭ уже не первое государство в мире, где счастье возведено в ранг государственной политики. В Бутане главной целью правительства объявлено стремление к счастью каждого своего гражданина; это закреплено в Конституции. В Бутане в 2008 г создана государственная «Комиссия по всеобщему народному счастью» (Gross National Happiness Commission) во главе с премьером.
Счастье той или иной нации в целом не ограничивается толерантностью к меньшинствам, хотя в каждой стране могут быть свои понятия о том, что такое счастье, сказала «Ридусу» руководитель Центра социальной стратификации Института социологии РАН Зинаида Голенкова.
Известный советский эксперт по счастью Аркадий Гайдар, например, считал, что счастье — это «трудиться и беречь эту огромную землю, которая зовется Советской страной».
Роботы в фильме "Отроки во Вселенной" понимали счастье как полное остутствие у человека любых эмоций, а также аппендицита.
Но профессиональные социологи вообще предпочитают вместо слова «счастье» использовать термин «удовлетворенность жизнью», уровень которой они вычисляют с помощью сложных математических формул.
«Было установлено, что между экономическим уровнем жизни населения и индексом счастья нет прямой корелляции. Самими счастливыми странами мира являются, по данным Всемирного Банка развития, карибские государства, уровень жизни в которых высоким не назовешь», — говорит Голенкова.
Ведь измерить уровень счастья в каких-либо юнитах невозможно в принципе: то, что является счастьем для одного человека, может иметь противоположную эмоциональную окраску для другого.
Однако большинство социологов и психологов сходятся во мнении, что счастье общества складывается из суммы «счастий» (или как это слово еще просклонять?) его индивидуальных членов.
Основным фактором такого «индивидуального счастья» является отсутствие в жизни человека любого вида насилия: в семье, в социуме, физического, психологического, идеологического, религиозного. Так что включение в число задач эмиратского министерства счастья укрепление толерантности — шаг в верном направлении.
По мнению Голенковой, такое министрество должно быть очень комплексным: объединять в себе отделы материального благополучия, семейного благополучия, этологии, идеологической свободы и проч.
Арабские Эмираты, где граждане купаются в золоте в прямом смысле слова с момента рождения, вполне могу позволить себе затраты на содержание штата такого министерства.
В России министерство счастья не учреждается, очевидно, по той же причине, по какой в Монголии не создается министерство морского флота.
«В нашей стране крайне высок уровень насилия — в первую очередь, психологического. В России ненависть в каком-то смысле не патология, а норма. С толерантностью к чужому мнению у нас самый большой дефицит», — считает эксперт.
В романе Джорджа Оруэлла «1984» министерство счастья (в другом переводе — любви) вообще было одним из всего четырех государственных институтов, наряду с министерствами правды, мира и изобилия. У Оруэлла министерство любви заведовало пытками. Лучше уж никакого министерства любви, чем такое.
Хотя наверняка в ОАЭ у понятия «счастье» другая трактовка.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: