Сёстры Носик: «Ты о чём-то задумался – это уже хорошо». Разговор на важные темы
- 26 августа 2013 10:15
- Максим Марков
В Москве в ближайшее время дважды покажут короткометражку «Холивар», вторую режиссёрскую работу сестёр Носик – о «войне» двух официанток за симпатии посетителей. 30 августа – в конкурсной программе фестиваля «Будем жить!» (18.00, открытый кинотеатр на Воробьевых горах рядом со смотровой площадкой), а 6 сентября – в программе игровых короткометражных фильмов фестиваля «Московская премьера» (21.00, Дом кино); вход на оба показа свободный. Киноридус воспользовался столь значимым поводом, чтобы обсудить с Дарьей и Екатериной самые насущные актуальные вопросы, стоящие сегодня перед кинематографистами: антипиратский закон, помощь молодым, финансирование фильмов и Никиту Михалкова. Принявшись отвечать, сёстры быстро доказали своему собеседнику, что являются самым что ни на есть настоящим творческим тандемом – то и дело договаривая друг за друга одну и ту же мысль, подхватив её порой буквально на полуслове. Разделить их слова в тексте оказалось не так-то и просто, а потому от этой идеи пришлось в итоге отказаться. Да и неважно, кто именно и что сказал – мнение двух режиссёров по всем основным пунктам едино.
- «Холивар» побывал уже на нескольких кинофестивалях, сейчас дважды будет показан в Москве. Но понятно, что на такого рода сеансах ваш фильм увидит довольно ограниченное число человек. Планируете ли вы выкладывать его впоследствии в Интернет, на YouTube?
- Мы планируем этим заняться где-то через год, как раз после следующего «Кинотавра». А пока у фильма должен быть год фестивальной жизни.
- Мы, может быть, и раньше бы его выложили, но просто на фестивалях такие правила, что не должно быть…
- …Общественного просмотра. Фестивали хотят иметь в своей программе эксклюзив, чтобы фильм можно было посмотреть только у них.
- И из-за этого приходится его придерживать. Поэтому только через год.
- Получается, что по-настоящему широкой публике ещё долго ждать встречи с прекрасным. Поэтому у меня такое предложение: обсудить с вами не ваш фильм, а ряд вопросов, которые волнуют сейчас многих, скажем так, «взрослых» кинематографистов. И услышать на этот счёт ваше «молодое» мнение – потому как в качестве режиссёров вы и правда только-только начинаете. Вот, допустим, самая обсуждаемая в последнее время тема – антипиратский закон. Вы за торренты или против торрентов?
- Я ими так редко пользуюсь… Я бы даже сказала, что и не умею ими пользоваться. Вы имеете в виду то, что сейчас удаляется «ВКонтакте»?
- Я, допустим, абсолютно за онлайн-просмотр, но вот скачивание – вопрос спорный. Мне иногда самой нужно скачать что-нибудь из Интернета, но, с другой стороны, есть авторские права, люди работали, они имеют право зарабатывать своим трудом…
- Мы либо покупаем диски, либо смотрим онлайн, не скачивая.
- Либо это кинотеатры. Но нет, я за то, чтобы остался торрент. Я если и скачиваю, то нечасто, не так, чтобы у меня были гигабайты материала с торрентов. Ну, пара десятков фильмов. Но про музыку я молчу – там уже много.
- Я вот считаю, что в тех условиях, в которых находится российский кинопрокат, торренты – это безусловное благо, потому что благодаря им люди имеют возможность смотреть то кино, которое напрочь отсутствует в кинотеатрах. Взять хотя бы то же российское авторское кино, которое иначе просто никто бы практически и не увидел, потому как его прокат минимален.
- Да, у него и рекламы почти никакой никогда нет, и в кино его очень узкий круг людей смотрит. Интернет позволяет и другим людям увидеть фильм, подумать о нём, это действительно очень важно.
- Тут очень много, конечно, разных нюансов. Но вот допустим – ваш «Холивар». Вы хотите год его покрутить по фестивалям, и получается, что если фильм попадёт сейчас в пиратские торренты, то это разрушит вашу фестивальную судьбу?
- Да может, и не сильно разрушит, не такое уж глобальное событие этот фильм, чтобы кто-то обратил на это внимание. Но формальность есть формальность, поэтому мы сами его не выкладываем только из-за этого. Хотя хотели бы выложить, потому что именно по количеству скачиваний, просмотров можно понять настоящий к нему интерес. Всё-таки Интернет – это совершенно разновозрастная масса зрителей, с разным восприятием мира, с разным вкусом. И отзывы могут быть, конечно, очень разными, как приятными, так и неприятными, но по крайней мере ты получаешь какой-то прямой отклик…
- И человек всё равно уже посмотрел фильм. Его привлекло либо название, либо кадры, либо описание фильма - значит, какой-то интерес к нему есть. Это тоже определённый показатель.
- Центральный момент этого вопроса: художник снимает кино для того, чтобы быть художником, или чтобы заработать на этом деньги? Ведь если «украл», значит «украл у меня прибыль». А обратное мнение: «Человек посмотрел моё кино – круто!».
- Я не считаю, что это «украл». Просто не у всех есть шанс и возможности найти в кинотеатрах всё то, что хочется посмотреть.
- Да и сходить в кинотеатр - это достаточно большие деньги, если это не «Художественный», который предлагает «бюджетные» цены.
- В конце концов, прокат заканчивается, ты можешь не успеть застать фильм, так часто бывает... Я, например, считаю, что кино - также как и живопись, литература, театр, – это искусство. Которое развивает, культурно обогащает человека. Хоть одна мысль у тебя осталась после просмотра фильма, ты о чём-то задумался – это уже хорошо.
- Я, видимо, никогда об этом не задумывалась, для меня всегда было важнее показать кино. Финансовая часть меня не особо касалась. Мы не задумывались о какой-то выгоде, нам был важен процесс и результат. А за деньги отвечает продюсер.
- А для режиссёра важно, чтобы его кино посмотрели. Чем больше людей - тем лучше.
- Потом, это тоже очень важно: например, ты готовишься к своему фильму. И тебе нужны какие-то референсы, какие-то кусочки, которые ты будешь показывать для того, чтобы объяснить некую свою мысль, визуально поддержать свою идею. И что - за какие-то бешеные деньги покупать тонны дисков, чтобы потом это всё у тебя мёртвым грузом лежало?..
- А в работе это необходимо. Готовясь к съёмкам, мы заставили нашу группу пересмотреть какое-то количество фильмов, обращая внимание на некоторые вещи. Нам было важно, чтобы они поняли, что именно мы хотим, в какой стилистике мы хотим снимать. В данном случае это «воровство» шло в работу, мы не деньги какие-то делали, а пытались на чужом опыте учиться. И обогащались разве что тем, что помогали другим понять, что нам нужно, чужим языком доносили свою мысль.
- И это чувствуется – что вы люди насмотренные. Но пойдём дальше. Следующий наиострейший вопрос, разделяющий отечественных кинематографистов на два лагеря, - это отношение к Никите Михалкову. Поэтому у нас есть и две национальные кинопремии, и два профессиональных объединения – возглавляемый Михалковым Союз кинематографистов и оппозиционный ему Киносоюз. Вы за кого?
- Мы вне политики, мы за творчество. Мы во всё это не вникаем. Мне на самом деле в это не хочется влезать, мне это неинтересно. Мне хочется делать свою работу, вот и всё. Больше ни о чём я не задумываюсь.
- Может быть, это и неправильно, и вникать надо. Но либо мы ленивые, либо мы больше за творчество…
- Либо ещё не настолько знамениты, чтобы кто-либо стал усердно зазывать вас к себе…
- И это тоже.
- Мы свободны пока что.
- Но вот не столь давно при Союзе кинематографистов образовался Молодёжный центр – и вы ведь одни из первых его членов.
- Да, мы даже в какой-то мере его родоначальники. Мы были в числе тех, кто стоял в самом начале этого пути.
- Получается, вы всё-таки уже примкнули к определённому лагерю.
- Мы - за молодых кинематографистов. За то, чтобы они работали. За то, чтобы им была оказана всесторонняя помощь - юридическая, техническая, прокатная, рекламная…
- Обучающая…
- Да, чтобы были мастер-классы. Тут мы просто подкидываем темы, выступая представителями молодёжи. Но самое главное – это творчество без политики. Созидание.
- А началось всё с того, что мы ещё с нашим первым фильмом участвовали в фестивале «Будем жить». И Дима Якунин (пресс-секретарь Союза кинематографистов и ныне исполнительный директор Молодёжного центра – ММ) нам вдруг говорит, что очень болеет за молодое кино, понимает, что необходимо ему помогать, и предлагает: давайте попробуем организовать молодёжную ячейку, которая будет этим всем заниматься…
- Которая именно что будет помогать молодым режиссёрам. Потому что огромное количество людей нуждается в помощи, в том числе и мы сами. И нужно место, куда можно было бы прийти и сказать: «Ребята, у нас такие-то проблемы, помогите нам!» А делить что-то – это не к нам. Как можно делить творчество? Ты либо создаёшь, либо не создаёшь, вот и всё. Искусство вообще не должно примыкать к какому-то определённому направлению, к кому-то. Иначе это уже не творчество, а что-то другое.
- Вы, наверное, этого и не замечаете, но со стороны очень здорово смотрится, как вы сейчас, говоря на эту тему, одновременно стали прически поправлять!..
-Это мысль идёт, голова шуршит…
- Но в любом случае нужно, чтобы молодые учились у взрослых, опытных людей. Потому что есть очень много вещей, о которых ты ничего не знаешь, но ты нуждаешься в том, чтобы тебе о них рассказали. Для этого устраиваются мастер-классы. Мы не знаем ничего про юридическую сторону оформления договоров и прав на фильм, это тоже необходимо объяснять - например, на сайте этого самого Молодёжного центра…
- Мы каждый раз говорим: ребята, нужна юридическая сторона, нужно, чтобы были показаны все бланки, все адреса, телефоны… Нужна постоянная связь с юристом, который мог бы объяснить, как тебе оформить свой фильм, на кого, какие тут правила. Это жутко необходимо.
- Плюс договора: какие нужны в начале производства, какие нужны уже после съёмок, какие есть аспекты, какие могут быть сложности?.. Это всё нужно знать. Сейчас люди снимают на телефоны, на какие-то доступные камеры, всё сами, за свой счёт или просто бесплатно, но потом всё равно фильм надо как-то оформлять. Это вопрос, который мучает абсолютно всех. И это большущая проблема – оформить все документы.
- И начиналось всё это именно как вспомогательная структура – собралась группа людей, которая помогает другим людям разобраться во всём этом. То есть, опять же, тут нет никакой политики.
- Я даже не задумывалась об этом.
- Мы понимаем, какие есть проблемы у нас, и наверняка те же самые проблемы имеются и у других. И вот чтобы это легче всё решалось - для того мы туда и пришли.
- Уточню: вы, получается, в этом центре за главных?
- Нет, мы просто входим в экспертный совет.
- И за актёров отвечаем.
- Да, так как мы сами актрисы, то по идее мы в будущем, когда этот Молодёжный союз будет развиваться дальше, должны возглавить направление, связанное с актёрами. Но пока что всё это очень…
- Это пока очень недоразвитая сторона этого проекта.
- Но вам всё равно рано или поздно придётся столкнуться с тем, что одни начнут вас, условно говоря, «бить» за то, что вы «за Михалкова», а другие, наоборот, будут защищать: «Молодцы, вы за Михалкова!»
- Но это же так по жизни всегда, ты всегда с этим сталкиваешься. В той же школе бывало: «Ты с ней дружишь?!! Раз ты с ней, значит, ты не с нами!» – и начинается вся эта возня мышиная.
- Но здесь ведь дело не в этом. Котлеты отдельно - мухи отдельно. Никита Сергеевич прекрасные фильмы снимал, он мастер своего дела. Вот хоть убей, хоть тресни - это так. А что там дальше, какие начинаются политические игры, игрища и делёжки - я не хочу в это влезать.
- Давайте тогда обсудим следующую проблему. Вы уже столкнулись с вопросами государственного финансирования? Вот приходит, допустим, в Министерство культуры молодой кинематографист и говорит: «Я хочу снять свой большой фильм». И что дальше?
- Если честно, вплотную мы с этим ещё не столкнулись. Видимо, петух нас пока не клюнул. У нас есть идея фильма, некоторым продюсерам мы послали свою заявку. Но пока всё остановилось, потому что сценарий мы так и не написали.
- На короткий метр мы ещё как-то можем собраться - и написать сценарий сами. Криво-косо, но как-то написать…
- …А полный метр мы не потянем, нам нужен профессиональный сценарист.
- Сценаристы ведь не просто так получают образование, они действительно умеют писать. Это настоящая работа, которой специально учат, профессия - поэтому лезть в это тоже не хочется. Ты можешь понимать какие-то основы написания сценария, но всё равно главный в этом отношении сценарист. Хотя правильнее будет с ним в тандеме работать.
- А для этого нужны деньги.
- Но пока нет сценария, рыпаться и к кому-то стучаться в дверь всё равно бессмысленно. Только если вдруг нас спросят: «Вот я хочу, чтобы вы сняли кино, есть у вас что-то?..» Мы говорим: «Да!» - «Мы тогда вам подгоняем сценариста, давайте, пишите – и мы запускаем!»
- Это, конечно, сказочная ситуация...
- …о которой можно мечтать. Но вдруг?.. Дуракам везёт.
- Отсюда выходит следующий вопрос: о чём вы вообще хотите снимать? Я не спрашиваю о сюжете, но у вас же должна быть некая высшая мысль: о чём. Какие вопросы вы хотите поднимать? В какую сторону идти?..
- На самом деле хочется очень много всего попробовать, по всем жанрам пройтись. Вот первая наша работа «Мы делили апельсин» - мы думали, это драма, оказалось - драмеди. «Холивар» - это абсолютный жанр, комедия чистой воды. Фактически, мы попробовали уже два жанра, криво-косо, но попробовали. Так как мы молодые и многого ещё не пережили, то сначала, наверное, стоит по каким-то более лёгким жанрам пройтись, более нам понятным: приключения, детское кино… А вообще, я мечтаю снять военное кино, потому что…
- …Потому что у нас дедушка воевал. И вот ему уже почти девяносто лет, и мы видим, что с этими людьми происходит.
- Плюс рассказывая о войне, ты напоминаешь современному поколению о том, что не нужно воевать, что война - это самое страшное, что может быть в жизни человека, человечества.
- Хочется ещё снять какой-нибудь саспенс… То есть, по всему хочется пройтись, всё попробовать.
- Но вот следующая наша заявка, ещё не полный метр, она тоже, в общем-то, лёгкая и жанровая. Там уже больше каких-то подводных течений, но опять это про взаимоотношения людей, про то, какие они совершают поступки и к чему это приводит…
- Последствия любого твоего поступка. Такая вот тема.
- Ничего не бывает просто так.
- А что насчёт социального подтекста, которым отличаются все фильмы нашей так называемой «новой волны»? Хотите ли вы включать его в своё кино?
- Наверное, мы не так сильно включаем этот социальный подтекст…
- Хотя возможно, что через какое-то время он и включится.
- Просто сейчас, наверное, будучи молодыми, мы в большей степени хотим снимать комедии. Хочется дать людям вздохнуть.
- А если случится всё-таки выбирать: снимать своё «авторское кино» или же условное «кино для всех» - каким путём пойдёте?
- Знаете, самое понятное для меня – это говорить то, о чём я знаю. И самое важное - говорить искренне. Что в потоковом кино, что в авторском, тем более что любое кино - авторское. И если мне захочется сказать о чём-то глобальном и серьёзном, я буду думать, как об этом сказать. Если захочется посмеяться и попробовать рассмешить других, я буду стараться сделать именно это. Самое главное – делать это искренне.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: