Символ советского детства: история самого родного для москвичей трамвая
- 03 февраля 2022 00:15
- Майк Лебедев
Любите ли вы московские трамваи так, как люблю их я? А я их очень люблю. Особенно 23-й — он такой «трамвай детства».
Маршрут № 23 — один из старейших в Москве. Впервые этот номер (именно номер) появился в 1909 году и следовал от Лубянки до Рогожской заставы. «Канонический» 23-й утвердился в 1973 году и следовал от Михалкова до Шмитовского проезда.
Сегодня — от Михалкова до станции метро «Сокол». Не раз «снимался» в кино, «отмечался» в художественной литературе, а в фольклоре студентов МАИ есть в том числе и песенка со словами: «Спешу к тебе, ты так и знай, „маёвский“ долгожданный наш родной трамвай. Спешу к тебе, беру билет, привет!»
Из окна бабушкиного дома отлично было видно. Даже так — сначала слышно, а потом уже видно. Потому что сначала характерный такой гул, потом щелчок проводов, это когда трамвай с помощью «стрелки» сворачивает, потом скорость набирает, тоже слышно. В детстве вообще очень многое слышишь, это потом только все звуки сливаются в один надоедливый гул.
Да, и набирает скорость, и искры сыплются, и тут как раз из бабушкиного окна его видно. Очень эффектно. Особенно в зимних сумерках таких, когда некоторые искры даже до снега долетают.
И с улицы смотреть на трамвай тоже очень интересно. Как он взбирается на горку, потом на мост заезжает, причем мост такой с изгибом. Очень красиво. Это трамвай 23-й переезжает через железную дорогу, если в этот момент еще поезд по ней едет — вообще хоть картины пиши.
Это, кстати, один из немногих (если не единственный) мостов, точнее путепроводов, выстроенных специально, «эксклюзивно» для трамвая. Но естественно, это же 23-й.
Чем еще хорош трамвай? Он такой… уютный, что ли.
Если автобус трясётся, то трамвай — качается. Трамвай не дергается: он плавно разгоняется и плавно тормозит, ну, просто в силу устройства электромотора. Трамваи часто водят женщины. Они вполне могут любезно подождать, не закрывать двери, если замечают, что пассажир спешит. Это суровые шофёры автобусов никогда никого не ждут, а водительницы трамваев — запросто.
Даже сиденья в трамвае — они вот чем-то даже старые стулья в бабушкиной комнате напоминают.
Это в автобусе — ну сиденья и сиденья, иногда даже в полиэтилене. А в трамвае — вот прям хочется усесться поудобнее, и смотреть, смотреть, прижавшись носом к оконному стеклу: что здесь вокруг, что там дальше? Ужасно интересно!
Наконец, трамвай стоит три копейки, а не пятачок, как в автобусе. Экономия!
Чем еще хороши московские трамваи из нашего детства?
Ну, например, тем, что маршруты их очень длинные, по крайней мере были очень длинные. Соединяют не просто разные районы Москвы, а практически разные вселенные. Вот, скажем, Коптево и Шмитовский проезд, откуда и куда в свое время ходил 23-й: ну не прям вселенные, но разные планеты — это точно.
Зато очень много людей считают один и тот же маршрут своим и родным.
Вот 23-й. Вот он взобрался на свою горку, перебрался через железную дорогу — и поехал… куда?
На улицу Константина Царева, а там — студенческий городок МАИ, собственно, и сам Авиационный институт тоже там. Так что для многих поколений «маёвцев» 23-й, ну конечно же, родной.
А потом дальше. Хитрый поворот — и выезд на Волоколамское шоссе. И к Гидропроекту.
А в самом начале Волоколамки — когда-то знаменитая пивная. Знаменитая в том числе и своим прозвищем «Пни» — пивная напротив института.
Логично. Тем более что и напротив кинотеатра «Чайка» тоже есть пивная точка. Эта, по аналогии, «Пиночет» — пивная напротив «Чайки».
Так что и для многих научных сотрудников Гидропроекта 23-й, конечно, родной. Из «Пней» до метро — в самый раз.
«Смена» возле метро «Сокол», детский магазин «Смена». Согласно мальчишескому поверью, именно там продаются лучшие наборы солдатиков. Отличный повод хорошо относиться к трамваю номер 23, он же как раз у «Смены» делает остановку.
А потом вылетает на Ленинградский проспект. Это такой один из главных, «растиражированных» образов Ленинградки — гордо мчащийся посредине 23-й трамвай. И мчится до самого стадиона «Динамо». Для кого он родной — объяснять не надо. Ну и далее, до стадиона Юных пионеров.
Там сворачивает. Боткинская больница. Бабушка там работала почти всю свою жизнь, вот уж и бабушки давно нет, и комнаты ее, откуда смотрел на трамвай, тоже нет, но трамвай есть, и вспоминаешь…
А трамвай — еще дальше. Это старше уже становишься, понимаешь, что к чему, и среди зимы или, наоборот, среди самой июльской жары — на Ваганьково, к Высоцкому. И тоже на 23-м.
А он — всё дальше и дальше. Красная Пресня, и еще дальше — почти загадочный Шмитовский проезд. Для тех, кто живет на «Войковской», практически места, где не ступала нога человека. Но ведь и для «Шмитовских» 23-й — свой, родной.
Это мы еще только в одну сторону от «Войковской» прокатились, а он ведь и в другую тоже идет.
Едет по улице Космодемьянских, изящно сворачивает у кинотеатра «Рассвет», потом очень уютно катит — вот не по улице, а практически по дворам, очень, очень по-домашнему так. И наконец, выполнив свою миссию, 23-й доходит до конечной, в самом, можно сказать, сердце легендарного района Коптево. До конечной (ну или до начальной), чтобы, отдохнув немножко на «кольце», снова отправиться в путь.
Вот такой он, 23-й московский трамвай. С учетом того, что я рассказал вам, — ну, наверное, одну сотую про него, что знаю. Да там на каждой остановке — своя история, а всего этих остановок… ух, и не сосчитать.
Сегодня 23-й маршрут стал короче. Заметно короче, но таково веление времени. Но главное — что он есть. И по-прежнему в очень многих районах Москвы 23-й — свой, родной. Уютный и домашний. Вот что я хотел сказать, и надеюсь, у меня хоть немножко, но получилось.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: