Социальное неравенство в России будет только нарастать
- 07 ноября 2018 14:32
- Игорь Серебряный, обозреватель «Ридуса»
Россия в 2017 году прошла самый низкий уровень социальной дифференциации с 2006 года, но с 2018 года неравенство опять начинает расти, и эта динамика сохранится в 2019-м, говорится в обзоре института «Центр развития» ВШЭ.
«2017 год, согласно данным Росстата, характеризовался еще и самым низким уровнем социального неравенства начиная с 2006 года», — отмечается в докладе.
С учетом того, что в 2019 году ожидаются более низкие темпы роста заработных плат в бюджетном секторе по сравнению с 2018 годом, это может означать, что Россия прошла самый низкий уровень социальной дифференциации за последние 12 лет и социальное неравенство снова будет расти.
В прошлом году глава МЭР Максим Орешкин называл цифру в 25 тысяч рублей в месяц как нижнюю границу дохода для среднего класса.
Выпустили Джини из бутылки
Разрыв в социально-экономическом положении россиян уже и сейчас безобразно велик, что является постоянным источником общественной напряженности, сказал ранее «Ридусу» замгендиректора Международного центра развития регионов Олег Столяров.
Самый вопиющий пример такого разрыва — это Москва, где, по официальным данным, уровень дохода самых бедных и самых богатых жителей отличается в 40 раз, а на самом деле, я думаю, превышает 100, — напомнил он.
Этот дисбаланс измеряется так называемым коэффициентом Джини (по имени автора, итальянца Коррадо Джини, предложившего этот показатель в 1912 году): он показывает соотношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей страны.
По данным ЦРУ, индекс Джини в целом по России составляет 41,2%.
Тем не менее не заметно, что власти России очень уж встревожены таким неравенством — судя по тому, что правительству подбрасывают проекты прямо противоположной направленности: например, развивать только пять-десять мегаполисов, бросив остальную восьмую часть суши на произвол судьбы.
При существующей системе более богатые (точнее, более «трудоемкие») регионы работают, как пылесосы, вытягивая из регионов с более слабыми рынками труда рабочую силу, а вместе с нею — и налоговые поступления. Это приводит к хрестоматийному процессу «богатые богатеют, бедные беднеют».
Социальное неравенство также вызывается различиями в оплате труда на разных предприятиях даже внутри одного региона, указывает директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.
На малых предприятиях зарплата всегда, по всем секторам, намного ниже, чем на средних и крупных, даже занятых в той же самой отрасли экономики. На последних зарплата растет, на первых же остается неизменной несмотря на уровень инфляции. То есть реальные располагаемые доходы у работников МП постоянно снижаются, в то время как у работников более крупных предприятий они действительно могли вырасти, — сказала она ранее «Ридусу».
А нам все равно
Исследование Вышки, однако, не совсем согласуется с данными опроса ВЦИОМ о том, как сами россияне воспринимают свое социальное положение субъективно.
Хотя в России сегодня насчитывается 20,3 миллиона человек, живущих ниже официального уровня бедности, проведенный в середине октября опрос показал, что в России выросла доля тех, кто считает свое положение в обществе «выше среднего».
Доля тех, кто считает свое положение «средним», увеличилась до 64% (рост на 15%). Доля тех, кто считает свое положение «ниже среднего» и «низким», сократилась с 19% до 13% и с 14% до 7% соответственно.
В отличие от России, где социальное неравенство власти пусть сквозь зубы, но признают проблемой, в «социалистическом» Китае закрепление такого неравенства является официальной политикой.
С 2014 года в КНР действует система «социального рейтингования», при которой за общественно полезное поведение человеку присваиваются, говоря языком страховщиков, бонусы, а за антисоциальное поведение — малусы.
Если житель Китая вел не такой образ жизни, какой предписывает «моральный кодекс строителя социализма с китайской спецификой», он автоматически переходит в низшую касту, выбраться обратно из которой ему будет столь же нелегко, как индусу из касты шудр перейти в касту брахманов.
Китай показывает уникальный пример того, как власти страны вместо того, чтобы сглаживать социальное расслоение, целенаправленно создают огромный слой изгоев, которые будут лишаться элементарных социальных благ. Так Компартия Китая понимает «специфику» своего социализма.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: