+3
Сохранить Сохранено 7
×

США не признают победу СССР во Второй мировой даже в компьютерных играх


США не признают победу СССР во Второй мировой даже в компьютерных играх

© Коллаж/Ridus

Неизменная шапка-ушанка, каменное лицо и хладнокровная жестокость – казалось бы, этот стереотипный образ русского из голливудских фильмов остался в прошлом вместе с Советским Союзом. На самом деле он по-прежнему жив и продолжает успешно тиражироваться в западной поп-культуре – теперь уже в видеоиграх. 

В преддверии Дня Победы в США анонсировали новый шутер про Вторую мировую войну из популярной серии Call of Duty. По словам руководителя студии-разработчика Майкла Кондри, игра расскажет «захватывающую и грандиозную историю величайшего конфликта на нашей планете». В официальном видеообращении к игрокам создатели заверили, что «крайне заинтересованы в максимально достоверном воссоздании тех событий», и без лишней скромности заявили, что это будет лучшая игра о войне.

Казалось бы, вот она, отличная возможность погрузиться в атмосферу тех лет и пройти до Берлина советским солдатом! Однако, как выяснилось из анонса, в американской версии Второй мировой войны русских не будет – так же, как и не будет никакого упоминания об операциях на восточном фронте. В числе наций, которые громили фашистов и освобождали Европу, заявлены американцы, англичане, французы, канадцы и даже австралийцы. Игроки станут участниками высадки в Нормандии, смогут внести свой вклад в освобождение Парижа, а еще – взять Берлин. Но... только без СССР.

Победа без русских

Хотя игра поступит в продажу только в ноябре, ее анонс уже вызвал широкую реакцию в соцсетях и на игровых форумах. «Where is USSR?!» – вопрошают пользователи на странице официального канала игры на YouTube. Часть русских игроков, выступая в защиту разработчиков, указывает на то, что американцы вправе сами решать, кого и как им изображать в своих видеоиграх. Однако значительная часть комментаторов переполнена возмущением – вплоть до призывов устроить демонстративный бойкот игры, отказавшись ее покупать. По их мнению, обещая «достоверно» рассказать о Второй мировой и при этом умалчивая о том, что решающий вклад в Победу внес Советский Союз, разработчики оскорбляют народ, разгромивший фашизм. И одновременно пытаются навязать искаженную версию истории всему миру, поскольку серия Call of Duty давно стала заметным явлением в мировой гейм-индустрии. Под этой маркой за последние 14 лет вышли десятки игр, она считается самой продаваемой на планете: за все время существования серии было реализовано более 250 миллионов копий.

Решение разработчиков из американской компании вполне укладывается в общий тренд западной поп-культуры, в который никак не вписывается образ России-освободительницы, победившей мировое зло. В последнее десятилетие он пустил новые корни в такой динамично развивающейся сфере, как игровая индустрия. При этом во многих западных видеоиграх, посвященных различным войнам – как историческим, так и вымышленным, русские все-таки присутствуют. Но вот их виртуальное воплощение зачастую очень далеко от благоприятного.

Свои сожгли родную хату

Один из самых скандальных примеров – компьютерная стратегия в реальном времени Company of Heroes 2, выпущенная канадским разработчиком в 2013 году. Главный персонаж игры – диссидент Лев Исакович, приговоренный к расстрелу за антисоветскую деятельность. Сюжет построен на его воспоминаниях о ключевых эпизодах Великой Отечественной войны, в которых солдаты Красной Армии нередко показаны закоренелыми садистами. Они издеваются над соотечественниками, сжигают дома с мирными жителями, расстреливают своих товарищей по оружию – словом, воюют не столько с немцами, сколько с собственным населением. 

Company of Heroes 2

Более 30 тысяч возмущенных игроков подписали петицию с требованием запретить распространение игры в России, и в результате она была изъята из продажи на территории нашей страны. Тем не менее за рубежом Company of Heroes 2 получила довольно высокие оценки прессы и пользуется успехом.

Сюжет еще одной скандальной игры с участием русских персонажей переносит действие не в прошлое, а в альтернативное настоящее. Разработчики шутера Call of Duty: Modern Warfare 2, выпущенного в 2009 году, тоже не жалеют гражданское население. В миссии «Ни слова по-русски» игрок, который оказывается в команде русского экстремиста Макарова, должен перестрелять пассажиров в московском аэропорту.

Call of Duty Modern

За счет того, что действие происходит от первого лица, эпизод этот производит по-настоящему ошеломляющее воздействие на игрока. Чуть позже стрелять надо и в бойцов спецназа ФСБ, которые прибыли по тревоге. В России скандальная миссия с расстрелом в аэропорту была запрещена и вырезана в версии, предназначенной для распространения в нашей стране. Однако в ней остался другой эпизод, в котором игроку приходится защищать Вашингтон от атак российских солдат-оккупантов.

Другой показательный шутер про альтернативное настоящее – Battlefield: Bad Company 2. Выпущенный американской компанией в 2010 году, он посвящен вымышленной войне между Россией и США. В игре российская армия изображена агрессором, который захватил полмира и не прочь поработить оставшуюся половину. Правда, тонкостям характера самих русских здесь уделяется мало внимания – они просто враги, которых надо убивать. Игра завоевала популярность во многих странах – уже спустя год после выхода ее продажи превысили 9 миллионов копий.

Battlefield: Bad Company 2

Хуже, чем зомби

В отечественной прессе нередко можно встретить мнение о том, что не стоит слишком серьезно воспринимать такой образ русских в играх. Мол, игроки всегда разделяют виртуальные миры и реальность. Однако сами же западные социологи признают, что сложившаяся практика может иметь вполне конкретные политические последствия. Так, в прошлом году ученые из университетов Кардиффа и Глазго провели исследование, призванное ответить на вопрос, кого изображают врагом в компьютерных играх. Брэндон Валериано и Филип Хабл изучили 57 наиболее популярных продуктов гейм-индустрии. Как выяснилось, чаще всего в качестве «плохих парней» выступают русские, которые опередили в этой сомнительной номинации террористов, зомби и злобных пришельцев из космоса. Изображение русских как врагов, по мнению исследователей, вполне может сформировать соответствующее отношение к современной России, побуждая воспринимать любые ее инициативы на международной арене как агрессивные.

Российские чиновники не первый год говорят о том, что Москва проигрывает в этом идеологическом состязании за влияние на умы – учитывая, что на основе видеоигр современные подростки во многом формируют свое представление о реальном мире. Конечно, лучшим ответом стала бы разработка отечественных игр на эти же темы, в которых можно увлекательно показать и грандиозное сражение за Сталинград, и героическую битву за Москву, и тот же штурм Берлина. В своей книге «Война. Мифы СССР. 1939–1945» министр культуры РФ Владимир Мединский обращает внимание на то, что высадка союзников в Нормандии широко растиражирована в серии Call of Duty, а вот намного более масштабная советская операция «Багратион» того же периода в видеоиграх вообще не отражена. 

Call of Duty

За чужую правду

О том, что нам нужны свои игры о войне, неоднократно заявляли представители оборонного ведомства. Так, советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий в одном из своих интервью назвал разработку такого продукта принципиально важной задачей. «Дети, играя в компьютерные игры, зачастую играют не в наши игры, борются там не на наших полях и не за нашу правду. Это надо исправлять», – убежден Ильницкий. Ранее в Минобороны РФ озвучили намерение принять участие в разработке видеоигр на военно-патриотическую тему, в том числе шутеров. Там явно вдохновлялись примером Пентагона, который тратит десятки миллионов долларов на разработку подобных проектов. Так, по заказу Минобороны США была создана популярная игровая серия America's Army, которая пропагандирует привлекательность военной службы. С идеей создания российских военных игр-симуляторов еще в 2010 году выступали и в Минкомсвязи.

Однако практика последних лет показала, что дальше благих намерений и заявлений дело пока не сдвинулось. При этом в истории российского игростроя есть свои неплохие проекты, но без господдержки их коммерческий успех не идет ни в какое сравнение с западными гигантами гейм-индустрии. Видимо, сегодня для наших чиновников проще запретить чужое, чем попытаться освоить свое, – подход, который практикуется, к сожалению, не только в игровой сфере. 

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (14)

  • Romek
    Romek 15 мая 2017

    -"американцы вправе сами решать, кого и как им изображать в своих видеоиграх" - Это уже почти что сказать что американцы сами вправе решать кого и как изображать в сових учебниках истории...

    Ответить
    0 +
  • Кирилл
    Кирилл 15 мая 2017

    За рубежом Россия уже проиграла сражение за умы - там действительно верят, что Гитлера победили американцы. А внутри страны - только показной патриотизм, на практике сегодняшнее либеральное руководство старается все советские успехи принизить, потому что на их фоне достижения "независимой" России последних 27 лет смотрятся особенно убого. Поэтому правдивых игр и фильмов о нашей Победе от них не жди.

    Ответить
    0 +
  • Ванько
    Ванько 15 мая 2017

    Мировая Война потому и называется Мировой, что в нее вовлечено огромное количество государств. И одержать победу силами одного государства невозможно и правда как всегда находится где-то посередине между единоличной победой СССР и победой США! Оба государства были в составе коалиции победителей!

    Ответить
    2 +
  • Кирилл
    Кирилл 15 мая 2017

    В составе коалиции победителей была и Франция, которая добровольно легла под Гитлера и сотрудничала с ним, и что - теперь и ей приписывать Победу? Надо просто смотреть на факты и вклад каждого государства: а по фактам выходит, что разгромил фашистов именно советский народ. Западные союзники присоединились намного позже, ближе к концу войны - когда осознали, что победа СССР неизбежна. Да и то, на западном фронте американцы сражались с подростками и инвалидами, которых вермахт списывал с восточного фронта. Вклад союзников в Победу есть, это правда, но он НЕЗНАЧИТЕЛЕН на фоне решающего вклада СССР.

    Ответить
    1 +
  • Ванько
    Ванько 15 мая 2017

    "На январь 1942 года антигитлеровская коалиция насчитывала 26 государств: Большая четвёрка (СССР, Великобритания, США, Китай), британские доминионы (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка) и зависимое государство Индия, страны Центральной и Латинской Америки, Карибского бассейна, а также правительства в изгнании оккупированных европейских стран. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось." (с) wiki - это касательно, того, что Вы меня пытайетесь подловить на словах про коалицию. Вы по моему или не поняли или не захотели понять мою мысль! Я не говорил, что надо приписывать победу штатам, как и не умолял вклад ссср. Я написал, что нельзя приписывать победу какой либо одной стране!

    Ответить
    0 +
  • Кирилл
    Кирилл 15 мая 2017

    По-моему, никто здесь не пытается приписать победу одной стране. И ваша мысль вполне понятна.

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 16 мая 2017

    Антигитлеровская коалиция не означает, что воевали все 26 стран. Я вот не помню, какими подвигами отметилась Южная Африка или Новая Зеландия. Да и Европа не сильно отличилась в противостоянии, практически сразу сдавшись Гитлеру. Так что, извините, мне эта коалиция больше напоминает зрителей в зале, которые наблюдают бой двух боксеров, и в нужный час подносят полотенце.

    Ответить
    1 +
  • Master75
    Master75 16 мая 2017

    Отлично сказано! Надо бы еще добавить, что часть этих зрителей вначале болела за Гитлера и только потом, увидев, что он проигрывает, стала поддерживать победителя - СССР.

    Ответить
    0 +
  • Master75
    Master75 15 мая 2017

    Мне кажется, наши чиновники просто не понимают, насколько сильно видеоигры влияют на сознание нового поколения. А ведь уже есть исследования психологов, что по воздействию это даже сильнее, чем кино - потому что все интерактивно. Много ли мальчишек смотрит сейчас советские фильмы про войну? А в игрушках - практически каждый. Историю пишут сейчас именно вот такие Кол оф дути и прочие. И будущее прежде всего рождается в умах. В итоге завтра Россия будет на задворках цивилизации во многом потому, что свою историю мы не сумели юным умам донести в доступной форме.

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 16 мая 2017

    Да уж, США сильно продвинулось в идеологической обработке умов по всему миру. Сначала Голливуд вбил в головы, что США - самая лучшая страна, что в США самая демократичная демократия. И вот уже на протяжении более полувека пропаганда американского образа жизни, образа мышления, образа оценки ценностей для США - задача намбе ван. А наши либералы упрекают власть в "прокремлевской" пропаганде. Да наша пропаганда по сравнению с американской - жалкое поскуливание на фоне громогласного лая!

    Ответить
    0 +
  • Master75
    Master75 16 мая 2017

    Проблема в том, что нашей пропагандой заведуют люди, которые сами в нее не верят. Деятели, воспитанные на западных ценностях. Которые лишнее слово боятся сказать в защиту нашего славного прошлого.

    Ответить
    0 +
  • Ванько
    Ванько 16 мая 2017

    Хорошо, что Вы не распределеяте награды в соревнованиях. Ато исходя из Вашей логики медали получали бы не все участники победившей команды, а только MVP :)

    Ответить
    0 +
  • Кирилл
    Кирилл 16 мая 2017

    В ассоциации про двух боксеров нет никаких команд, читайте внимательно. Там речь идет о зрителях. Зрители наград не получают вообще-то.

    Ответить
    1 +
  • Ванько
    Ванько 16 мая 2017

    Зрители и не являются участниками. А наличие коалиции с обеих сторон как раз говорит о том, что это состязание команд (мировая война это всегда противостояние блоков - по определению) и пример с индивидуальным видом спорта не корректен. А в контекстве нашей темы и на основании фактов, изложенных Вами Выше MVP является Совесткий союз! Но это не повод лишать остальных стран участниц права называть победителями, и говорить о единоличной победе какого-либо государства. Разговор ниочем, такое впечатление, что все минусившие считают, что я пытаюсь приписать победу штатам путем занижения роли союза. И честно говоря помоему даже не видят разницы между Великой отечественной и Второй Мировой войной.

    Ответить
    0 +