Станет ли масочный режим частью нашего культурного кода
- 07 апреля 2021 00:01
- Елена Кулешова, Журналист, колумнист
Предположение такое, в утвердительном ключе, прокатилось несколько дней назад в соцсетях, погромыхало и затихло. И сложилось у меня убеждение, что это был пробный шар, а следующий запустят чуть погодя. Ведь мы, особенно с приходом весны, так хотим подставить лица со следами от завязок, свежему ветру и ласковому солнцу! Возможно, не получится.
Культурная генетика
Культурный код нации — это ее уникальные культурные особенности, некий ключ, помогающий понять, чем живёт народ, что его тревожит, как он реагирует на события. «Психолог со специфическим взглядом на вещи» Клотер Рапай считает, что и у предмета есть культурный код — это его бессознательно воспринимаемая сущность. В разных культурах одна и та же вещь будет восприниматься по-разному. Вот, для примера: в Древнем Риме татуировками маркировали рабов и преступников, в Полинезии они заменяли паспорт, в России долгое они были принадлежностью ряда общностей, а сейчас — просто красивые рисунки на коже, возможно, с каким-то личным внутренним смыслом. Суть вещи (и ее код) меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре. Так почему бы не иметь культурного кода и медицинской маске?
Маска, к слову сказать, тоже далеко не простая штука. Колдуны и племенные шаманы, надевая маску, становились воплощением какого-нибудь могущественного духа. В Венеции носили маски с августа до Великого Поста, и особенно часто этим пользовались девушки легкого поведения: ну, а что? Узнать-то не могут. Маска позволяла вельможе беспрепятственно разговаривать с простецом и наоборот, уклоняться от встреч и бесед с неприятными людьми. Чумные доктора носили маску как аналог современного респиратора, с чисто медицинскими целями. В мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками», есть персонаж Безликий, который может стать как ужасным монстром, так и приятным другом — за маской не угадаешь. В психологии маска выполняет роль самозащиты: надел маску Шута — и вот к тебе никто не относится всерьёз, Опекуна — выказывают уважение и обращаются за помощью.
Наши маски, противоковидные, при всей простоте нисколько не отличаются от вычурных венецианских, или вымышленных архетипических. Мы, скрываясь от вируса, заодно скрываем себя ото всего мира: свои чувства, эмоции, намерения, желания. Открытое лицо человека через год карантинов и самоизоляций кажется порой пугающе откровенным: мы привыкли ориентироваться на выражение глаз, интонации голоса движения рук. Приобретя некое спокойствие, защиту от бури чужих эмоций, мы перенесли свои собственные в интернет, а в обычной жизни начали довольствоваться некоей усеченной версией общения. Это ли не признак нового культурного кода?
Два шага в будущее
Когда в России ввели масочный режим в марте 2020 года, люди начали покупать маски пачками. Цены на них взлетели до небес — сейчас они, правда, упали, но если посмотреть на продажи в натуральном выражении, то мы увидим, что они… выросли. Выросли на 15% по сравнению с показателями годовой давности. При этом мы уже не так сетуем на ношение масок, почти привыкли. И даже заявление Михаила Мурашко, главы Минздрава, о том, что даже привитые граждане должны носить маски, не вызвало народных бунтов. Всё это нам говорит о том, что как мы в 90-е приучились использовать пластиковые пакеты вместо авосек, так и маски приучились носить — пусть и формально.
Маски, которые вызывали резкое отторжение год назад, частично оказались даже удобными: за ними можно прятать чувства, кривые ухмылки, откровенные насмешки. Но часть людей все-таки не приемлет маски, и это противоречие делит общество на две части, с разным отношением к предмету и, следовательно, к противоположной группе. Помните, в ноябре 2020 года мужчину убили после того, как он в маршрутке попросил человека надеть маску? А драки из-за масок в общественных местах? Случаи такие были и в Москве, и в регионах, и даже в международном самолете. Мы до сих пор готовы биться за свои убеждения в отношении масок, предмета сугубо утилитарного — значит, все не так просто.
Но до культурного кода современной медицинской маске, средству индивидуальной защиты, пока очень далеко. Примерно как нам — до киберпанка. В просторечии же под «культурным кодом» подразумеваются социально приемлемые нормы поведения. Культура общения, попросту говоря. С этой трактовкой я могу согласиться: действительно, есть шанс, что общество примет маски как элемент одежды весной и осенью, пока свирепствует грипп. Так приняли их запылённом Пекине и Токио, но даже там маски не стали частью культурного кода страны или города. Возможно, лет через 10 выйти из дому без маски будет все равно, что прийти в оперу без штанов, но это правило будет относиться ко всем людям мира в равной мере. Вне зависимости от их культурной составляющей. И безо всякой дополнительной кодировки.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: