Старообрядцы обратились с просьбой к Шойгу. Спецрепортаж «Ридуса»
- 20 октября 2013 16:15
- Дмитрий Строганов, специальный корреспондент «Ридуса»
Чтобы узнать, кто такие староверы, и зачем им нужны отдельные роты, группа корреспондентов «Ридуса» отправилась на Рогожскую Слободу.
Большинство жителей нашей страны старообрядцев знает только по сериалу «Михайло Ломоносов» и художественной литературе. Иные, может, еще припомнят знаменитых купцов и фабрикантов, вроде Кузнецова или Морозова.
Автор этих строк до недавнего времени и сам считал их сродни динозаврам, вымершими. Оказалось, что приверженцев разнообразных старообрядческих течений в России около двух миллионов, а один из их духовных центров и вовсе до сих пор существует на своем историческом месте, на Рогожке. Люди эти своих взглядов не скрывают и стараются вести активную общественную и политическую жизнь.
Так, на своем соборе они обратились к министру обороны с просьбой создать отдельные подразделения для староверов. Такой опыт с 2010 года используется для представителей других конфессий: католиков, иудеев, мусульман, последователей русской православной церкви. Есть у выше перечисленных граждан и военные капелланы. «Мы обратились к руководству Вооруженных Сил, чтобы для старообрядцев создали отдельные подразделения, в размере роты или взвода. Один из наших прихожан служит в Генштабе, обещал помочь. Воин без духовного окормления — бандит», — поделился с нами старообрядец Павел. О войне он знает не понаслышке, попал в десант в самое «горячее» время, в начале девяностых.
Впрочем, собор и обращение к Шойгу были для нашего посещения лишь поводом, хотелось больше узнать о самих старообрядцах. То, что было прочитано в детстве в книжках, например, в «Скитаниях» Гиляровского, подтвердилось полностью.
«Курить — ладан нечистому возжигать. На том свете-то нюхачам ноздри повырвут, а курильщикам — углей в глотку напихают», — ворчал один из его героев. Негативное отношение к табаку сохранилось и спустя более чем 100 лет. «Курящие не допускаются до таинств, налагается жесткая епитимья, вплоть до отлучения. Иные священники от церковного общения отлучают на 7 лет», — объяснил нам Павел.
«Чашкой-ложкой в скитах отпихиваются, в отдельную избу селят», — рассказывал о старообрядческих скитах другой герой Гиляровского. Нас, как некрещеных, в церковь также не пустили. Просто так, в одночасье, по простому хотенью стать старообрядцем не получится, к этому надо прийти. Как мы поняли из разговора и многочисленных изученных материалов, чаще всего старообрядчество — семейная традиция. «Мой прадед был дырником, — рассказал Павел, — это — глухая беспоповская неть, он меня крещал. Я еще младенцем был, не помню этого процесса. А потом со временем сам пришел к этому, нашел в наших краях храм, еще раз крещался».
Петр Первый до сих пор у старообрядцев почитается «Анчихристом». Великий реформатор, превративший Россию в европейскую державу, а заодно уничтоживший русскую культуру, оставил слишком глубокий след в их душах. Он не только начал резать бороды, а вместо удобной, практичной и теплой одежды заставлял носить нелепые куцые немецкие одеяния, но и активно уничтожал традиции иконописи. Фактически, спасением Рублевских икон мы обязаны староверам. Так как новые иконы они считали еретическими, староверы старательно выкупали иконы древние. Тем не менее, паспорта и гербы на пуговицах печатями Сатаны уже не считаются. По крайней мере у тех, кто живет в цивилизованных местах.
Себя староверы считают истинно православными. «Никонианцы — еретики второго чина», — пояснил нам Павел. В молитвенно-евхаристическом общении с РПЦ староверы не состоят до сих пор. «Попы никонианские на праздники к нам приходят. Приглашаем их из вежливости, — объяснил Павел. — Митрополиту нашему по нужде приходится общаться с патриархами и митрополитом господствующей церкви. А так, у нас ничего общего. Мы им интересны, они нам — нет».
Сегодня старообрядцы живут по всему миру. «Самая большая община в Москве, Рогожка, — уточнил Павел. — Вторая по численности — Новосибирск, потом Вятка. А вообще староверы живут от Аляски до Германии. Большие общины в США. В России вообще практически в каждом регионе, даже в Чечне, наверное, есть».
Суть конфликта.
Раскол в нашей церкви вызвали реформы Никона и царя Алексея Михайловича, проведенные в 1650—1660 годах, целью которых была унификация Русской церкви с Константинопольской. Для этого Никон изменил традиции богослужения и обряды. Так патриарх провел «книжную справу». Тексты Священного Писания и богослужебных книг были отредактированы: изменилось написание имени Христа, из текста Символа Веры был убран союз-противопоставление «а»
Удивительно, но сам раскол, разделивший нашу страну на два лагеря, оказался лишь началом этого процесса. Фактически никоновские реформы послужили своего рода катализатором разделения старообрядческих течений на все новые и новые виды. Впрочем, об этом будет наш следующий материал.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: