Сторонники строительства храма в Москве и местные жители готовы примириться
- 09 августа 2015 12:14
- Андрей Гулютин, Главный редактор «Ридуса»
Конфликт из-за постройки храма в Лосиноостровском районе столицы, вышел на завершающий этап. У сторонников и противников строительства есть шанс прийти к компромиссу, но стороны весьма упрямы.
Противостояние длится уже почти два месяца. Местные жители, сагитированные разнообразными общественно-политическими силами, выступили резко против начавшегося строительства храма в парке «Торфянка», что на Изумрудной улице. Впрочем среди местных есть и те кто — за. Обе стороны, естественно, утверждают, что большинство именно на их стороне.
Конфликт знаковый. По такому же сценарию развивается каждое строительство в рамках столичной программы «200 храмов». И с одной, и с другой стороны — примерно одни и те же силы, прикрывающиеся интересами местных жителей.
Но именно в «Торфянке» сражение приобрело общегородские масштабы, а в информационном плане вышел даже на всероссийский уровень.
Стороны противоборства
Численность противников примерно одинаковая. Сторону РПЦ в конфликте отстаивают движение «Сорок сороков» и казаки. Основу противников строительства составляют активные блогеры, в частности, постоянная участница любых протестных акций Марина Веригина. Блогеров и местных поддержали активисты КПРФ и «Яблока», плюс представители десятков карликовых организаций за экологию и против застройки города, например, движение «За парк».
Разумеется, местные жители тоже принимают участие в противостоянии, и как уже отмечено выше, с двух сторон. Более того, подобно конфликту в Донбассе «Торфянка» разделила даже семьи. Автор этих строк был свидетелем того, как дочь стояла за забором среди защитников строительства, а пожилая мать — проклинала вместе с митингующими противниками точечную застройку, местные органы власти и РПЦ.
Представителя горкома Компартии (справа) не пускают на митинг противников храма, среди которых члены КПРФ
В компартии, кстати, тоже случился раскол «по линии храма». Несмотря на то, что местный актив КПРФ является одной из основных сил протеста, внутри партии немало и сторонников строительства. Представителя КПРФ Николая Мишустина, который хотел высказаться в поддержку возведения церкви, не пропустили на митинг протеста.
Стоит ли добавлять, что каждая из сторон конфликта обвиняет противников в политической ангажированности и материальной заинтересованности.
Методы борьбы
Противники храма в «Торфянке» развернули вокруг забора, которым огородили место будущего строительства, палаточный лагерь, и провели уже целый ряд акций протеста, на которые собирались сотни участников со всей Москвы и даже из-за ее пределов. Сторонники храма проводят регулярные показательные субботники, спортивные мероприятия, а так же регулярно молятся.
Иногда противостояние выливается в мелкие потасовки, а однажды молодые сторонники храма собрали православных старушек, одели их в экипировку для единоборств, и предложили противникам сразиться с бабушками кулачном поединке «стенка на стенку». Оппоненты вызов не приняли, но протест не прекратили.
А на перформанс бабушек оппоненты ответили театрализованным представлением.
Противники строительства храма, по утверждению сторонников, постоянно пускаются на провокации, например, как-то пытались засадить периметр будущего строительства кустарниками, чтобы потом рассказывать, как строительная техника уничтожает лесонасаждения. Так же протестующие перекрыли въезд ассинезаторным машинам.
Спортивный журналист Андрей Малосолов оказался очевидцем того, как один из организаторов палаточного протеста кричала под камеру: «Кто потерял крест?», который до этого вынула из собственного кармана.
Сторонники строительства противопоставляют этому яркие преформансы. Даром, что активный участник движения «Сорок сороков» Иван Катанаев некогда был учредителем Fratria, неформального союза болельщиков ФК «Спартак». Опыт стадионных акций у него немалый. Участие в «спартаковском движе» и довольно скандальный выход из него дали повод оппонентам утверждать, что Катанаев имеет во всем этом деле корыстный интерес.
Кроме того, Катанаева теперь поддерживает его оппонент во Fratria Василий Степанов, известный в фанатских кругах, как «Киллер». Раньше, известно, они враждовали. а теперь союзники — наверняка, по мнению противников, в этом кроется какой-то подвох, правда, какой именно, никто так и не сказал.
Вася «Киллер», кстати, действительно вместе с семьей приезжал поддержать строительство, и даже далкороткое интервью «Ридусу» на сей счет.
Аргументация
Сторонники строительства храма утверждают, что церквей в округе не хватает — ближайшие — на Ярославке и Яузе — в дни праздников не могут вместить всех желающих. Противники не согласны, и считают что зданий для справления культа достаточно.
А если и не достаточно, то все равно, нельзя возводить церковь среди лесонасаждений, которых в Лосинке и без того не густо. Лосиный остров, конечно, солидный массив, но находится на удалении, несмотря на производное от него название района.
Местные жители передают из рук в руки план строительных работ в «Торфянке», указывают на границы проектирования и ужасаются, что большая часть парка уйдет под храм.
Сторонники настаивают, что местных вводят в заблуждение: граница проектирования это не более чем профессиональный термин, а границы участка под учреждение культа не превысят 20 соток — он отмечен на схеме сиреневым цветом, и об этом прямо говорится в постановлении столичного правительства.
Противники беспокоятся, что вместо парка появится огромное сооружение размером чуть ли не с Храм Христа Спасителя, а сторонники строительства настаивают, что это будет небольшая деревянная часовня.
Впрочем, главнейший аргумент противников в том, что строительство провели без надлежащих общественных слушаний, а если слушания и были, так никого о них не уведомили.
Правовая сторона вопроса
Собственно, вопросу законности проведения общественных слушаний, ну, и вообще, согласования с обществом строительства храма, и посвящен в основном «закулисный» спор в этом конфликте. 31 июля состоялось заключительное судебное заседание, в ходе которого истцы из числа противников строительства отозвали заявление. По мнению движения «Сорок сороков», «клевета истцов на органы исполнительной власти несостоятельна», и судебная победа очевидна.
Секретарь райкома КПРФ Наталья Кутлунина в комментарии «Ридусу» рассказала, что точка в деле еще не поставлена. По ее словам, оказалось, что общественные слушания по поводу постройки храма, которые действительно были проведены, касались другой территории, пусть и неподалеку. «Потому мы и отозвали иск, ведь нет предмета спора, но это не значит, что строительство законно, — резюмировала Кутлунина. — Прокуратура на нашей стороне».
Исход конфликта
Но в любом случае, теперь спорить действительно не о чем. РПЦ отказалась от строительства в «Торфянке». Сейчас подыскивается новое место под постройку храма, которое устроил бы всех. На вопрос «Ридуса», будут ли протестовать в случае, если церковь будет возводиться не в парковой зоне, секретарь райкома КПРФ ответила, что ни в коем случае. Против храмов как таковых никто не выступает. «Мы против строительства в парке исключительно», — подчеркнула Наталья Кутлунина.
Вместе с тем оппоненты продолжают настаивать, что коалиция противников строительства храма ставит своей целью именно политическое раскачивание ситуации.
«За процессами богоборчества стоят люди, которым нужна дестабилизация в стране, — считают в движении „Сорок сороков“. — Мы видели и слышали, как сторонники партии „Яблоко“ открыто называли себя сторонниками майдана, активисты КПРФ открыто призывали к революции и не повиновению властям, а активисты ЛГБТ-движений, по сценарию цветных революций, раздавали на митинге 9 июля розовые ленточки. Все местные жители, которых в начале конфликта запугали ложью об отобранном у них парке и скорой вырубке всех деревьев, давно разошлись. Остались только те, кому не нужен никакой мир, им нужны потрясения и политические очки, они пришли в „Торфянку“ делать майдан».
Потому, по словам сторонников строительства храма, они никуда не уйдут из парка, пока не будет определено новое место под учреждение культа. Причем, не абы какое, а «подобающее строительству русского православного храма, чтобы храм мог стать не только духовным, но и образовательным и культурным центром микрорайона, расположиться в наиболее доступном для людей месте».
Наталья Кутлунина, ознакомившись с заявлением выше, возмутилась: «Это продолжение войны». Противники строительства, по ее словам, тоже никуда не уйдут, пока в парке не снимут строительный забор.
Таким образом, обе стороны готовы к компромиссам, но никто не собирается первым прекращать конфликт. «Ридус» в свою очередь выражает готовность стать площадкой для примирения.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: