Страшная и удивительная фотоистория теплоходных прогулок к Валааму
- 06 июля 2019 05:03
- uritsk , гражданский журналист
Остров Валаам — крупнейший из островов Ладожского озера, знаменитый своим монастырём и великолепной северной природой. Лучший способ посмотреть Валаам — это речной круиз на туристическом теплоходе.
Либо короткий трёхдневный из Санкт-Петербурга, либо большей продолжительности из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов (такие длинные круизы, выбор которых очень большой, помимо Валаама, включают в себя массу интереснейших стоянок).
Мне доводилось бывать на Валааме неоднократно — в какие-то годы я выбирал классическую программу по острову с посещением монастыря, а однажды в рамках необычного круиза из Москвы в Санкт-Петербург с расширенной программой на островах Ладоги, мы за один рейс стояли на Валааме два раза — день через день.
В чем же заключается страх и чудо истории теплоходных прогулок в Валлааму, вы поймете, прочитав эту историю с фоторепортажем до конца.
В том круизе, прошедшем в замечательной компании замечательных энтузиастов путешествий, мы с друзьями решили посетить те места острова, которые оказываются в стороне от стандартных экскурсий — в первый день мы совершили две прогулки на катере: сначала по внутренним проливам Валаама, а затем — на соседний остров Оборонный, где сохранились остатки старых финских укреплений.
А на второй день прогулялись на очень красивое скалистое побережье острова, расположенное примерно в двух километрах к югу от Большой Никоновской бухты, где швартуются круизные теплоходы.
Конец сентября. Золотая осень. Окончание очередного круизного сезона уже не за горами — на острове одни из последних круизных судов. А дальше начнутся осенние шторма на Ладоге, и туристический сезон на острове закончится…
От пристани в Большой Никоновской бухте начинаем путь по Главной монастырской дороге. Минуем Гефсиманский скит, освящённый в 1911 году.
Осень — невероятно красивое время года!
Главная монастырская дорога связывает Валаамский монастырь с пристанью круизных теплоходов в Большой Никоновской бухте.
Коровки.
Спустя километр с небольшим пути сворачиваем с Главной монастырской дороги направо и идём по тропе через лес ещё примерно с километр.
Наконец, мы оказываемся на невероятно красивом побережье Ладожского озера. Здесь находится бухта Скалистая, заливы Красный и Крестовый.
Свежий ветер в лицо, скалы, брызги волн, крики чаек…
Конец сентября… Золотая осень на Валааме недолгая. В октябре ей на смену придут суровые осенние шторма.
Скалистое побережье Валаама и маяк Малый, расположенный на скалистом острове в 12 километрах к юго-западу от Валаама.
Самые сильные шторма на Ладоге случаются в октябре, но и в конце сентября здесь тоже довольно ветрено. На поверхности воды ощутимая зыбь, волны с шумом плещутся о прибрежные скалы.
Очень красиво!
Для любителей круизов со стажем остров Валаам известен ещё и тем, что здесь в июне 1996 года потерпел аварию трёхпалубный пассажирский теплоход «К.Э. Циолковский», один из популярных московских теплоходов 80-х и 90-х годов.
Он пришёл в Московское речное пароходство в 1981 году (до этого работал в Беломорско-Онежском пароходстве от Карельского бюро по туризму и экскурсиям) и на протяжении пятнадцати последующих лет работал на туристической линии Москва — Ленинград (Санкт-Петербург) — Москва, став одним из любимых теплоходов для многих москвичей. Мне тоже довелось на нём путешествовать в детстве — в июле 1995 года.
С тех пор сохранилось даже несколько фотографий.
Ретро-фото. Июль 1995 года. Река Свирь. С друзьями на борту теплохода «К.Э. Циолковский», следующего по 12-дневному маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва. Кстати, прошло уже 24 года, а с этими ребятами мы дружим до сих пор.
Так вот, в июне 1996 года, выполняя очередной рейс по стандартному для себя маршруту между Москвой и Санкт-Петербургом с туристами на борту, теплоход «К.Э. Циолковский» при подходе к Валааму отклонился от курса и на полном входу врезался в скалистый берег — тот самый, по которому мы сейчас гуляем.
Никто из туристов не пострадал, но судно получило очень сильные повреждения носовой части корпуса.
Для того, чтобы выполнить первичный ремонт судна и снять его с валаамских скал потребовалось почти всё лето — лишь в августе его смогли отбуксировать с Валаама на судоремонтный завод.
Дальнейшая судьба «Циолковского» была непростой — в 1998 году его из Москвы продали в Казань, где он продолжал работать на петербургском направлении, выполняя круизы Казань — Санкт-Петербург — Казань.
А летом 2001 года во время стоянки в Санкт-Петербурге у него случился взрыв и сильный пожар в машинном отделении, в результате чего «Циолковский» частично затонул.
Но теплоход подняли, снова восстановили, ему сменили имя, и с 2005 по 2013 год он работал под именем «Анатолий Папанов» из Москвы и Ростова-на-Дону, совершая самые разные круизы по всем водным путям Европейской части России — В Санкт-Петербург, на Соловецкие острова, в Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и другие интересные места.
Затем теплоход снова сменил владельца, в 2016 году был переименован в «Две Столицы», и в настоящее время всю навигацию работает с туристами на линии Москва — Санкт-Петербург — Москва, той самой, на которой он работал давным-давно, будучи ещё «Циолковским».
Вот такая интересная история и судьба круизного теплохода.
А та авария 1996 года на Валааме была довольно нашумевшей и в то время широко обсуждалась в среде профессиональных речников и любителей отдыха на круизных теплоходах.
Мы же сейчас, гуляя по скалистому побережью Валаама, дошли до того места, куда в 1996 году врезался и где затем всё лето сидел на скалах «Циолковский».
Прошло много лет, а какие-то части повреждённого корпуса можно найти среди камней до сих пор…
Продолжаем прогулку по скалам Валаама.
Пора возвращаться в Большую Никоновскую бухту, где нас ожидает большой белый теплоход.
Наш «Александр Бенуа» и стоящий рядом с ним «Кронштадт» одновременно покидают Валаам и берут курс на Санкт-Петербург.
Нам предстоит пересечь Ладожское озеро с севера на юг, поздно вечером теплоход минует крепость «Орешек» и войдёт в исток Невы. В Петербурге мы будем поздно ночью.
Пересекая Ладогу. Маяк Малый, который было также видно со скал Валаама на фото 14.
Вечереет.
Вечером теплоход минует Шлиссельбург, входит в Неву и ещё через пару часов проходит под вантовым мостом Санкт-Петербурга.
Речное путешествие из Москвы в Санкт-Петербург на этом закончено, а я напоследок подготовлю ещё один пост — с красивыми осенними картинками Северной Столицы.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: