Тиллерсону предстоит отучиться ставить России ультиматумы
- 12 апреля 2017 04:08
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Во вторник вечером в Москву с первым официальным визитом прибыл госсекретарь США Рекс Тиллерсон. В среду 12 апреля пройдет его встреча с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Буквально перед трапом самолета, унесшего представителя Белого дома в Москву, Тиллерсон сделал заявление, которое многие расценили как ультиматум.
Ультиматум?
Госсекретарь США посетовал на то, что Россия выбрала себе «ненадежного партнера» в лице президента Сирии Башара Асада. По словам Тиллерсона, США мечтает создать для Сирии стабильное и безопасное будущее, а Россия может стать частью этого будущего и сыграть важную роль, или продолжить сотрудничество с группой, которая «никак не послужит ее долгосрочным интересам».
По сути, это не сильно завуалированное предложение выбирать между Западом и Асадом, а также Ираном, поддерживающим правящий режим в Сирии и группировку «Хезболла». Впрочем, пока заявление Тиллерсона — не более чем риторика, призванная усилить его переговорные позиции, считают опрошенные «Ридусом» эксперты.
«Это предварительное заявление. Мы не знаем, что будет сказано во время переговоров. Но если вдруг такое предложение и будет сделано, скорее всего, наша сторона ответит, что мы должны собрать международную комиссию с обязательным участием российских специалистов и провести независимое расследование страшного инцидента в Идлибе, — предполагает старший научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев. — И если вдруг на сто процентов будет признано, что это сделал Асад, мы можем и от него отказаться, но никак не раньше».
Напомним, 4 апреля в Идлибе 80 человек погибли и еще две сотни пострадали в результате распыления химического оружия. США обвинили в этой атаке правительство Сирии и три дня спустя «ответили» на нее «Томагавками», выпустив 59 крылатых ракет по сирийской авиабазе «Шайрат». При этом президент США Дональд Трамп заявил, что этот трагический инцидент изменил его отношение к ситуации в Сирии. Дамаск, в свою очередь, обвинения отверг и заявил об ответственности боевиков и тех, кто оказывает им поддержку.
Кнут без пряника
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, постановка «ультиматума» в том виде, как он прозвучал на публику, вообще несерьезная. «Нет таких мощных рычагов давления, которые США готовы были бы включить для того, чтобы всерьез заставить Москву отказаться от прежних целей в Сирии и развернуть свою политику на 180º, здесь даже нечего обсуждать», — пояснил он.
В целом политолог полагает, что ничего особого ждать от этого визита не стоит. Тиллерсон не уполномочен в ходе переговоров принимать какие-то решения, он может дать информацию, донести позицию американской администрации по тем или иным вопросам.
«Значение визита, я думаю, состоит в том, чтобы лучше понять и услышать из первых уст какие-то формулировки подходов к внешней политике США, потому что пока это terra incognita», — отметил эксперт.
Он также не исключает, что визит госсекретаря может стать своего рода подготовкой к встрече президента РФ Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа в более отдаленной перспективе. Информацию о возможной встрече с Путиным самого Тиллерсона, о которой заявляли некоторые СМИ, в Кремле не подтвердили. По мнению Ремизова, этот вариант будет зависеть от того, насколько договороспособную позицию заявит американский госсекретарь, и будет ли в принципе повестка для диалога.
«Ее вполне может и не оказаться, потому что сейчас создается впечатление, что американский подход к России как был, так и остается подходом, основанном на формуле „кнут без пряника“, — рассуждает эксперт. — Есть негативные стимулы, какие-то угрозы, но нет абсолютно никакой позитивной повестки дня и, с этой точки зрения, по сути, им нечего предложить Москве. Какие-то источники сообщают, что в обмен готовы снова сделать G8, но это даже смешно обсуждать. И в этой ситуации добиться от Москвы они тоже вряд ли что-то смогут».
Имидж — все
Но раз Вашингтону нечего предложить Москве, зачем ему вообще этот визит? Как предполагает Ремизов, причина может быть чисто пропагандистская. Это даст Белому дому возможность заявить о том, что они очень жестко поговорили с русскими, или, напротив, нашли точки соприкосновения.
«Поскольку сейчас удары по Сирии создали некую иллюзию эффекта разговора с позиции силы для новой администрации Белого дома, с их точки зрения, сейчас хороший момент для разговора с русскими. Просто они себе такой разговор могут позволить, создавая эффект силового навеса, — поясняет политолог. — Политика Трампа явно ориентирована на определенное конструирование его образа, и при всех сложных отношениях президента США с глобальными масс-медиа, медиазависима. Это, кстати, одна из фундаментальных проблем, которые придется учитывать в дальнейшем».
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, в свою очередь, считает, что сам факт, что этот визит не отменен, и что вопросы санкций не обсуждались на встрече G7, с которой Тиллерсон прямиком направился в Москву, — это уже серьезный сигнал. Он говорит о том, что Трамп пытается создать хоть какой-то фон для переговоров с Москвой, хотя и завышает переговорные позиции, делая жесткие заявления. И Москве необходимо сохранить холодную голову и достаточно спокойно отреагировать на эти процессы, тем более что на 2 мая намечен визит в Россию канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая, в том числе, выступила против введения новых санкций.
А, может быть, Корея?
Хотя формально Тиллерсон приехал в Москву обсуждать ситуацию в Сирии, на самом деле, по мнению Абзалова, больше внимания будет уделено обострению ситуации в Северной Корее.
«Там очень сложная ситуация вырисовывается, а соответственно, без Москвы очень сложно будет говорить по Юго-Восточной Азии», — пояснил эксперт.
Михаил Ремизов напоминает, что в Северной Корее у американцев нет большой свободы маневра, и они не могут пойти на действительно радикальные меры просто потому, что их придется согласовывать с союзниками США в регионе — Японией и Южной Кореей, которые опасаются ответа со стороны КНДР.
Что же касается России, она тоже декларирует свое недовольство тем, что северокорейцы нарушают международный режим эмбарго на баллистические технологии. И здесь, кстати, на уровне официальных позиций у Москвы и Вашингтона есть реальные точки соприкосновения.
«На мой взгляд, для России эта проблема значима сейчас только с точки зрения того, чтобы не допустить полномасштабного вооруженного конфликта в регионе, который вплотную примыкает к нашим границам и может быть чреват, в том числе, и экологической катастрофой. Но вероятность такого развития очень мала. А само по себе обострение отношений США и Северной Корее для нас не проблема», — резюмирует эксперт.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: