Трамвай, переживший революцию, войну и капитализм
- 28 декабря 2013 15:24
- Никита Перфильев
Возможно, особенно начитанные граждане вот «прям щас» начнут строчить комментарии к материалу, сбивая в кровь пальцы и доказывая, что нижегородский трамвай - сопливый студент по сравнению с заграничным «Эрликоном». Мы ответим: строчите, вы правы, ведь «Эрликон» и сегодня стоит в нижегородском «Музее электротранспорта», как первая модель, добравшаяся до царской России в качестве примера нашим инженерам. Однако в считанные годы, франт «Эрликон» настолько обрусел, что сегодня именно российский его прототип считается уникальным с точки зрения исторического развития.
Есть версия, что первый трамвай появился в Киеве, но мы и ее отметаем, ввиду патриотических настроений. Итак, именно Нижний Новгород - город-пионер России, где появился первый трамвай. Начало трамвайного движения в Нижнем Новгороде было приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года. В этот год открыли сразу четыре трамвайных системы трех владельцев. Примечательно, что на разных линиях применялась колея разной ширины.
В течение 20-ти лет трамваи ходко бегали по самым разным маршрутам - продумывались новые линии, множилась система, однако транспорт все еще был в собственности немецкой компании «Сименс и Гальске». Муниципальные власти Нижнего Новгорода понимали - «такая корова нужна самому» и спешили воспользоваться правом выкупа, которое должно было случиться уже в 1914 году. Было ясно, что трамвай - дело прибыльное. Кроме того, к моменту покупки транспорт настолько истаскался, что выкупить его удалось не за 1,2 млн рублей, как предполагалось, а всего лишь за 200 тыс. рублей.
Работа первого нижегородского трамвая была прекращена в 1919 году. За годы Первой мировой войны вагон истощили до такой степени, что работа уже не окупалась - вся прибыль уходила на ремонт. К тому же, в 1917 году случилась революция, что также не добавило владельцам трамвая уверенности в завтрашнем дне.
Производство на нижегородских заводах стало восстанавливаться лишь в 1922 году, по окончании Гражданской войны. За 18 лет, прошедших от возрождения в городе трамвайного движения до начала войны, протяжённость линий и объёмы перевозок возросли в десятки раз. Именно в эти годы была заложена основа трамвайной сети города. Именно в годы войны профессия «вагоновожатый» стала женской. Мужчины уходили на фронт, и многие профессии пришлось осваивать дамам. В годы войны трамвайное хозяйство работало в сложных условиях, «на износ», и к 1946 году оказалось на грани развала. В 1946—1947 годах положение продолжало осложняться.
В последующие годы жизни в Советском Союзе дела трамвая в Нижнем Новгороде шли ни шатко, ни валко. Вроде бы и развивалась сеть, но роль трамвая в городе, начиная с 60-х годов, постепенно снижалась. В Нижнем интенсивно развивались другие виды транспорта: троллейбус и автобус.
В 90-х годах упразднили несколько популярных маршрутов. «Давить» трамваи старались и в 2000-х годах, тем более, что такая политика была вполне оправданна. При сегодняшнем развитии транспорта, глупо было делать ставку на «рогатых». Однако в 2006 году произошло примечательное событие. С Окского съезда хотели убрать очередной маршрут трамвая, пообещав заменить его автобусным. Несмотря на то, что в Нижнем Новгороде нет такого автолюбителя, который не матерится, переезжая через многочисленные трамвайные пути. Горожане взбунтовались и потребовали вернуть привычный вид транспорта. Администрации пришлось согласиться. Таким образом, стало ясно, что при некоторой своей неповоротливости, нижегородский трамвай в современном своем виде продолжает пользоваться популярностью.
Возможно, особенно начитанные граждане вот «прям щас» начнут строчить комментарии к материалу, сбивая в кровь пальцы и доказывая, что нижегородский трамвай - сопливый студент по сравнению с заграничным «Эрликоном». Мы ответим: строчите, вы правы, ведь «Эрликон» и сегодня стоит в нижегородском «Музее электротранспорта», как первая модель, добравшаяся до царской России в качестве примера нашим инженерам. Однако в считанные годы, франт «Эрликон» настолько обрусел, что сегодня именно российский его прототип считается уникальным с точки зрения исторического развития.
Есть версия, что первый трамвай появился в Киеве, но мы и ее отметаем, ввиду патриотических настроений. Итак, именно Нижний Новгород - город-пионер России, где появился первый трамвай. Начало трамвайного движения в Нижнем Новгороде было приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года. В этот год открыли сразу четыре трамвайных системы трех владельцев. Примечательно, что на разных линиях применялась колея разной ширины.
В течение 20-ти лет трамваи ходко бегали по самым разным маршрутам - продумывались новые линии, множилась система, однако транспорт все еще был в собственности немецкой компании «Сименс и Гальске». Муниципальные власти Нижнего Новгорода понимали - «такая корова нужна самому» и спешили воспользоваться правом выкупа, которое должно было случиться уже в 1914 году. Было ясно, что трамвай - дело прибыльное. Кроме того, к моменту покупки транспорт настолько истаскался, что выкупить его удалось не за 1,2 млн рублей, как предполагалось, а всего лишь за 200 тыс. рублей.
Работа первого нижегородского трамвая была прекращена в 1919 году. За годы Первой мировой войны вагон истощили до такой степени, что работа уже не окупалась - вся прибыль уходила на ремонт. К тому же, в 1917 году случилась революция, что также не добавило владельцам трамвая уверенности в завтрашнем дне.
Производство на нижегородских заводах стало восстанавливаться лишь в 1922 году, по окончании Гражданской войны. За 18 лет, прошедших от возрождения в городе трамвайного движения до начала войны, протяжённость линий и объёмы перевозок возросли в десятки раз. Именно в эти годы была заложена основа трамвайной сети города. Именно в годы войны профессия «вагоновожатый» стала женской. Мужчины уходили на фронт, и многие профессии пришлось осваивать дамам. В годы войны трамвайное хозяйство работало в сложных условиях, «на износ», и к 1946 году оказалось на грани развала. В 1946—1947 годах положение продолжало осложняться.
В последующие годы жизни в Советском Союзе дела трамвая в Нижнем Новгороде шли ни шатко, ни валко. Вроде бы и развивалась сеть, но роль трамвая в городе, начиная с 60-х годов, постепенно снижалась. В Нижнем интенсивно развивались другие виды транспорта: троллейбус и автобус.
В 90-х годах упразднили несколько популярных маршрутов. «Давить» трамваи старались и в 2000-х годах, тем более, что такая политика была вполне оправданна. При сегодняшнем развитии транспорта, глупо было делать ставку на «рогатых». Однако в 2006 году произошло примечательное событие. С Окского съезда хотели убрать очередной маршрут трамвая, пообещав заменить его автобусным. Несмотря на то, что в Нижнем Новгороде нет такого автолюбителя, который не матерится, переезжая через многочисленные трамвайные пути. Горожане взбунтовались и потребовали вернуть привычный вид транспорта. Администрации пришлось согласиться. Таким образом, стало ясно, что при некоторой своей неповоротливости, нижегородский трамвай в современном своем виде продолжает пользоваться популярностью.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: