Трёхмерную версию Сталинградской битвы представили зрителям
- 03 октября 2013 10:14
- Андрей Бородулин, Журналист
На первом ряду кинозала витали обрывки жжёных обоев и газет, в глаза лезла бетонно-кирпичная пыль. Под ногами в полу разверзлась дыра, и в ней на люстре висел стонущий солдат. Это предстал передо мной и ещё парой сотен журналистов 30-милионный (в USD конечно) трёхмерный «Сталинград» Фёдора Бондарчука.
Фильм хочется разглядывать, шарить глазами по углам, всматриваться в детали на грязных от пепла и осыпающихся от пуль стенах. Глаз находит на обоях портреты русских классиков, а на столе знакомую по деревенскому детству советскую посуду. Это роднит нас с экраном. Тем временем мы вживаемся в комнаты главной сцены, в Дом, который и является одним из главных героев. Пусть он и вот-вот обрушится, но удержать нас в нём - главная залача авторов.
Лица действующих персонажей и двух героинь 3D-эффект вырисовывает столь чётко, что хорошо виден свежий тональный крем на лице Маши (Янины Студилиной). Но вот зрачки предательски всматриваются в тошнотворно реалистичные пулевые раны и вспоротые животы, в запёкшуюся на волосах кровь. Над всеми визуальными аттрибутами создатели поработали на отлично. Не только подростков, но и многих взрослых впечатлят горящие самолёты, шлейфы от пуль и звук врывающихся сквозь форму ножей-штыков. Последнего звука в фильме будет особенно много. Не только юноши, но и многие взрослые будут сравнивать увиденное с графикой популярных видеоигр Call of duty, поудобней устроются в кресле, привычно ощущая себя в 3D шутере. И в этот момент фильм перестанет трогать их чувства. Сложно сказать, у скольких процентов аудитории будет возникать комок в горле и накатывать лирическая влага в уголках глаз. Наверное, с большой частью барышень это произойдёт. Признаюсь, в своё время подобные ощущения я испытывал при просмотре советских «Летят журавли» и «Проверка на дорогах». Здесь же в стереоочках я не испытывал чувств, а только рассматривал.
И у меня возник на конференции вопрос, с которым меня опередил другой журналист, иностранец. Он оказался неудобным для Бондарчука, хотя и задан был немецкому актёру. Режиссёр, услышав его, взял шариковую ручку и стал ей нервно штриховать что-то на бумаге. И правда, неудобно когда в одном из первых же вопросов твой фильм сравнивают с фильмом-предшественником, да ещё с таким же названием. Журналист упомянул другой «Сталинград», немецкий и 1993 года. Кстати, именно в этой картине начинал главный герой свежего фильма - капитан Верхмахта Томас Кречманн. Лента 20-летней давности не столь дорогая и в ней нет замедленного полёта пуль и трёхмерных брызг крови. Но холодом войны и запахом смерти от неё веет сильнее. Не именно ли об этом должен быть фильм о Сталинградской трагедии? Не смерть ли и страх её действующее лицо? Нет. По словам Бондарчука, одна из ведущих тем его фильма – месть. Что ж, пожалуй месть и смерть идут рядом. Неподалёку и любовь. Последнего в фильме тоже в избытке.
Излишний пафос, излишняя картинность, излишнее количество компьютерной графики. Большинство будут ругать фильм именно за это. Но ругать за такое бессмысленно. Большой российский кинематограф своим мерилом считает кассовые сборы и охват аудитории. А значит, мы неизбежно будем видеть всё более упрощённое по сценарию и диалогам кино, но более нагруженное визуальными эффектами. Бондарчуку, как он сам дал понять, вообщем-то всё равно, что и стар, и млад ухмыльнуться над тем, что артиллерийский снаряд, оказывается, можно специально направить так, что он отрекошетит от башни танка и угодит прямиком в бомбовый склад. Не так важно режиссёру, что все волгоградцы обратят внимание: "культовые" памятники Сталинграда, устроившие собой главную сцену фильма - двор, находились, на самом деле, в разных уголках города.
Основные же дискуссии публики на выходе из кинозала развернутся вокруг любви одинокой русской Маши, оказавшейся в руинах, и капитана Петера, заметившего в ней сходство со своей женой, умершей в Германии. Иными словами: шлюха ли Маша или иначе она поступить не могла? Мне жаль, что это один из главных вопросов, поставленных в фильме.
Казалось бы, а где место Холокосту в сталинградском дворе? Место нашлось: посреди шеренг солдат и похолодевших от ужаса жителей, выгнанных из подвалов были сожжены еврейская женщина и её дочка. Солдатам было заявлено, что это жертва древним германским богам перед боем. А один из главных героев – немецкий капитан Петер в другой сцене, "прокачивая" бойцов перед штурмом здания, упоминая значение их пряжек Gott mit uns (*Бог с нами), указывает: «Наш бог – Адольф Гитлер!». Преувеличения ли всё это авторов фильма, не перебор ли – судить вам.
Сам Бондарчук рассказал, что всячески хотел избежать «советской» карикатурности в изображении немецких солдат. Но вот в руинах по соседству мы видим красноармейцев среди грязи и тряпья, а немцев – среди кучи роскошных рам от картин, с фарфоровой посудой на столе у жующего генерала. Он грубо допрашивает капитана, жирно размазывая сметану по чёрному хлебу. Карикатурно ли это – решайте вы.
Рекомендуй я или нет, кино это вы всё равно увидите. Если вас и не настигнет трёхмерная Сталинградская битва в кинозале, то до вас точно доберётся двухмерная по телевизору или на ноутбуке. В адрес этого фильма не будет такого шквала критики, как в адрес Михалковского «Утомлённые солнцем-2». И даже самые снобы в конце концов решат всё-таки взглянуть на «версию событий» от Бондарчука. А верить ли им вам, что 70 лет назад на берегу Волги было что-то похожее, – подскажут книги и воспоминания. Но в них разобраться гораздо сложнее чем в фильме.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: