Три серьезных кризиса на фоне культа личности
- 04 октября 2021 01:58
- Евгений Валяев, юрист, политический аналитик
У Китая нарисовалось три серьезных кризиса. Первый — энергетический кризис из-за нехватки электричества (привет «зелёной экономике»!). Второе — кризис с крупнейшим застройщиком Эвергранд. Третий — усиление идеологического давления на общество.
Не видно, чтобы Пекин с лёгкостью решал эти проблемы, хотя многим казалось, что КНР представляет из себя ту самую страну со всемогущим государственным регулированием — максимально мудрым, всё просчитывающим и не допускающим ошибок. Оказалось, что это очередной левый миф.
Энергетический кризис не выглядит быстро решаемым, а имеет признаки системного и долгосрочного. Нехватка электроэнергии затронула 44% промышленности Китая, пишет Reuters, что уже точно приведет к снижению годового роста ВВП.
С углём могла бы подсуетиться Россия, но проще с меньшими издержками торговать с Европой, что и происходит, ведь у ЕС также растёт запрос на «старую энергетику». От ядерной энергии они отказались, давно уже отказываются от угля и достаточно резко начали отказываться от нефти.
В итоге европейцы будут закупать уголь, чтобы удовлетворить растущий спрос на электричество. Ещё раз привет «зелёной экономике». «Северный поток-2» на таком фоне может работать очень спокойно.
Можно наращивать производство угля — и Европа, и Китай будут готовы его закупать.
Россия это и делает.
В 2018 году был побит советский рекорд по добыче угля — 439,3 млн т угля, в 2019 году рекорд обновили — 441,4 млн т. Коронавирус внес свои коррективы, и в 2020 году добыча упала до 402,1 млн т, но это выше, чем было добывали ежегодно до 2016 года.
Внутреннее российское потребление в районе 200 млн т угля в год, остальное — на импорт. Чуть больше в Европу, меньше на Восток (Китай, Южная Корея, Япония). С 1991 г. экспорт угля вырос в 11 раз, а с помощью «зелёной экономики» продолжит расти.
«Чёрное зло» бьет рекорды. И хотя в той же Германии есть богатый на уголь Рурский бассейн, но зелёные просто не позволят наращивать его производство. Платить за дорогую энергию будет конечный потребитель — такова участь, когда голосуешь за зелёных.
Уголь переживает не первые свои похороны. Его хоронили после нефтяного роста, потом уголь пережил атомную энергетику, а теперь готов пережить и «зелёную». В Усть-Луге строится угольный терминал для европейского рынка — для поддержки «зеленой» экономики ЕС.
Вернёмся к Китаю, где введены ограничения на потребление электричества. Там экономят на работе лифтов, просят не включать микроволновки, кондиционеры и даже свет. Пользуйтесь естественным освещением.
Так вот она какая «зелёная энергетика» — когда ты вместо лампочки освещаешь своё жилье солнечным светом. Пасмурно? Бывает, природе не прикажешь. Может завтра солнце выглянет из-за туч и смога, раз уж речь о Китае, тогда можно будет и получить естественное и максимально зелёное освещение.
Даже Компартия Китая говорит на языке зелёных, объявляя, что к 2060 году Китай хочет стать «углеродно нейтральным». При этом Пекин продолжает строить у себя в стране угольные ТЭС. Как может один тренд привести к другому никому не известно.
Впереди большая пиар-кампания Китая и Си Цзиньпина лично — в феврале 2022 года в Пекине стартует Зимняя Олимпиада. Приедут гости, нужно будет включить режим «голубого неба». Сделать это можно только путем приостановки промышленности в регионе, что и будет сделано.
Возможный дефолт китайского China Evergrande Group может ударить не только по самому Китаю, но и по всей мировой экономике.
У компании долг в 300 млрд долларов — инвестиции и кредиты от китайских банков.
Компания должна продолжать продавать недвижимость, чтобы выбраться из ямы. Но кризис стал публичным — люди не хотят покупать у них из-за возможного дефолта, плюс уже поднимают голову «обманутые дольщики», у которых пошли задержки на год и больше.
За 2021 г. акции компании упали на 85%. Не получают свои выплаты инвесторы, а бумаги Evergrande есть у примерно 70 тысяч человек. Evergrande должна деньги примерно 171 национальному банку и 121 другой финансовой фирме.
Возможное банкротство компании приведет к коллапсу на рынке рабочей силы Китая. Освободится много рабочих рук. Москва заявляла, что России не хватает около 5 млн рабочих рук, а миграционные мощности Средней Азии на пределе. Можно подсуетиться?
Нет. Если Evergrande обанкротится, это может привести к мировому кризису, который ударит и по России, так как пойдут вниз цены на энергоносители. Так что запрос на 5 млн рабочих мигрантов станет уже не таким актуальным.
Для понимания проблемы. Сектор недвижимости занимает 28% ВВП Китая и служит основой экономического роста страны. Evergrande может кокнуть этот сектор.
Пекин начал бороться с собственным бизнесом, об этом Lenta.ru писала подробно. Под предлогом защиты персональных данных граждан технологическим корпорациям мешают выходить на зарубежные биржи и чинят препятствия в повседневной деятельности.
Китайский сервис доставки еды Meituan получил штраф в один миллиард долларов за нарушение антимонопольных правил. Tencent (создатель WeChat) обвалился после объявления о жестком регулировании рынка онлайн-игр.
Агрегатор такси Didi под давлением Пекина начал отзыв своих акций с Нью-Йоркской биржи (NYSE), на которую вышел за месяц до этого. Основатель Alibaba Джек Ма открыто критикует крупнейшие банки страны, хотя цель его критики — давление на Компартию и их новую политику.
Пекин оштрафовал на 5,7 млн долларов 15 частных репетиторских онлайн-компаний. Пекину не нравится развитие неподконтрольного государству образования. Везде видят врагов и антиправительственные заговоры. Для автократий это нормальное явление. В России можно ожидать подобного.
Чистка репетиторской сферы в Китае привела к обвалу акций крупнейших игроков, а множество репетиторов остались без работы. Даже для огромного Китая речь о сотне тысяч репетиторов — это не шутки.
Пекин стремится застроить свои IT-компании, чтобы они показали свою безусловную лояльность. Государственное регулирование в Китае будет усиливаться. Самые разные сферы будут попадать под давление. Китайский бизнес ждут штрафы, жесткая регуляция, банкротства целых секторов.
Раньше зарубежные компании могли выйти на рынок КНР через создание СП, которому передавались патенты. Благодаря этому через IBM появился Lenovo. Много других примеров. Теперь такой практики не будет. Это вызовет кризис у нынешних компаний, новые не будут появляться.
Запад больше не будет так открыто и опрометчиво делиться с Китаем технологиями, патентами и правами на разработку. Вместо того, чтобы дать своим компаниям свободу, Пекин начинает в отместку Западу застраивать свои же компаниями, поддушивая их штрафами и ограничениями.
КНР обнародовал пятилетний план усиления контроля над стратегическими секторами экономики, сообщает Financial Times. Пекин якобы хочет удовлетворять «растущие потребности людей в хорошей жизни». Но под контроль попадают те, кто при торговле с Западом не проявляет «бдительности».
Эти все события происходят на фоне нарастания идеологического давления на население. Партия продвигает политическую доктрину «Мысли Си Цзиньпина о социализме». Её насаждают не только партийцам, но и всему населению через школы и ВУЗы.
Культ личности Си Цзиньпина растёт одновременно с усилением цензуры и с борьбой за идеологическое единообразие. Заметнее всего это проявляется на регулировании/цензурировании интернета. Тут можно привести в пример Россию — тренды у нас с Китаем аналогичные.
С помощью цензуры и запретов западных СМИ и соцсетей КПК противостоит «вестернизации». На Китай всегда нужно обращать пристальное внимание, так как российские власти копируют с опозданием действия Пекина в этой сфере.
У Китая много проблем. Страна не выглядит такой, как о ней любят говорить критики западных демократий и капитализма, употребляя исключительно восхитительные эпитеты. Си Цзиньпину на этом фоне в 2023 году нужно в 70-летнем возрасте переизбираться на свой третий срок.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: