Уроки географии: хроники «Кинотавра»
- 08 июня 2013 11:34
- Максим Марков
В предпоследний день конкурсной программы «Кинотавр» показал два своих заведомых хита: фильмы Бахтияра Худойназарова «В ожидании моря» (необычный) и Александра Велединского «Географ глобус пропил» (выдающийся). В главных ролях – Егор Бероев и Константин Хабенский соответственно.
Презрев штормовое предупреждение, капитан вышел в море. Очнулся – на берегу, один, без команды, без молодой жены, которая в последний момент попросилась на борт. Отсидел несколько лет и снова вернулся в те же края, не испугавшись теперь уже людского гнева. А море за эти годы ушло далеко в сторону, словно обидевшись на кого, оставив после себя голую пустыню. И разбитый корабль – который Марат начинает тащить по песку в тщетной надежде что-то исправить.
«Море не убивает, оно всех вернёт, обещаю», - эта странная вера героя задаёт тон всему повествованию. Никто не верит, все своих погибших родных давным-давно уже оплакали – но Марат тянет свой корабль неведомо куда, тянет и тянет. Сам – используя трубы и лебёдку; иногда поймает верблюдов, иногда «подбросят» дальнобойщики, но чаще всё-таки в одиночку – искупая свой грех, отдавая свой долг.
«В ожидании моря» - необычное «роад-муви», притча с проговариваемой вслух моралью: «с живыми живи», «прошлого не вернёшь». Корабль без моря – символ не новый (вспоминается, например, похожий капитан в исполнении Пьера Ришара в фильме «27 украденных поцелуев»). Но Худойназаров разворачивает метафору во весь фильм, от и до – и выводит, конечно, этот образ на некий новый, более сложный уровень. Нет там никакого моря – убеждают все Марата, - одни соляные лужи остались; но он не слушает – и продолжает своё трудное, буквально пошаговое движение. Чего он хочет, чего добивается, как этим хочет кого-то вернуть?.. Но хочет, добивается – и кто знает, может быть и вернёт. Бывают ведь чудеса – за которые и плата, правда, не словами, а потом и кровью.
Имя Бахтияра Худойназарова прогремело тринадцать лет назад, когда его «Лунный папа» завоевал на «Кинотавре» главную награду. Та его азиатская притча (о забеременевшей девушке, ищущей отца своего будущего ребёнка) воспринималась свежо, резко отличаясь от прочих фильмов и мастерски балансируя между восточным колоритом и западными интересами. Ничего равнозначного тому почти шедевру режиссёр за прошедшие годы так и не создал – хотя и брался за интересные по идее проекты. Но даже «неудачи» (а понятие это относительное) никоим образом не подорвали его репутации самобытного автора, обладающего своим неповторимым Взглядом и своим оригинальным, собственным Стилем. Поэтому сегодня Худойназаров в сочинском конкурсе пребывает в неоспоримом статусе классика – к работе которого привлечено внимание всех находящихся здесь профессионалов. Это внимание «В ожидании моря» оправдывает: картина пусть и непростая для восприятия (действия практически нет), но интересная как в визуальном, так и в смысловом плане. В данном соревновании она как минимум может рассчитывать на приз либо за лучший сценарий, либо за лучшую операторскую работу.
Совершенно иной призовой расклад – у фильма «Географ глобус пропил», который определённо заслуживает и имеет право претендовать на целую охапку фестивальных наград: и за лучшую музыку (Алексей Зубарев), и за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский), и за лучшую режиссуру (Александр Велединский), и за лучший фильм в целом – где на данный момент единственным его конкурентом является «Жажда».
Экранизация знаменитого романа Алексея Иванова подкупает в первую очередь масштабностью высказывания – это именно что кинороман, редкий жанр в наше время, когда художники всё чаще предпочитают «камерные», скромные по затратам произведения. Повествование охватывает полгода – даже точнее: второе школьное полугодие, с зимы до лета, и вбирает в себя многофигурную и многоходовую композицию, наблюдать за которой, за тем, как она не спеша разворачивается, - одно удовольствие.
У старшеклассников новый учитель географии – предмета сам не знает, не его профиль, но обещает заучить по учебнику и худо-бедно справляется. Хотя и шутит (шутит ли?), что готов отпустить с урока за деньги – и можно понять: при такой зарплате даже на отечественное авто накопить можно только за 152 года. Жена, понятно, этим травит – да и не только этим, просто – разлюбила. И влюбилась в другого. А географу и не жалко. У него свой «любовный интерес» - была бы бутылка.
Картину эту ждали, добрый слух о ней ходит уже давно – и с самого момента объявления конкурсной программы она заранее казалась самым очевидным фаворитом. Однако перед показом Александр Велединский (известный по фильмам «Русское» и «Живой», по сценарию «Бригады») посоветовал всем лучше расслабиться: «Большие ожидания иногда приводят к большим разочарованиям». Опасения, возникшие после таких слов, по счастью, не оправдались – видать, это режиссёр на всякий случай сказал, чтоб не сглазить. Спустя два часа, после финальных титров, он уже принимал со всех сторон единодушные поздравления: картина мощная. Большая, правильная, про человека. Не самого, быть может, лучшего, далеко не идеального – но не врущего самому себе, способного и принять горькую правду, и самому сказать другим в лицо всё, что думает.
«Счастье не за горами» - гласят громадные буквы, выставленные на набережной Камы. Про другое счастье (которое в том, что тебя понимают) вспоминается без лишних намёков: если «Жажда» - это новый «Белорусский вокзал», то «Географ» - современное «Доживём до понедельника». Только герой Хабенского уже не таков, каким был персонаж Тихонова, да и дети изрядно за эти десятилетия изменились. И вряд ли влияние их временного учителя окажется серьёзным, вряд ли он сумел их хоть в чём-то да убедить. Перемены, скорее, в большей степени коснулись его самого – хотя во многом, в обстоятельствах жизни, всё и осталось по-прежнему. Изменилось немногое – но даже это окрыляет не только героя, но в какой-то степени и зрителя. А ведь за этим «окрылением» мы и ходим чаще всего в кино. Так что – большое спасибо.
См. также:
«Майор» и «Диалоги»: хроники «Кинотавра»
«Семья, быт и абстракции – молодое кино на «Кинотавре»
«Эротика и национальный вопрос: хроники «Кинотавра»
«Жажда» и «Стыд»: хроники «Кинотавра»
«Отдать концы» в «Трубу»: хроники «Кинотавра»
«Кинотавр» открылся «Weekend’ом». Фоторепортаж»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: