Условный пропуск в мир карьеры: кому теперь нужен диплом о высшем образовании
- 02 мая 2023 02:57
- Татьяна Маркова, Журналист
Диплом как пропуск в мир карьеры и не больше
На рынке труда наметился новый тренд – работодатели не столько обращают внимание на наличие диплома о высшем образовании, сколько смотрят на успешные реализованные кейсы. С одной стороны – такая модель оправдана, с другой – не всегда конкретный проект реализован только благодаря одному сотруднику, и с ходу оценить его вклад очень сложно. Поэтому вопрос о том, как выбирать по-настоящему квалифицированных сотрудников остается открытым. «Ридус» разбирался в проблеме.
Образование важно и нужно
Основатель Университета карьерного роста Татьяна Минаева поясняет: еще 10 лет назад было не так много запросов, где обязательным требованием было наличие высшего образования.
- Тогда я как рекрутер, когда искала кандидатов, наверное, в не более чем 15% случаев меня просили подбирать соискателей с высшим образованием. В основном это касалось строительства, фармкомпаний, инженерных специальностей. Но через какое-то и они отошли от этого и просили подбирать людей с сильными маркетинговыми или продающими навыками, подтвержденными соответствующими кейсами. Например, человек увеличил долю продуктов на рынке, занял лидирующие позиции, вышел в новую нишу, - говорит Татьяна Минаева. – Таким образом компании поняли, что итоговые результаты не обязательно коррелируются с наличием высшего образования.
В последнее время действительно работодатели меньше обращают внимание на наличие высшего образования. Некоторые вообще не обращают внимания на этот пункт в резюме, а вот на достижения и реализованные кейсы смотрят в первую очередь.
- Бывают истории, когда образование может дать дополнительные очки, но оно в редких случаях может вывести кандидата вперед, даже международный MBA не дает никаких особых преимуществ, - утверждает Татьяна Минаева.
И тот факт, что у человека есть диплом, не говорит о том, что он ходил на лекции и получил какие-то знания.
Что касается самих кейсов, то они с одной стороны могут быть преувеличены самим кандидатом, с другой – не всегда понятно его ли это достижения или успех всей команды, или же это сделал вообще другой человек.
- Поэтому работодатели, как правило, дают свое тестовое задание, и если у человека на самом деле нет опыта, то решить такие задачи будет очень сложно, - говорит Минаева.
Она отдельно отмечает, что на решение кейсов, конечно, можно потратить много времени, но за это время человек и сам начинает неплохо ориентироваться в заданной сфере.
Нужно понимать, что при поиске работы существует несколько этапов конкурса. В первом – участвует резюме, и если в нем что-то приукрашено, то уже на втором этапе работодатель задаст много уточняющих вопросов и на них нужно отвечать. Это как раз тот случай, когда сама по себе хорошая упаковка не спасет. Свой опыт, кейсы нужно еще и защитить, а без этого кандидат провалится.
Вузы как собес
Кандидат политических наук, доцент Евгений Ежов утверждает, что на сегодняшний день в нашей стране ситуация с высшим образованием складывается таким образом: это образование Советского Союза. Если не брать топовые вузы, в основном преподавание ведется по модели времен СССР и там готовят специалистов такого уровня, который никак не связан с современными требованиями.
- В Советском Союзе готовили специалистов разных областей с учетом требований этих сфер. Условно, если было необходимо выучить 20 тысяч инженеров и все они по окончанию вуза получали работу. И в этой системе была логика и было понятно, как это работает. Сейчас, когда страна изменилась, а вот направления обучения сохранились, но они утратили связь с окружающей действительностью и подготовка ведется по инерции. Но сегодняшней экономике такие специалисты не нужны. Это приводит к тому, что после окончания высшего учебного заведения, дипломированные специалисты, придя на работу, вынуждены заново учиться, даже при условии наличия каких-то базовых знаний, - говорит Евгений Ежов.
Но до того момента, когда такому сотруднику можно будет доверить что-то серьезное, пройдет много времени.
Тем не менее, у нас в стране есть сферы, где в принципе нельзя работать без профильного высшего образования – к ним, безусловно, относится медицина, и тут никакой опыт не спасет.
Если говорить о гуманитарных сферах, то эти специалисты мало востребованы, поэтому остается вариант работать в той системе, которая их и подготовила. Т.е. эта система замкнута сама на себя.
- Сейчас существует направление подготовки по теологии. Что может делать человек с таким дипломом? Только преподавать эту дисциплину и больше ничего. Священником он быть не может, - утверждает кандидат политических наук. – И это при том, что по такому направлению есть государственный стандарт и существуют бюджетные места в вузах. Причем не ясно, зачем.
Ученый приводит и другой пример – политологов и социологов, которые в современном своем мире нужны разве что в научной среде. Но сколько стране учреждений, где нужны тысячи политологов и социологов, кои выпускаются из вузов каждый год. Рынок труда ими перенасыщен.
- Или же взять историков. В том же МГУ работает легендарный истфак. Но куда идут работать его выпускники? Преподавать историю в школах? Но для этого есть педагогические вузы. Московский университет готовит историков как ученых. Зачем рынке труда такое количество ученых-историков, которые потом идут работать кем угодно. Конечно, эти люди получают в вузе мощную подготовку, которая помогает им относительно легко встроиться в какие-то другие специальности, но вопроса о том, для чего нам вообще нужна такая система подготовки, это не отменяет, - говорит Евгений Ежов.
Если уж говорить совсем цинично, то на сегодняшний день система высшего образования в России представляет собой скрытый собес: преподаватели-пенсионеры учат студентов по программам 80-х годов, понятно, что выпускникам трудно найти какую-то свою нишу.
- Кстати, если брать какие-то современные направления, то в той же сфере IT кто только не работает. Существует множество курсов переподготовки, где специалистов разных специальностей, нередко не имеющих технического образования, учат программированию и всему, что с этим связано, причем в довольно сжатые сроки. И это во многом девальвирует эту сферу, - комментирует Ежов.
Диплом как фильтр
Кандидат социологических наук Александр Васильев считает, что наличие высшего образования нельзя сбрасывать со счетов – это должен быть один из важнейших критериев.
- Это, если можно так сказать, фильтр грубой очистки. Это означает, что с человеком можно иметь дело и есть вероятность, что он хоть что-то знает. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что уровень подготовки по одним и тем же специальностям в разных вузах может существенно отличаться. Тем не менее, это фильтр имеет место быть, - утверждает Александр Васильев. – К тому же это некоторая часть социализации – человек может взаимодействовать с людьми, с большими коллективами.
Что касается кейсов, то есть такие специальности, по которым нельзя получить образование. Например, нигде не учат писать тексты о криптовалютах и инвестициях, нельзя получить диплом SMM-редактора. Здесь, конечно, большую роль играет портфолио.
Главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев в разговоре с «Ридусом» заявил, что если челочек талантливый и умеет выразить свою мысль и изложить ее так, что она становится интересной читателям, тогда с ним можно работать. При этом наличие профильного журналистского образования роли не играет.
«Конечно, существует испытательный срок, потому что при всем таланте у человека существуют психологические особенности, например, манера общения, неумение находиться в коллективе и масса других факторов, которые нельзя сбрасывать со счетов», - отметил Павел Гусев.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: