В кино тоже был свой «Че Гевара» — и есть его последователи
- 16 июня 2014 12:17
- Максим Марков
Гран-При VIII Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» предсказуемо получил и правда лучший фильм конкурсной программы — «Племя» Мирослава Слабошпицкого (Украина). Безупречно поставленная картина о жизни в интернате для глухонемых шокирует достоверностью изображаемых ужасов (бандитизм, проституция), не играя при этом со зрителем в поддавки и не подслащая горькую пилюлю «хэппи-эндом», который наверняка прозвучал бы в данной истории фальшиво. Ленте также достался диплом журнала «Сеанс» имени кинокритика Сергея Добротворского.
Со зрителем не заигрывают и пара других отмеченных на закрытии фестиваля картин. Хотя конкурс этого года был преимущественно добр ко зрителю, жюри (Хуан Цзи, Мира Форнай, Хайди Джо Маркел, Изабель Рут и Ситора Алиева) решило не поддаваться на «провокацию» и из четырёх своих призов два отдало именно что «авторским-авторским» произведениям, к чувствам широкой публики относящимся без сожаления. Так, приз за режиссуру получил Ноаз Деше, поставивший ленту «Белая тень» (Германия-Танзания-Италия) — о юном негре-альбиносе, чувствующем себя, понятное дело, «белой вороной» среди своих соплеменников. А Специального упоминания жюри удостоился довольно радикальный австрийский фильм «Моё слепое сердце» Петера Бруннера (ученика Михаэля Ханеке, между прочим), рассказывающий о тяжелобольном и почти слепом человеке, который вопреки всему, но пытается как-то творить.
Приз за профессиональные достижения жюри присудило двум актрисам из роуд-муви Ильмара Раага "Я не вернусь"(Россия-Эстония-Беларусь-Финляндия-Казахстан) — Полине Пушкарук и Виктории Лобачевой. Они играют двух подруг (одна постарше, другая помладше), сбежавших из детприёмника и пересекающих Россию из Питера к казахской границе. Фильм хороший, девушки не играют даже, а полностью проживают свои роли, так что награда абсолютно заслуженная.
Другому российскому участнику (самому слабому в конкурсе) — ленте «Братья Ч» Михаила Угарова — дали две явно «жульнические» награды, которые, кажется, специально и придуманы для того, чтобы не огорчать хороших людей, по незнанию «обиженных» иностранными судьями. Это Приз зрительских симпатий (тут вроде не придерёшься: народ выбрал!) и Спецприз журнала «Variety» им. Сергея Урусевского за лучшую операторскую работу Алишеру Хамидходжаеву (тем более странный, что именно операторская работа — одно из слабейших звеньев картины). Напомню, что год назад ровно таким же дуплетом «выстрелили» российские же «Небесные жёны луговых мари», что и позволяет заподозрить некоторую «подтасовку» в пользу своих. С другой стороны, Угаров — дебютировавший в кино видный театральный деятель, Хамидходжаев — один из лучших, безусловно, российских операторов, сама картина — про молодого Чехова, так что какой смысл придираться?.. Получили — и ладно. Жюри тут ни при чём, но творческому коллективу этой правды знать не обязательно.
Впервые в рамках фестиваля документальная программа «Зеркало «Артдокфеста» превратилась в конкурс. Здесь лучшим фильмом жюри (Венсан Перес, Вера Кричевская, Вера Оболонкина) признало «Кровь» Алины Рудницкой — проехавшей по провинции вместе с передвижной станцией переливания крови, а диплом с формулировкой «За лучшее отражение реальности» передало Дарье Хлёсткиной, рассказавшей в «Последнем лимузине» о спецзаказе, поступившем на московский автозавод им. Лихачёва.
Второй Специальный приз за выдающийся вклад в киноискусство (первый на открытии вручили Константину Лопушанскому) Оргкомитет фестиваля вручил приехавшему в Иванову польскому классику Кшиштофу Занусси, хорошему режиссёру, дружившему с Тарковским в последние его годы жизни. Получая награду в виде крыла, отражающегося в зеркале (получаются таким образом крылья), Занусси посетовал, что нынче среди киношников много конформистов, а потому слава и почёт не идущим на компромиссы нонконформистам. Президент фестиваля Павел Лунгин подытожил, сказав, что Тарковский — это «Че Гевара кинематографистов».
Помимо раздачи призов церемония закрытия отличилась в прямом смысле этих слов новым прочтением Тарковского: гостья фестиваля Екатерина Вилкова прочла монологи Алисы Фрейндлих из «Сталкера», другая актриса, Светлана Устинова, читала «от автора» из «Зеркала». Поэт Вера Полозкова закрыла вечер стихотворением авторства отца режиссёра — Арсения Тарковского.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: