+1
Сохранить Сохранено 7
×

В новом фильме Вуди Аллен вновь взывает к духу Достоевского


1 0 750

В новом фильме Вуди Аллен вновь взывает к духу Достоевского

«Иррациональный человек» (Irrational Man)

США, реж. Вуди Аллен, в ролях: Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Паркер Поузи, Джейми Блэкли, Бетси Эйдем, Итан Филлипс, Софи фон Хэйзелберг, Том Кемп.

Сайт фильма

В колледже все на ушах: на философский факультет приезжает читать летние лекции знаменитость, профессор Эйб Лукас, работы которого одни находят блестящими, другие — спорными. У него дурная репутация пьяницы и бабника, а сам он называет философию «словесной мастурбацией» — тем не менее, ореол обожания витает вокруг него постоянно. Зримо он выражен в двух женщинах: замужняя профессорша Рита для начала обещает Эйбу выложить все местные сплетни и приглашает между делом на травку, а студентка Джилл, прочитавшая всего Достоевского и испытывающая непреодолимую тягу к страдальцам, вступает с преподавателем в философский спор, чем вызывает с его стороны дружеское внимание. Переступать грань в этих отношениях сам Эйб не торопится: им давно уже овладела хандра, депрессия, творческий ступор и вообще — «сбилось дыхание». «Эйб с самого начала был ненормальным», — как уже в первых кадрах описывает его героиня.

Трейлер фильма «Иррациональный человек»

Этим ограничивается студийный синопсис — но это совсем не то, о чём на самом деле рассказывает автор. Тех, кто придёт не на очередной фильм Вуди Аллена (таких, впрочем, наверняка будет большинство), а на комедийно-любовную мелодраму об отношениях учителя с ученицей, ожидает, мягко говоря, большой сюрприз — потому что в итоге лента окажется о…

Тут, однако, следует сделать важное отступление: некоторым нижеследующее может показаться спойлером, поэтому если вы любите сюрпризы — оставайтесь лучше в неведении. Но мне сложно назвать спойлером сюжетный ход, который делает, в общем, всю картину — и меняет её жанр, на секундочку. Ставя фильм на одну полку вовсе не с «Полночью в Париже», например, или «Вики Кристиной Барселоной», а с «Матч Поинтом», «Мечтой Кассандры» и «Преступлениями и проступками». Короче говоря, «Иррациональный человек» — это детектив. Детектив про то, как это просто — убить человека.

Кадр из фильма «Иррациональный человек»
1
Кадр из фильма «Иррациональный человек»

Слово «убийство» звучит здесь ещё в самом начале, но до поры до времени не акцентируется — и постоянные упоминания Канта, Кьеркегора, Хайдеггера и Сартра туманят бдительность и заставляют нас пока что забыть, о чём в закадровом монологе якобы случайно проговорился герой. Заряженный пистолет вдруг появляется на студенческой вечеринке — но даже этот сигнал оказывается ложным: сыграв в «русскую рулетку», Эйб объясняет это как «урок экзистенциализма».

По-настоящему фильм начинается тогда, когда двое подслушивают в кафе разговор за соседним столиком: мать плачет о том, что муж после развода намерен отобрать у неё двоих детей, а судья — друг адвоката и на его стороне. Тут у Эйба рождается идея совершить «благословенный акт»: убить судью, ибо «он таракан, которого следует раздавить» — и мир тогда станет лучше. Продолжая считать себя «высоконравственным человеком», Эйб неожиданно — в мыслях об идеальном убийстве — обретает смысл жизни. Томик «Преступления и наказания», разумеется, мы обнаруживаем на его столе с рукописными пометками.

Кадр из фильма «Иррациональный человек»
2
Кадр из фильма «Иррациональный человек»

Каждая работа Вуди Аллена — это в первую очередь работа Вуди Аллена: гарантия неизменного качества, симпатичная зарисовка или анекдот из жизни, лёгкое, увлекательное и, в принципе, ни к чему не обязывающее времяпрепровождение. Он этим и велик — тем, что не снимает душераздирающие Шедевры, которые можно было бы сравнить с великими романами, а спокойно довольствуется сочинением повестей, а то даже рассказов — небольших по форме произведений, не претендующих на грандиозность высказывания, но тем и очаровывающих знатоков. Но и за рассказы дают порой Нобелевскую премию — которую Аллен, конечно, давно уже заслужил, являясь непревзойдённым мастером, умеющим сложное подавать легко, а рассуждения о смысле жизни превращать в забавную байку.

Его безусловное достоинство, особенно ярко выраженное в новом фильме, — способность создавать интригующий сюжет, раскусить который не получится так сразу даже у поклонников его творчества. И тут особо важна не просто небанальность, но плотность сюжета — ловко закрученная история на впечатляющей скорости вписывается в несколько довольно крутых поворотов, умудряясь уместиться в привычные для Аллена полтора часа и не позволяя скуке проникнуть в зал ни на секунду.

Кадр из фильма «Иррациональный человек»
3
Кадр из фильма «Иррациональный человек»

Прикрываясь упомянутыми уже именами философов, Вуди Аллен вновь играет в любимого Достоевского, тень которого витает над рядом его картин точно также, как над другими возвышается призрак Бергмана. Разумеется, его Эйб Лукас — это наш Родион Раскольников, только перевёрнутый с ног на голову, из студента превратившийся в профессора, но всё так же размышляющий: «Тварь ли я дрожащая или право имею». Разница ещё в том, что для него ответ очевиден и не вызывает моральных терзаний; несомненно, что сходство и различия этих двух персонажей ещё найдут своего исследователя и станут основой, быть может, не одной научной диссертации.

Мы же не будем вгрызаться вглубь, а отметим другие — более поверхностные — достоинства картины. Хоакин Феникс великолепен; давно известно, что он замечательный актёр — но он не устаёт подтверждать эту истину каждой своей новой ролью. Эмма Стоун в 26 лет продолжает играть студенток с голыми коленками — и это тоже прекрасно, особенно с учётом того, что она и коротких шортиках создаёт полноценные характеры, за развитием которых наблюдать очень интересно. Очевидно, что «Оскар» для неё — это лишь вопрос времени, причём явно недолгого. Паркер Поузи — актриса, которая и на втором плане затмевает первый.

Кадр из фильма «Иррациональный человек»
4
Кадр из фильма «Иррациональный человек»

Вообще, весь второй план в фильмах Вуди Аллена традиционно слажен и органичен: тем поразительнее всякий раз слышать, что режиссёр практически не репетирует со своими актёрами — как же у него тогда всё так здорово получается?!. Нет никаких претензий и по технической части: как всегда, отличная музыкальная подборка, приятная цветовая гамма оператора Дариуса Хонджи; жаль, что премиями не отмечают качество как таковое, считая профессиональное мастерство соратников Аллена само собой разумеющимся.

Казалось бы, понятно, что ленты великого творца давно уже выше любых наград — но, тем не менее, было бы здорово, если бы всякого рода киноакадемии всё же сочли возможным упомянуть этого «Иррационального человека» в своих итоговых списках. Ведь мало того, что это действительно отменная картина, так ведь и Вуди Аллену в этом декабре уже 80 лет — факт, заставляющий лишний раз поразиться его неувядающей творческой молодости.

Кадр из фильма «Иррациональный человек»
5
Кадр из фильма «Иррациональный человек»
  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)