«В платье тебе лучше»: каково быть девочкой в Ингушетии
- 27 июля 2021 03:07
- Наталья Ромашина, Журналист
В Ингушетии очень строгие традиции, касающиеся поведения и внешнего вида женщин, которые соблюдаются до сих пор.
Когда я ехала в путешествие по кавказским республикам, то взяла с собой кроме прочего две вещи — длинную свободную рубашку до колена, которую я носила поверх джинсов, и платок, чтобы подвязывать волосы. Вообще-то это необязательные для туристок атрибуты, но я понимала, что так мне просто будет проще общаться с местными. Уж очень много говорят о проблемах женщин на Кавказе, и, честно говоря, о проблемах с правами женщин в Ингушетии я тоже слышала много. А как это выглядит на деле? Читайте в материале «Ридуса».
Платье и взгляд в пол
Ингушетия — исламская республика, а это значит, что к женщинам тут много вопросов и есть строгие правила, которые нужно соблюдать, иначе позор, а он для местных страшнее всего остального в жизни. Но, когда бываешь в разных странах и местах, где ислам — основная религия, понимаешь, что везде это работает по-разному, потому что религиозные требования накладываются на традиционные предпочтения, на уровень жизни.
Например, Ингушетия — небогатая республика, по сравнению с соседними Чечней и Дагестаном люди живут намного беднее, и это влияет на то, что могут позволить себе местные девушки. Если в Чечне и Дагестане всюду шикарные свадебные салоны с платьями в прокат за миллион рублей в сутки, магазины с украшениями, кофейни, где женщины могут проводить время с подругами, и девчонки вообще-то выглядят довольными и даже беззаботными, качаясь на качелях или попивая чай в кондитерской, то в Ингушетии со стороны жизнь женщин выглядит печальнее. Все заняты или детьми, или работой. Их женская жизнь выглядит не слишком счастливой, если честно.
На улицах можно увидеть женщин с подружками или родственницами, часто с детьми. Все в основном в платьях. Максимум — в юбках до колена. Никаких штанов, конечно. Шанс встретить на улице в Ингушетии (даже не в селе, а в городе) девушку в узких джинсах примерно как шанс встретить динозавра: то есть в теории 50 на 50 — можешь встретишь, а можешь нет, но все прекрасно понимают, что нет. Без вариантов.
Носить или не носить платок — вопрос консервативности взглядов конкретной семьи, но на штаны для женщин настоящее табу.
Местные, завидев меня в тунике поверх джинсов, издалека махали и кричали: «Привет туристам, мы вам рады!» Ни у кого не было даже сомнений, что я приезжая, потому что тут у женщины платье и взгляд должны быть в пол.
К туристкам отношение попроще: мол, что с тебя взять, ты же не знаешь местных особенностей, но неплохо тебе было бы все-таки найти нормальную юбку, чтобы уважать наши традиции.
«В платье тебе лучше»
На курорте Армхи, что у границы с Грузией в Джейрахском районе, я познакомилась сразу с несколькими местными ребятами-ингушами. Мы, кажется, подружились, насколько вообще можно подружиться за несколько дней, и они охотно делились историями о местных традициях, нормах и гендерных нюансах в их республике.
Парень Адам рассказывал про свою подругу, которая переехала жить в Ингушетию откуда-то из центральной части России. Она не хотела носить юбки и платки, ходила в джинсах и с распущенными волосами.
«Как-то раз к ней на улице подошли местные, сказали: мол, ты красивая девушка, зачем ты в штанах ходишь? У нас так не принято! Она ответила: мол, да я только приехала, не знаю ваши правила. Потом к ней второй раз подошли, она снова то же самое сказала. А на третий раз, когда она здесь уже полгода жила, наверное, к ней подошли, посоветовали носить юбку, и ее отговорка не сработала. Ей сказали: мол, мы тебя знаем, ты давно уже здесь живешь. В общем, встретил ее как-то после этого, а она в платье, платочком волосы подвязала, такая сразу стала женственная. Я ей тоже сказал, что ведь правы все были, в платье тебе лучше. Она и сама согласилась», — рассказал мне Адам.
Насколько она согласилась сама — вопрос, конечно, спорный, но определенно штаны — это какое-то особенно больное место в местных традициях. Юбка на тебе или штаны — это реально волнует тут всех. И нет, в этом смысле у тебя нет никаких прав решать самой, что тебе надеть.
А замуж можно по любви
Учитывая такой контроль за одеждой женщин, можно решить, что уж за их личной жизнью слежка точно еще более строгая и тут у них никаких прав нет вовсе. Но это не совсем так.
Да, девушки действительно не могут остаться один на один с незнакомым мужчиной, если он не родственник, с ними обязательно должен быть кто-то мужского пола со стороны девушки. Да, никаких романтических свиданий без брата. Многие про это только в анекдотах читали, а в Ингушетии как-то так и живут.
Но при этом девушку никто не будет насильно выдавать замуж. По крайней мере, до 25 лет.
Что это значит? Что до этого возраста девушка может сама подбирать себе жениха. Это, конечно, тот еще вопрос, как его подбирать, если без брата ни с кем даже тет-а-тет не встретиться. В основном это предполагает возможность отказаться от нежеланного жениха. То есть, когда девушка нравится кому-то, до 25 она вполне имеет право сказать родителям: нет, не хочу, а можно всех посмотреть?
Довольно прогрессивно. Или нет?
Если девице стукнуло 25, а ей никто не понравился, то тут даже в самых продвинутых семьях она лишается права голоса, дальше ей просто ищут мужа родители. Ищут из тех, кто сам предлагает жениться на засидевшейся в девках своенравной красавице, и среди друзей семьи, по старинке, у кого есть дети подходящего возраста, потому что пора, твое время вышло, у тебя был шанс выбрать.
Старейшины и воровство невест
Все это пока звучит не слишком странно, вполне укладывается в рассказы о жизни в исламских странах или регионах. Но, как часто бывает, более современная религия прекрасно уживается с еще более древними местными традициями. У нас, например, христиане любят молочко домовым ставить и блины на Масленицу печь, а в Ингушетии до сих пор балом правят старейшины.
И это касается не только женщин, но, поскольку у женщин в принципе более уязвимое положение, то они от решений старейшин зависят сильнее.
Старейшины — это группа пожилых и уважаемых людей, которые не просто достигли какого-то такого значимого возраста, но и имеют хорошую репутацию. У них должна быть приличная семья, дети, внуки, общественные достижения.
Старейшины — это люди, которые решают разные непростые вопросы об отношениях других, исходя из традиционных правил жизни в Ингушетии.
Так, например, какое-то время назад (не слишком большое) старейшины запретили воровать невест.
Да, старейшины, а не закон УК РФ, чтобы вы понимали. Закон существовал давно, а запрет этот относительно новый. Но и к нему прислушиваются еще далеко не все. Местные говорят, что все равно иногда находятся те, кто ворует невесту по старинке: мол, деды наши воровали, мы чем хуже?
То есть, живя в Ингушетии, не стоит надеяться, что закон будет восприниматься слишком серьезно, и даже решения старейшин указ далеко не всем. Да, если ты девочка, тебя все еще могут украсть. К счастью, это происходит все реже.
И потом, скорее всего, за это заплатят. Старейшины постановили, что за кражу невесты нужно заплатить сто тысяч рублей. Им. Да, вот так. Не девушке, не ее семье — старейшинам. Причем платить должен и тот, кто крал, и его друзья (есть даже какое-то соотношение процентное). Что потом, кстати, будет с девушкой, тоже вопрос: ведь для нее это в глазах общества в Ингушетии равнозначно тому, чтобы быть «испорченной».
Интересно, что заплатить нужно и для того, чтобы официально жениться! Сумма, которую должен заплатить жених за право получить добро на брак от старейшин, около 30 тысяч рублей (тут информация моих знакомых расходилась). Это означает, что мужчина достаточно зрел: если у него есть деньги оплатить такую «пошлину», то и на семью сможет найти.
Так вот все семейные дела решают старшие.
«Она меня обняла!»
Конечно, такие сложные традиции вокруг замужества и брака приводят к тому, что физические контакты между мужчинами и женщинами ограничены максимально. Если с девушкой в Ингушетии нельзя увидеться без брата, то уж обнять или взять за руку — тем более. Что уж там, даже свою жену на людях поцеловать или обнять неприлично.
Традиционный местный танец даже построен вокруг этого запрета. По традиции, когда женщины танцевали, иногда мужчина мог подойти и сцепить руки в кольцо вокруг талии девушки, а она должна была продолжать танцевать и не задеть его. Если прикосновение случалось, то мужчина обязан был жениться, иначе могло закончиться даже кровопролитием и семьи могли стать кровными врагами. Кстати, да. В Ингушетии до сих пор существует такое понятие. И старейшины проверяют по своим архивам, нет ли кровной мести между семьями будущих молодоженов. Если она есть, то те либо отменяют свадьбу, либо уезжают из республики и обрывают все связи со своими семьями.
Работает ли это все сейчас или это сказки из Средневековья? Я видела, как в отеле, где я останавливалась, молодой бармен пытался ущипнуть официантку (удачно), а она с хохотом от него убегала. Кажется, в теории после такого у них должны быть серьезные проблемы. Но их не было. Значит, работает не всегда.
Но мой гид, очень религиозный ингуш, рассказывал, как однажды водил в горы двух москвичек, очень модных девиц, и одна подвернула ногу, возвращалась она с его помощью. Все обошлось, но суть его рассказа была в том, что на прощание она обняла его. «Она меня обняла! Обняла!» — с каким-то даже страхом рассказывал гид. Он признался, что растерялся и вообще не слишком понимал, что нужно делать в такой ситуации.
Значит, когда-то это все-таки работает.
Вероятно, какие-то женские свободы все-таки до Ингушетии доходят, не зря же девушкам даже разрешили выбирать себе мужа, пусть и только до 25. Но, пожалуй, кровная месть, старейшины и кража невест тут все еще более понятные для людей институты, чем вопросы гражданских прав.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: