В России могут снова появиться вещевые рынки
- 20 декабря 2019 01:21
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Снижение порога беспошлинного ввоза посылок из-за рубежа до 20 евро вряд ли поможет отечественным онлайн-магазинам, скорее, это вернет россиян на вещевые рынки, по крайней мере, в регионах, считает гендиректор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев. А жалобы на неравные условия конкуренции из-за того, что местным продавцам, в отличие от зарубежных коллег, приходится платить налоги, по его мнению, слегка преувеличены.
«Многие товары в российских онлайн-магазинах, основных апологетах снижения беспошлинного порога, произведены в том же Китае, только разница с ценой на AliExpress в два-три раза. Значит, вряд ли дело в налогах. Наверное, мы говорим о марже этих онлайн-магазинов и о чисто коммерческом вопросе», — заметил топ-менеджер в интервью «Ведомостям».
Зато сильно завышенными ему кажутся цифры, которыми часто оперируют, говоря о трансграничных продажах. Они включают все онлайн-платежи, в том числе за сервисы — Booking, Airbnb, билеты, контент, игры
Сейчас порог беспошлинного ввоза составляет 500 евро, но уже с 1 января 2020 года он опустится до 200 евро. Так что любителям онлайн-шопинга не стоит слишком увлекаться предновогодними распродажами: не факт, что посылки успеют дойти до России за оставшиеся пару недель. Впрочем, большинство покупателей AliExpress делают покупки на значительно меньшую сумму, чем 200 евро, уверяет Сергеев.
Иные времена
Так что же, готовимся к возврату в 1990-е? Это вряд ли, уверен аналитик «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. Тогда вещевые рынки процветали за счет челночной торговли, рентабельность которой была очень высокой. По одной простой причине — отсутствие все той же конкуренции.
«Время челноков — это время, когда в России вообще не было цивилизованной розницы, не было гипермаркетов, не было Wildberries и Озона, — напоминает эксперт. — Поэтому я не верю в то, что вещевые рынки оживут. И я не настолько пессимист, чтобы думать, что мы вернемся в 1990-е, тем более в связи с этой ситуацией».
Торговые барьеры с Китаем у нас не так уж высоки, отмечает он. А сколько стоит поездка с Дальнего Востока до центральной России с баулом? Сомнительно, что те 10−15% (пусть даже 30%) разницы в цене, которую дают таможенные пошлины, покроют эти затраты.
Еще одно препятствие для возврата вещевых рынков — ужесточение контроля наличных и всего серого бизнеса. Собственно, и пошлины вводятся не для контроля каких-то разовых покупок, а для того, чтобы сократить серый импорт, когда какие-то мелкие предприниматели в рамках вот этих небольших сумм в месяц заказывают китайские товары и здесь продают, полагает аналитик.
По его мнению, даже тот небольшой товарооборот, который сейчас проходит почтой, не провезешь физически незаметно для государства: таможня это все может отследить. Хотя, безусловно, всегда остается такая вещь, как коррупция. Эксперт не исключает возникновение сомнительных схем с участием стран Таможенного союза. Завозишь товар не через российскую таможню, а, скажем, через Казахстан или Белоруссию, а дальше, через единое таможенное пространство, он поступает в Россию уже как казахский или белорусский. И за примерами далеко ходить не надо: вспомним белорусские устрицы!
Зачем мелочиться?
Голубовский допускает, что издержки на администрирование новых пошлин могут оказаться достаточно велики. Но, с учетом того, что люди станут меньше покупать, и обороты в целом упадут, скорее, эта мера все-таки принесет правительству прибыль, а не убыток.
«Я никакой трагедии здесь не вижу, но как потребитель сожалею. На AliExpress действительно можно дешево покупать, особенно на распродажах. Но с точки зрения государства, наверное, оно право. Но, вообще, я бы не мелочился все-таки на месте правительства и до 20 евро не опускал. Это действительно слишком хлопотно будет, наверное. 100 евро было бы нормально. Это бы отсекло закупки дорогих комплектующих, каких-то драгоценностей, а мелкий ширпортерб, всякие фуфайки, майки, трусы — ну и бог с ним, на нем много не соберешь», — рассуждает Голубовский.
Самому AliExpress он предлагает задуматься о том, чтобы в России основывать логистические центры, растомаживать коллективно все свои заказы и распределять уже через российское юрлицо. Эксперту кажется, это был бы хороший выход для всех.
Живее всех живых
Вещевые рынки по-прежнему актуальны для жителей небольших городов, а в сельской местности зачастую являются единственной возможностью приобрести что-либо по доступной цене, спорит основатель и директор ГК «Обувь России» Антон Титов.
«Чем дальше от Центральной части России и городов-мегаполисов, тем меньше уровень зарплат, меньше сетевых магазинов, тем актуальнее рыночная торговля. Интернет-технологии в сельских регионах хоть и развиты, но в основном их использует молодежь, которая все равно зачастую приобретает товары на рынках. По сути, такое явление как челночная торговля и вещевые рынки 90-тых, никуда не исчезли: они существуют и в ближайшие годы, если доходы населения расти не будут, такой формат торговли останется актуальным», — уверен он.
И снижение порога беспошлинной торговли действительно может привести к тому, что затраты на администрирование таких покупок превысят размер получаемых доходов государства, полагает эксперт.
«Так произошло в Канаде: затраты на администрирование интернет-покупок превзошли в три раза размер доходов бюджета», — заключает он.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: