В России на складах скопилось 700 тысяч нераспроданных автомобилей

- 31 января 2025 08:44
- Денис Светлов
К началу 2025 года склады российских дистрибьюторов заполнили примерно 700 тысяч автомобилей. Об этом сообщил источник в автомобильной промышленности РБК. Показатель почти в два раза превышает уровень начала 2024 года, составлявший около 400 тысяч автомобилей. В текущих запасах более 50% занимают автомобили российского производства, а остальная часть приходится на импорт, уточнил генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
Руководитель агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что в запасах числится около 600 тысяч автомобилей, что является рекордной цифрой как минимум с 2020 года, когда из-за пандемии коронавируса возникли проблемы с логистикой, а спрос превышал предложение. В 2023 году ситуация стабилизировалась, однако в 2024 году предложение превысило спрос вследствие активного вхождения на рынок китайских автобрендов. Согласно оценкам Целикова, в текущих запасах 500 тысяч составляют легковые автомобили, из которых 400 тысяч машин китайского производства и 100 тысяч российских моделей. Остальные 100 тысяч автомобилей представлены коммерческими транспортными средствами, включая средние и тяжёлые грузовики и автобусы.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич указывает, что запасы новых легковых автомобилей на начало года насчитывали 400–500 тысяч единиц. С учётом объёма продаж в ноябре–декабре данных запасов должно хватить на 4–5 месяцев.
Целиков вспоминает, что подобное переполнение складов наблюдалось в период кризиса 2008 года, когда производство автомобилей составило 1,7 миллиона единиц, но в 2009 году снизилось на 60% — до 723,2 тысячи машин. Продажи новых автомобилей в России в 2009 году упали на 49% по сравнению с предыдущим годом, составив 1,46 миллиона единиц против более трёх миллионов в 2008 году.
По прогнозу агентства «Автостат», спад на рынке легковых автомобилей в 2025 году может достичь 10% (1,42–1,43 миллиона единиц) по базовому сценарию и 20% (около 1,25 миллиона автомобилей) по пессимистичному варианту. ГК «Рольф» прогнозирует сокращение спроса до 1,3 миллиона автомобилей при базовом сценарии.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов отмечает нынешнее переполнение складов, чего достаточно для 3–4 месяцев продаж. Эксперт подчёркивает, что дилерские сети переполнены китайскими автомобилями.
Иванов указал, что количество автодилерских центров в стране достигает 4,1 тысячи, что соответствует рынку с объёмом в 2,5 миллиона автомобилей. По его мнению, есть риск, что некоторые дилерские центры могут закрыться.
Ольховский считает, что избыточные запасы автомобилей оказывают давление на дилеров, которые являются последним звеном перед покупателями. По его словам, под угрозой находятся использующие кредитные ресурсы компании, поскольку многие из них привлекли кредиты на развитие, рассчитывая на окупаемость проектов в течение 4–6 лет. Строившие на заёмные средства новые центры дилеры рассчитывали на возврат инвестиций в пятигодичной перспективе, но сейчас низкие продажи и рост ставок могут поставить их перед невозможностью выполнения финансовых обязательств.
В сложившихся условиях некоторые дилеры обращаются к Министерству промышленности и торговли России (Минпромторг) с просьбой урегулировать ситуацию с китайскими производителями и улучшить прогнозирование спроса на автомобили.
«Мы обратились за поддержкой в Минпромторг. Обсуждаем вопрос с министерством, поскольку на законодательном уровне нет регулятора, который мог бы спрогнозировать рынок», — пояснила первый заместитель генерального директора «Рольфа» Светлана Виноградова.
РБК направил запрос в Минпромторг России.
Основатель ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что ситуация на рынке определяется федеральным регулированием, ростом доходов населения и доступностью кредитования. Нестабильность бизнес-моделей китайских производителей оказывает влияние, поскольку отсутствие обязательств способно спровоцировать стихийное формирование рынка.
Участники рынка рассчитывают на взвешенную кредитно-денежную политику в нынешние времена. Растущие процентные ставки Центробанка, удерживающие средства клиентов на депозитах, повлияли на сокращение количества выдачи кредитов на 37% за последние три месяца. Под давлением высоких кредитных ставок бизнес в автомобильной индустрии испытывает сложности, что дополнительным образом указывает на необходимость пересмотра стратегий и подходов в управлении запасами и денежными потоками.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: