В Выборге победили призрак и таджикская девушка
- 15 августа 2013 11:16
- Максим Марков
На XXI фестивале российского кино «Окно в Европу» победил фильм Ларисы Садиловой «Она» - рассказ о простой девушке из Таджикистана, не знающей русского языка, но приехавшей в Россию за любимым парнем. Среди других лауреатов – ленты «Московские сумерки», «Собачий рай» и «Деливеранс», чему "Киноридус" откровенно рад, так как уже имел возможность поведать всем своим читателям: хорошее кино у нас есть – и нечему тут удивляться.
Победа Ларисы Садиловой не была предопределена стопроцентно, но вряд ли кого-либо удивила: на фестивале это было самое крупное режиссёрское имя. И хотя «классиком» Садилову пока что не назовёшь, но статуса серьёзного автора у неё уже никак не отнимешь. Фильмы «С днём рождения!», «С любовью, Лиля», «Требуется няня», «Ничего личного», «Сынок» широкому зрителю не то чтобы известны – но не потому, что это «кино не для всех», а потому как обстоятельства у нас таковы: простые истории про жизнь человеческую если и пользуются у условного «народа» популярностью, то разве в телевизионном, «ширпотребном» варианте. Которому Садилова, разумеется, не соответствует – ибо не умеет играть в поддавки. Или не хочет. А сними она сериал – наверняка бы познала «настоящий успех» и высокие рейтинги. Но на ТВ она не идёт – и снимает то кино, которое снимает. Своё.
«Она» - её шестой фильм. И очень актуальный. В центре истории – Майя, сбежавшая от своего жениха и променявшая Таджикистан на Россию, где трудится на заработках её любимый. Он обещает жениться, но на самом деле нагло врёт прямо в глаза: на родине мать уже подобрала ему «правильную» невесту – к которой он вскоре намерен отправиться. А Майя останется – ибо ей-то назад пути уже нет… По сути – это фильм о глупостях молодости, не привыкшей ещё отвечать за свои слова и поступки. Зачем этот парень её позвал, на что рассчитывал, почто вырвал юный цветок из родной земли и сгубил, считай, его на чужбине?.. Да так, просто самонадеянно не помыслил о последствиях. Ну и она хороша: русского языка не знает, почти ничего не говорит, о заработке не думает – чего хотела?.. Любви?.. Любви-то тут как раз маловато.
Куда больше современных реалий, свидетельствующих об обитании пришлых таджиков на окраине нашей столицы. «В России все так живут», - говорит ухажёр, приводя девушку в тесный барак. Вдалеке, на горизонте, высятся небоскрёбы – если подкопить, так вот бы там жить! Но пока приходится удирать от ФМС, перебираться к дяде, вместо работы на стройке торговать на рынке… Титр «Основано на реальных событиях» можно было и не добавлять – и без того очевидно, что выдумки тут немного. И даже расчёт отца отправить сына служить в российской армии, чтобы дембель потом получил российское гражданство, совсем не кажется натяжкой: хочется же человеку верить в то, что есть всё же лазейка, позволяющая обрести счастье в жизни. Вот и учит юный таджик стихотворение Пушкина – еле-еле выговаривая русские слова, но старательно пробиваясь через непонятные звуки и смыслы.
Как легко догадаться по такому сюжету, Садилова максимально приближается к своим героям, используя «документальную камеру», стирая грань между игрой и реальностью - «гламурно» такое ведь не снимешь. Однако порой не удерживается и вставляет в кадр всякого рода «красивости»: плывущий по ручью мяч, пасущиеся на лугу козы, детский ансамбль с гармонями и балалайками. И фоном – заветное, растяжное: «Зачем, зачем я повстречала его на жизненном пути» и «Не надо печалиться, вся жизнь впереди, вся жизнь впереди, надейся и жди». Впрочем, столь лобовые решения общего замысла не портят. И картина предстаёт довольно правдивая, безрадостная. Хорошо ещё хоть, что режиссёру хватило такта обойтись без откровенной чернухи (которую вполне можно было бы здесь ожидать увидеть). Всё-таки, это ведь рассказ о молодости и о первой любви…
Национальный вопрос и наплыв гостей из соседних республик волнуют сейчас, наверное, всех – но не настолько, чтобы поддерживать рублём фильмы на эти темы. В прошлом году вот был фильм Нурбека Эгена «Пустой дом», представленный в конкурсе «Кинотавра» и посвящённый этим же проблемам. Кто его видел, кто его помнит?.. А неплохая ведь была картина, но пропала, оказалась почти никому не нужна. Не таджикам же, условно говоря, её смотреть, учитывая, что стоимость билета в кино сравнима с их дневным заработком… Кстати сказать, новая лента Эгена «Шахта», рассказывающая об обитателях северного российского городка, удостоилась в Выборге диплома за лучшую операторскую работу, присуждённого Дмитрию Ермакову.
Особенность кинофестиваля «Окно в Европу» состоит в том, что одновременно здесь проходят два конкурса игрового кино. Конкурс «Осенние премьеры» оценивает жюри (в этом году – под председательством актёра Сергея Шакурова), и «Она» победила именно в нём. А вот «Выборгский счет» - это соревнование практически всех (за малым исключением) картин, представленных в фестивальной программе, и голосуют тут не только профессионалы, а вообще все зрители, находящиеся в зале. И первое место по итогам народного волеизъявления заняли «Московские сумерки» Алёны Званцовой – история про доктора, ставшего по неосторожности призраком, вернувшегося в похоронившую его уже семью и занявшегося в итоге добрыми делами (подробнее о фильме мы уже рассказывали в прошлом материале). Похоже, мысль о том, что возможна жизнь после смерти, произвела на зрителей действительно большое впечатление – ведь наши «Сумерки» (название не кажется случайным) обогнали по баллам и победителя «Кинотавра» - фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил», и новую работу давнего любимца выборгского смотра Станислава Говорухина «Weekend», которые разделили второе и третье место.
Писали мы уже и о других победителях – так, сценарист «Собачьего рая» Александр Адабашьян получил специальный приз жюри с формулировкой «За современный стиль киномышления», а награда за лучший дебют досталась автору картины «Деливеранс» Сергею Кузнецову. Сейчас лишь заметим, что оба решения совершенно оправданны. Призом за лучшую актёрскую работу жюри отметило Евгения Ткачука, сыгравшего в фильме об однополой любви «Зимний путь». Эту же работу дебютировавших в режиссуре Сергея Тарамаева и Любови Львовой премировала и Гильдия киноведов и кинокритиков. В конкурсе неигрового кино победил фильм Марии Пономаревой «Разновесие», лучшим мультфильмом фестиваля стала работа Степана Бирюкова «Подарки чёрного ворона».
См. также:
« Хорошее кино у нас есть – мы его показывать просто не умеем»
«В Выборге зададутся вопросом: куда уходит зритель?»
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: