+27
Сохранить Сохранено 7
×

Вперед в прошлое. Фоторепортаж


Вперед в прошлое. Фоторепортаж

Стоит только произнести «узкоколейка», как в голову приходит продолжение: «Павки Корчагина»… Но эта узкоколейка была построена задолго до знаменитого романа Николая Островского, прославившего людей без недостатков. Ее строили не пламенные революционеры, а простые рабочие алапаевских лесных и горнорудных предприятий. Официальное открытие железной дороги состоялось в далеком 1898 году. И гляди-ка – все еще работает!

Поездка по ней из Алапаевска в Верхние Синячихи была подана как первое знакомство с Уралом. Вот природа, вот история, вот быт и уклад… В дороге нас поили чаем и развлекали женщины из синячихинского Дома культуры. Все было очень мило и непосредственно, включая чай с баранками и уроки рукоделья…

Но глядя на проплывающий за окном пейзаж, почему-то думалось о другом. В частности, о том, ну почему, блин, избы такие кривые-кособокие, а сараи словно по пьяни сколоченные. Дороги в основном грунтовые, ну а там где асфальт – колдобины да ямы. Корпуса заводов без признаков жизни, а улицы городков и поселков какие-то безрадостные. И не «Как закалялась сталь» Островского приходила на ум, а скорее «Котлован» Платонова. От остановленных предприятий, скучных лиц редких прохожих реально веяло безнадегой… А еще упрямо лезли в голову сравнения с другими поездками на поездах, в Австрии или во Франции, их деревни и ландшафты. И получалось, что из общего у нас с ними разве что небо да солнце…

Где-то там, далеко-далеко, строят небоскребы и белоснежные корабли, изобретают умные механизмы и создают материалы толщиной в атом, а здесь все застыло на точке позднего СССР, где клуб и сельпо – центры мироздания. И в очередной раз приходишь в ужас от мысли, а если цена нефти упадет и иссякнут те крохи от ее продажи, которые так или иначе просачиваются в регионы?.. Чем ответит тогда страна - пустыми корпусами университета на острове Русском или блистательными стадионами Сочи?.. Я не знаю. Но весело и оптимистично в этих краях уже точно не будет. В том времени, в которое нас доставил этот маленький поезд из прошлого…

Анатолий Струнин

Алапаевск – Верхняя Синячиха

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+27

 

   

Комментарии (12)

  • Dudikoff
    Dudikoff 29 августа 2013

    Трое на крыше с большой вероятностью являются ваххабитами.Нутром чую.

    Пост интересный,только автор, описание добавляйте хотя бы немного к фотографиям.

    Ответить
    9 +
  • ehdu
    ehdu 29 августа 2013

    Великолепный репортаж. Отличный текст. Автор показал документально нищету и убогость не только глубинки. Такое убожество по всей России. Разбитые, разваленные, словно после бомбежки, деревенские и садовые домики, разбитые дороги- все это наша беспросветная реалия. И как указал автор- бесконечная.
    Спасибо автору за прекрасную работу на злободневную тему.

    Ответить
    6 +
  • Ольга
    Ольга 29 августа 2013

    Спасибо за репортаж! "Это русская сторонка, это Родина моя..." Можно приехать и посмотреть у нас заброшенные леспромхозы с пустыми разваливающимися домами - остались только старики и те, кто не смог никуда уехать. А ведь когда-то хорошо жили, детей растили, с Японией торговали, была работа - была и жизнь...

    Ответить
    0 +
  • Алексей
    Алексей 29 августа 2013

    Вы малость запутались в сторонках.

    Петь песню типа «Это русская сторонка, это Родина моя...» сегодня актуальнее о Лабытнанги,Пурпе,Тарко-Сале,Лангепасе,Когалыме,Лянторе - на сегодня эти земли являются истинно русскими.

    что Урал?
    вот-вот начнут скандировать - "хватит кормить Урал!"
    потому что для московских и питербурхских едоков с уральских гор нечего уже взять.

    Ответить
    5 +
  • Ольга
    Ольга 29 августа 2013

    У нас - не Урал, мы повосточнее. Как лес добывали, так и добывают, э/энергию, металл, руду, хим.производство и другое. Только местное население в стороне осталось и ничего с этого не имеет. Раньше это все было подконтрольно государству, а теперь - олигархам. Вот и вся разница.

    Ответить
    0 +
  • Алексей
    Алексей 29 августа 2013

    Всё объясняется просто.
    В апреле 1991 года была отменена 209 статья УК РФ (закон "о тунеядстве").
    Теперь рабский труд невозможен,современные рабовладельцы-демидовы обязаны платить хоть что нить рабочим.

    Ради этого унылого пейзажа в этих местах за 400 лет были порабощены и варварским принудительным трудом,массовыми казнями,истязаниями истреблены миллионы человек - привезенных на клетках и из местного населения.
    Да и Москва сегодня кормится от Западной Сибири,и по обычаю плюет на старые кормушки....

    Ответить
    5 +
  • Duck
    Duck 29 августа 2013

    Так вот куда подался Иван Дулин, да в зеленом платье...

    Ответить
    0 +
  • комбустиолог-4793
    комбустиолог-4793 29 августа 2013

    Для автора поста: Во-первых, спасибо за пост, заставляющий задуматься над ответом на вопрос "Почему?", спасибо за хорошие фотки, позволяющие посмотреть места, где, возможно, я никогда не появлюсь. Спасибо.
    Но как-то неприятно слегка уколола ирония по поводу тех, кто строил Боярскую узкоколейку в голодные и жестокие 20-е годы. Зачем же иронизировать над подвигом тех обычных молодых людей, которые несмотря на зимний холод, голод и будучи кое-как одетыми-обутыми построили эту узкоколейку, дав возможность подвозить по ней так необходимое населению топливо, продукты и прочее?
    Что значит в вашем понимании "пламенные революционеры"? Что значит "людей без недостатков"? Все прекрасно понимают, что нет таких людей, чтоб были "без недостатков". И те, молодые парни и девушки - тоже были обычные, у каждого были свои ошибки. Н.Островский в своем романе показал их, каждого, каким он был, не приукрашивая. Просто нынешнее поколение молодежи не видит в недостатках своей личности ничего предосудительного и, соответственно, не пытается в себе исправить то, что на взгляд общества, является негативным (лень, эгоизм, агрессивность, неуважение к людям и т.п. антиобщественные черты характера).
    Те молодые люди из 20-х годов, показанные в романе, со своими недостатками и сами боролись, и их молодое сообщество нетерпимо относилось к таким, заставляя тем самым, изживать в себе лентяя,эгоиста и хама. Может, благодаря этому, то поколение людей нашей страны смогло в короткие сроки поднять страну из руин, выстоять в войне против фашизма и вновь отстроить разрушенные войной города и села, поднять промышленность до мировых высот.
    Да, они были ПЛАМЕННЫЕ сердца, потому, что были не равнодушными к судьбе страны и своей судьбе, потому, что ясно понимали свою значимость и свою роль и предназначение в жизни, потому, что не ждали подачек от государства, а сами отдавали своему государству и своей стране силы, знания и таланты. Не ныли, как нынешние, дескать, "дайте нам" и "государство обязано". Отсюда и начинаются "избы такие кривые-кособокие, а сараи словно по пьяни сколоченные", а заканчивается - дорогами в выбоинах, чиновниками- мздоимцами, лентяями всех уровней, ворами всех рангов. Потому, что всем на всех наплевать.
    Зато всех объединяет одна иждивенческая парадигма: вот у нас есть президент и правительство - вот они пускай за все ответят: и за кривые избы, и за дороги в колдобинах, и за грабительскую прихватизацию, и за тот социально-справедливый строй, который мы все просрали, благодаря нашему тупому и молчаливому согласию.
    Зарубеж нечего приводить в пример, там чистота и порядок держатся на больших карательно-экономических санкциях, забитых в сознание населения еще со времен раннего капитализма, а может и еще раньше. Там плотность населения не позволяла жить грязно, а эпидемии инфекционных болезней вразумили граждан не хуже штрафов. Индустриализация и зарождение капитализма согнали в города окрестных крестьян, тем самым способствовали еще большей скученности. Каждый вынужден был свой клочок территории благоустроить так, чтоб и себе было жить комфортно, и соседу не мешать, выливая свою грязь. Там были и другие мотивы, конечно, но это отдельная тема.

    Ответить
    3 +
  • Анатолий
    Анатолий 29 августа 2013

    Спасибо за столь подробный отзыв! Но я не иронизировал по поводу узкоколейки Павки Корчагина, а тем более - над самоотверженностью других литературных героев Николая Островского. Просто сказал, что мне представляется более правдивым описание героики тех лет Андрея Платонова, в частности в "Котловане". А еще хорошо бы многим почитать его же роман "Чевенгур". Многое станет понятным по поводу "пламенных революционеров" и людей без недостатков. О других аспектах Вашего мнения предпочитаю не спорить, так как считаю их ошибочными, но Вы имеете право на них...

    Ответить
    1 +
  • комбустиолог-4793
    комбустиолог-4793 29 августа 2013

    Люди - есть люди. Все мы разные от рождения. Я имею ввиду нашу генетику и особенности развития структур головного мозга. Огромное значение имеет семейное воспитание, то, какие ценности являются главными в той или иной семье. Внешняя среда так же формирует личность, в частности, писатели, поэты, театр, музыка, живопись. Но не будем забывать, что те, кто формирует наши вкусы и взгляды, сами такие же люди, и их взгляды на те или иные явления жизни, в т.ч. и политические явления - суть мнения субъективные. Для получения более объективной оценки явлений жизни надо сочетать результат своих наблюдений, итог, который получился в результате происходивших событий и мнения уважаемых и компетентных людей нашего общества. И даже это не дает полной гарантии получения каждым человеком истинной, по-настоящему объективной оценки, т.к. каждый по-своему, насколько ему позволяет его мозг, интерпретирует и анализирует происходящее и познанное им событие. Проще говоря, каждый трактует по-своему.

    Ответить
    1 +
  • Evgenij
    Evgenij 29 августа 2013

    гастарбайтеры, девки легкого поведения, свадьбы, подкосившиеся дома...

    Ответить
    0 +
  • t60159-1740
    t60159-1740 29 августа 2013

    Жизнь уходит с Урала. Вам повезло увидеть узкоколейку. Много их было, почти все пошли в переплавку. Только на гугловских картах еще видны не полностью заросшие просеки. Руда закончилась. Все пошло в лом - домны, мосты, канатки, дороги. Там где 200 лет назад кипела жизнь, был оживленный торговый путь, осталась грунтовая дорога, упирающаяся в разрушенный мост. Лет через 50 на Урале останутся только полукилометровой глубины кратеры, где я когда-то видел огромные белазы и вагонетки, бегающие по серпантину. Ничего не осталось. Скоро природа возьмет свое. Москва опять будет собирать дань белками

    Ответить
    1 +