Врата в ад: так выглядит расстрелянный Первомайск
- 09 июня 2015 18:25
- arkthur-kl.livejournal.com
Город расположен практически на линии фронта, часто подвергается обстрелам (в том числе его обстреливали во время перемирия).
В этом здании погибли два человека; разрушение свежее, стреляли во время перемирия.
Я съездил в Первомайск, отфотографировал «городские виды», был в мэрии, спускался в бомбоубежище, где месяцами живут люди, отснял две церкви — одну сгоревшую, другую уцелевшую. Я уже много путешествовал по Донбассу и вроде бы привык к тем бедам, которые вызывает война. Но то, что я видел в Первомайске, произвело на меня сильнейшее впечатление.
Интервью с Ольгой Игоревной Ищенко, и.о. мэра Первомайска о гуманитарной ситуации в городе
Орвомайск гуманитарную помощь, был в январе 2015го убит украинской ДРГ.
Ольгу выбрали исполняющей обязанности мэра города после того, как ее муж, мэр Первомайска Евгений Ищенко, вместе с тремя российскими волонтерами, возившими в Первомайск гуманитарную помощь, был в январе 2015го убит украинской ДРГ.
Первомайску, самому разрушенному городу ЛНР, выделяет помощь правительство ЛНР, приезжают волонтеры от российских общественных организаций, но, учитывая, что в городе проживает 21 тысяча человек, и не всем хватает, ситуация не самая лучшая.
Предприятия не работают, поэтому зарплат нет. Окраины города регулярно подвергаются обстрелам, хотя в центре в начале мая было более-менее спокойно. В первую очередь Ольга просит о детях. Катастрофически не хватает памперсов, детского питания. ЛНР на май выделяло их в качестве помощи, но многим все равно приходится отказывать.
Это приемная в мэрии Первомайска, выбитое окно забито фанерой
Очень много погорельцев, лишившихся жилья людей. Домов пострадало до 70%, из них 45% разрушено полностью. Людей переселяли в общежития и гостиницу.
Пострадавшие лишились имущества, все их вещи пропали в разрушенных или сгоревших квартирах, поэтому им нужно все. Многие погорельцы живут в подвалах либо у знакомых. С электричеством в городе стало полегче, его восстанавливают своими силами, перебои бывают не более 2 суток. С водой проблемы. Она поступает раз в 3 дня, так как течет самотеком со стороны контролируемой Украиной, там сильные повреждения водопровода, но они не ремонтируются, воду приходится развозить машинами.
Это памятная доска в мэрии с фотографиями ополченцев, погибших в боях за Первомайск
Очень напряженная обстановка со строительными материалами, это практически катастрофическая проблема. Много окон выбито, их затягивают пленкой, которую тоже нелегко достать, частично ее выделяет правительство ЛНР, частично люди сами пытаются достать по знакомым.
Это одеяла, которые привезли в Первомайск волонтеры-чехи
Когда нам пытаются внушать, что «весь мир от нас отвернулся» это не соответствует действительности. Молодцы чехи, смогли добраться даже до фронтового Первомайска.
А здесь глубокая яма от попадания, дыра обозначена просто шиной; перила погнуты взрывной волной и во многих местах пробиты осколками.
Памятник Ленину, к которому приносят и складывают осколки снарядов, падающих на город. Как сказал сопровождавший меня ополченец Роман, здесь собрана одна тысячная часть того, что уже получил Первомайск.
Это сгоревшая из-за обстрела церковь...
Не засыпанные воронки от снарядов...
Я стараюсь фотографировать то, что вижу, а не фотографироваться самому. Но в данном случае Роман несколько раз заснял меня в Первомайске, выкладываю здесь, поскольку так нагляднее, что это не какая-то другая планета и не дикая Африка, а очень близкие места от нас места, где я сам лично бываю каждый месяц.
Недалеко от въезда в Первомайск...
А это уже пошел жилой сектор...
Из дома просто вырваны два подъезда.
Это было свежее попадание, во время перемирия. Вот так оно соблюдается.
И сакура в цвету…
Попадание в жилой дом и выгоревшие квартиры.
Разрушенный и сгоревший магазин.
Развороченный снарядом жилой дом.
Попадание прямо в жилую квартиру (тоже свежее, во время перемирия).
И снова обычная квартира, и тоже свежее...
И еще...
Выгоревшие квартиры и ремонтная бригада, чинившая во время моего приезда кабели во дворе дома. Дом жилой до сих пор.
Прилетело в крышу.
Остановка...
Дома с выбитыми стеклами, а сзади дом, где был пожар.
«Здесь могла быть ваша реклама»...
После визита в Первомайск врата в ад я представляю себе примерно так.
Заводские помещения.
Интервью, взятое у обитательниц бомбоубежища.
Живет Света в бомбоубежище 10й месяц. Здесь же живут четверо ее внуков. Жители с утра выходят работать на огороды, чтобы вырастить там картошку, потому что с продуктами проблемы. Зарплаты они не получают. Пенсию ЛНР только-только начало выплачивать перед майскими праздниками.
Пенсионерка, живущая в бомбоубежище...
Бомбят город и особенно его окрестности очень сильно С той стороны фронта наши сообщают своей родне, что солдаты там ходят пьяные, могут выстрелить просто в кого попало, в силу чего местные жители боятся вылезать из подвалов.
Из России привозят гуманитарную помощь, но на всех не хватает, и положение достаточно тяжелое.
Во время обстрелов в бомбоубежище жило до 200 человек. Это не единственное бомбоубежище, через улицу есть еще одно. Живут люди и просто в подвалах.
Обстановка...
Отапливают помещение буржуйкой.
Буржуйку привез Евгений Ищенко, он же помогал с электроприборами, привозил продукты, все это делал лично.
Дрова собирают, на них идут поваленные неподалеку обстрелом деревья. Ольга привозит от мэрии уголь. Свет есть постоянно. Воды нет, ее приходится запасать...
В бомбоубежище живут и дети (10 человек сейчас, а во время усиления стрельбы приходит жить до 18 детей). Утром они ходят в школу, потом в церковь, где их кормят обедами. Как они делают уроки, не представляю себе, в бомбоубежище достаточно темно, нет столов или парт. Я там фотографировал со вспышкой, поэтому более точно освещенность комнат передают видеозаписи.
Если начинают стрелять, детей привозят на машинах ополченцы. Но все равно родителям страшно их отпускать.
Есть здесь и совсем маленькие дети, двух, четырех лет. Притом уже даже в 2 годика дети умеют различать обстрелы с разных видов вооружения.
Обитатели бомбоубежища очень хвалили своего погибшего мэра, Евгения Ищенко, потому что он много заботился о населении города. Сейчас помогают им по собственной инициативе местные казаки-ополченцы, привозят емкости для воды и саму воду, консервы, уголь, крупы, конфеты детям.
Кухня.
Из России просят в первую очередь привозить средства гигиены (стиральный порошок, зубную пасту, средства для детей, детское питание).
Санузел...
Вход в санузел...
В городе открыта социальная столовая, но люди побаиваются надолго покидать свое убежище.
Бомбоубежище представляет собой две большие комнаты. Сейчас там устроены импровизированные спальные места.
Батюшка Василий и матушка Наталья, которые учат и кормят 60 детей, а раньше, в разгар боевых действий, кормили до 300 человек...
Интервью с матушкой и мамами детей.
Дети здесь учатся, могут получить питание и одежду. Их родители не получают зарплату, предприятия стоят, поэтому основная проблема финансовая. Нужно питание, одежда, канцелярия (чтобы дети могли учиться), спортивный инвентарь, одежда, обувь для занятий спортом.
Еще в мирное время при храме была столовая. Когда началась война, то с благословения архиепископа Никодима Северодонецкого и Старобельского и с его помощью (он помог с продуктами) они начали кормить людей. Далее это удавалось делать благодаря помощи волонтеров.
На лавочке у входа в храм — местные пенсионеры, здесь им тоже помогают.
Вообще церковь и ее служители на этой войне показали себя с лучшей стороны. Священники и их семьи организовывают помощь при храмах. Российские батюшки собирают и отправляют на Донбасс помощь. Притом ездят сами, отвозят ее, добираются до достаточно опасных мест.
Батюшка — довольно часто встречающийся среди российских гуманитарщиков персонаж. Помогают и священники с территории, контролируемой Украиной. Так, в Стаханове принимали не только российских православных священников, но и католического батюшку с Западной Украины, привозившего помощь в один из стахановских приходов. Притом этот священник дважды переходил линию фронта.
В школе при Свято Николаевском храме учатся дети от 4 до 18 лет, представлены все возраста
Когда обстреливали этот район, как-то только окончились занятия и дети вышли из церкви, как начался обстрел. Те дети, которые не успели добежать и спрятаться в церковном подвале, лежали перед церковью на асфальте.
Дети привыкли бояться, война негативно сказывается на детской психике. Очень нужен психолог, который работал бы с детьми.
Разрушения, обстрелы, убитые люди… детям пришлось резко повзрослеть, они уже хорошо разбираются, кто и откуда стреляют.
Церковный двор. Это как раз здесь дети лежали на асфальте.
Обстреливают и с Попасной, и с Золотого, и с других позиций. Город обстреливали из Градов, Ураганов и других видов оружия. Многие из детей живут в бомбоубежищах, одна из мам как раз живет с детьми в подвале, куда они перенесли кровати, электроприборы и электрочайник, освещение у них есть, воды нет.
Обед в столовой при церкви...
Свято Николаевскому храму повезло, он уцелел во время обстрелов...
Сам храм небольшой, но очень чистый, ухоженный, видно, что люди, несмотря на войну, поддерживают его в порядке.
Белоснежные полотенца (несмотря на проблемы с водой)...
Тамара, матушка Наталья и Михалькова Людмила у церковных ворот.
Расстояние от Москвы до Первомайска — 988 км. Это ближе, чем Ростов, Казань или Архангельск. Живут там точно такие же обычные русские люди, как в Петербурге, Владимире или Рязани.
И вот — разрушенный город, хлеб по карточкам, люди, живущие в подвалах, которые топятся самодельными буржуйками, дети, во время обстрела лежавшие на асфальте у церкви… полное впечатление путешествие не в пространстве, а во времени лет так на 100 назад. И все-таки город стоит, а люди держатся, хотя и тяжело им.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: