+0
Сохранить Сохранено 7
×

Вызов или возможность: как обуздать чрезмерный туризм


Вызов или возможность: как обуздать чрезмерный туризм

© Алексеев Борис / Коллаж / Ridus.ru

По прогнозам Всемирного совета по путешествиям и туризму, уже в этом году 142 страны примут больше туристов, чем до пандемии (из 185 стран, которые отслеживает организация). Ожидается, что в следующем десятилетии туризм превратится в индустрию стоимостью 16 триллионов долларов, которая создаст 12,2% рабочих мест во всем мире. Но толпы людей и связанные с этим издержки утомляют местных жителей и вызывают массовые протесты во многих популярных у путешественников городах.

«Дело не в том, что туризм раньше был силой добра, а теперь стал силой зла», — поясняет старший преподаватель Бредского университета прикладных наук в Нидерландах Ондрей Митас, который специализируется на теме чрезмерного туризма. По его словам, в новостях это явление часто описывается как единая, не поддающаяся контролю проблема, но если разделить его на более мелкие составляющие, легче найти решения.

Эксперт делит чрезмерный туризм на четыре составляющие. Есть классическая переполненность популярных мест. Есть посетители, не уважающие культурные нормы, например, размахивающие палками для селфи или обнажающие плечи в православной церкви. Затем идут тусовщики, которые ведут себя непристойно или портят общественную собственность. И последний, самый коварный аспект: когда местные жители не получают достаточной выгоды от туризма в своих общинах из-за неравного распределения прибыли. Именно это чаще всего приводит к сопротивлению на местах, как в Испании этим летом. «Это политическая проблема. Решить ее гораздо сложнее», — констатирует Митас.

© flickr.com

Но он видит основания для оптимизма. Решения для каждой из проблем тестируются в разных странах мира, от Копенгагена до Таиланда и Гавайских островов. В интервью Bloomberg эксперт назвал три таких новаторских инициативы, некоторые из которых новые, некоторые находятся в разработке уже несколько лет. И хотя пока они относительно небольшие, у каждой есть потенциал для масштабирования по всему миру и влияния на постоянно растущую долю путешественников.

Переосмысление «обязательных к посещению» мест назначения

В ходе эксперимента, проведенного Митасом и его командой в Университете Бреда в 2021 году, 155 посетителей голландской провинции Оверэйссел получили один из двух цифровых инструментов планирования поездки. Первой группе было предоставлено приложение с традиционными достопримечательностями, а для второй был создан ИИ-консьерж под названием «Путешествуй с Зои» (Travel With Zoey), который рекомендовал наименее «истоптанные» туристами достопримечательности как обязательные к посещению, проверенные закулисным сотрудником.

Путешественники из обеих групп приняли советы близко к сердцу, отправляясь в рекомендованные места вместо того, чтобы прокладывать свой собственный путь. В последующих опросах они показали одинаковое удовлетворение своим отпуском. «Люди в равной степени хорошо проводили время, независимо от того, посещали они горячие точки или нет, и это довольно важно», — говорит Митас.

Реальность такова, что в большинстве стран есть менее посещаемые достопримечательности, которые готовы и достойны того, чтобы принимать больше туристов. Но до тех пор, пока основная масса путешественников в поисках вдохновения используют одни и те же источники — скажем, Google Maps или TripAdvisor, — они будут ориентироваться на одни и те же места.

Конечно, никто не помешает людям изучать все доступные источники в планировании своих поездок, но результаты исследования могут убедить туристические агентства в том, что есть веские причины отклоняться от общепринятых рекомендаций. «Выигрывает тот источник, который доходит до людей с наименьшими трудностями и делает впечатления наиболее приятными», — уточняет Митас.

© flickr.com

Сейчас Митас и команда Zoey работают с рекомендациями по Амстердаму и Копенгагену, чтобы повторить эксперимент в перенаселенных городских центрах. «Мы ожидаем, что результаты будут примерно такими же, как и в Оверэйсселе», — говорит главный исполнительный директор Zoey Раджниш Бадал. Если ожидания оправдаются, следующим шагом компании станет «включение такого сервиса в инструментарий для разработчиков политики и организаций по управлению туристическими направлениями».

Распределение доходов от туризма

В течение последних семи лет некоммерческая организация Tourism Cares создавала «карту значимого туризма», наполненную проверенными поставщиками экологически чистых впечатлений по всему миру. Представьте себе мастер-класс по ткачеству с женской группой в сельской местности Иордании, наблюдение за птицами с местными защитниками природы в заповеднике Отун Кимбайя в Колумбии или историческую экскурсию под руководством женщины в Понсе, Пуэрто-Рико.

На данный момент у карты 321 партнер в 22 странах по всему миру, хотя в первую очередь она предназначена для взаимодействия туроператоров и турагентов, которые могут создавать целые туры и предоставлять более масштабные бронирования. Создатели карты напрямую сотрудничают с советами по туризму, например, из Колумбии и Таиланда, каждый из которых должен определить не менее 10 ответственных туристических предприятий, готовых принять приток посетителей.

Идея возникла в Иордании, которая хотела, чтобы туризм распространился за пределы Петры, знаменитого объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор маршруты по стране дополнились керамическими, кулинарными и ткацкими мастерскими. И все это способствовало развитию бизнеса сельских кооперативов в небольших общинах, таких как как Бани Хамида, в 90 минутах езды к югу от Аммана.

© flickr.com

Одна из проблем проекта состоит в том, что советы по туризму не всегда могут подобрать местных партнеров, соответствующих нужным параметрам. Но генеральный директор Tourism Cares Грег Такехара видит положительную динамику: в 2024 году рекордное количество направлений, включая Панаму, Шотландию, Ирландию, Гавайи и Сан-Луис-Обиспо, пополнится примерно 200 партнерами.

Создание поведенческих стимулов

Что нужно сделать, чтобы туристы сделали правильный выбор? Совет по туризму Копенгагена считает, что бесплатные развлечения могут принести пользу. В июле он начал поощрять посетителей за простые, благоприятные для климата действия в рамках инновационной пилотной программы, рассчитанной на месяц, в партнерстве с 20 местными достопримечательностями.

Например, те, кто решил доехать до определенной достопримечательности на велосипеде или общественном транспорте, получал бесплатную экскурсию по музею, прокат каяков или вегетарианский обед из местных продуктов. Любой, кто принес пластиковые отходы в Национальную галерею Дании, мог принять участие в бесплатном семинаре по их переработке в произведение искусства. Пилотный проект завершился 11 августа, и Visit Denmark планирует опубликовать результаты позже в этом месяце.

На Гавайях аналогичная кампания под названием Malama Hawaii с 2020 года поощряет посетителей участвовать в волонтерской деятельности по всему острову. По данным Управления по туризму Гавайев, в первом квартале 2024 года в этих мероприятиях приняли участие почти 20% всех посетителей штата, по сравнению с 16% в первом квартале 2023 года.

Мероприятия включают в себя все — от уборки побережья до размножения местных растений и кормления животных на ферме-заповеднике. Как и в Копенгагене, на Гавайях поощряют посетителей, предлагая скидки или бесплатные ночи в определенных отелях за участие в отдельных мероприятиях. Например, присоединившись к программе по уборке пляжей Hawaii Land Trust, вы можете бесплатно провести шестую ночь в отеле Grand Wailea на Мауи, курорте Waldorf Astoria.

Тенденция продолжает набирать обороты. Возьмем, к примеру, остров Ванкувер. Соберите мусор на перламутровых пляжах или в лесах, заросших пихтами Дугласа, и отнесите его в специально отведенный пункт сбора, и вы получите вознаграждение — от скидок в отеле до бесплатной пинты пива. Это небольшой шаг в правильном направлении для отрасли, которая часто меняется медленно.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)