Зачем из Москвы делают город отмороженных героев
- 11 января 2017 04:41
- Юлия Каблинова, Журналист
Прошедший в минувшее воскресенье в Москве при -29С велопарад, моментально оживил и без того непрекращающуюся в соцсетях дискуссию на тему, кто милее столичным властям: пешеходы, автомобилисты, или велосипедисты. А главное — как делить между ними городское уличное пространство.
Я стою на асфальте, летом в лыжи обутый…
Как водится, противоборствующие стороны обменялись взаимными претензиями в адрес друг друга. Одна известная велоактивистка рассуждает в своем аккаунте в Фейсбук о том, что учитывая, сколько народу просидели в промёрзлых насквозь машинах, пытаясь их завести, «стоит признать, что все-таки автомобиль не для нашего климата», а «создавать условия для поездок на машине в России — это преступная безответственность».
Автомобилисты ответили симметрично, назвав прошедший велопарад плевком в адрес разумной и адекватной части жителей города со стороны столичных чиновников, которым очевидно проще проводить пропагандистские мероприятия из серии «как классно отказаться от „ржавой кредитопомойки“ и передвигаться на велосипеде зимой и на лыжах летом».
Не остались в стороне и пешеходы, не преминувшие пнуть велосипедистов. Так, по словам председателя Союза пешеходов Владимира Соколова, устройство велодорожек на оживленных центральных улицах создает опасность для пешеходов, так как велосипедисты ездят со скоростью до 15 км/ч, но дорожки никак не огорожены.
Деньги из велосипеда
Рассудить участников дискуссии тут же поспешили городские власти, спустя пару дней после состоявшегося экстремального велозаезда в -29С, заявившие что обустроят велополосы на улицах, отремонтированных в 2016 году по программе, которая уже обошлась городу в 45 млрд руб.
Ознакомившиеся с тендерной документацией департамента транспорта, эксперты уже заявили, что новый этап «благоустройства», предполагающий, что велополосы и велосветофоры появятся на 23 улицах в центре города, могут обойтись в новые сотни миллионов рублей.
Однако градоначальники, похоже, основательно загорелись желанием потратить очередную огромную кучу денег на велоинфраструктуру для города, в силу природно-климатических причин 9 месяцев в году утопающего в грязи, снегу, слякоти, реагентах и ливневых потоках. На первый взгляд может показаться, что добиться этого ошеломляющего результата, велосипедистам удалось всего одним единственным героическим велопарадом, проведенным при -29С, двумя сотнями безбашенных (судя по их отношению к собственному здоровью) граждан.
О гражданской позиции и не только
«Мы придумали и делаем проект Let’s bike it!, чтобы сделать город удобнее, потому что Москва образца 2010 года — это ад с многочасовыми пробками и тротуарами, заставленными автомобилями. Я пытался уехать жить в другую страну, но вернулся в Россию, потому что здесь вырос, здесь семья и друзья (хотя многие уехали). Все, что мы делаем, — это попытка сделать пространство вокруг себя комфортнее», — комментирует в своем Фейсбук аккаунте организатор веломероприятия Владимир Кумов. — Московский велопарад — это наша гражданская позиция".
«Сейчас московские власти пытаются изменить транспортный паттерн горожанина и понятно, что не всем это нравится», — прокомментировал «Ридусу» Петр Дворянкин, лидер велосипедного движения «Русвелос». — К сожаленью значительная часть автомобилистов сегодня отказывается понимать, что физически невозможно удовлетворить пожеланиям всех, кто хочет приехать в центр и спокойно там запарковаться. Но это происходит не из-за того, что на проезжей части отделяются места под велодорожки, а по причине общей нехватки необходимой парковочной и автоинфраструктуры".
Быть отмороженным — это круто
«Шины с шипами и теплая одежда решают проблему скользких дорог и холода, однако, сама идея устраивать в январские морозы массовые катания на велосипедах мне кажется непродуманной, — не разделяет энтузиазма лидеров столичного велосообщества врач- эндокринолог клиники WikiMed, член EASD, Ольга Демичева. — И если в прошлом году велопробег проходил при минус 15−18 градусах, что еще как-то, хотя и с трудом можно понять, то тот факт, что в этом году, рекордно низкая температура и оранжевый уровень опасности, объявленный МЧС, не стали причиной для отмены мероприятия кажется по меньшей мере странным.
По мнению врача, такой способ оздоровления организма крайне не физиологичен, ведь ехать на велосипеде и вдыхать ледяной воздух, пробыв энное количество времени на морозе — это риск обморожения. Тем более, что в отличие от традиционных зимних видов спорта — катания на коньках или на лыжах, во время велопробега у участников нет возможности себя согреть в процессе движения.
Ольга Демичева уверена, что в городе в принципе не слишком полезно кататься на велосипеде из-за сильно загрязненной атмосферы. По ее мнению, оптимально для проведения велопробега — теплое время года, а самое подходящее для него место — зеленые массивы, или городские парки, каковые сегодня в Москве активно вырубаются.
Вело-яблоко раздора
Велосипед — явно не самый оптимальный вид транспорта для использования в лютые морозы, что понятно даже тем, кто не обременен медицинским образованием. Это подтверждает и сравнительно небольшое (около двухсот) количество участников экстремального заезда. В чем может состоять истинный смысл этого странного во всех отношениях мероприятия, влетевшего в копеечку городскому бюджету и создавшего нешуточные трудности горожанам из-за перекрытия улиц, остается только догадываться.
Вызывает удивление и то, как велосипедистам удалось согласовать столь крупное мероприятие, при том, что даже не самый большой автопробег по улицам Москвы без перекрытия вообще чего-либо согласовать невозможно практически никак.
Очевидно, что подобными действиями, в сочетании с нарастающими гонениями на автомобилистов посредством сокращения парковочного пространства и повышения стоимости парковки, городские власти четко дают понять, что пользование личным автотранспортом — излишняя роскошь для подавляющей части москвичей.
В условиях, когда по протяженности улично-дорожной сети (УДС) в пересчете на тысячу жителей, Москва уступает большинству мегаполисов в 7−8 раз, даже при нынешнем среднем (по европейским меркам) уровне автомобилизации, транспортных проблем столице не избежать.
Решений у данной проблемы только два: развитие и оптимизация дорожной сети как минимум до среднеевропейского уровня, или банальное сокращение числа автомобилей на улицах города.
Как ни странно, по мнению большинства экспертов, возможности для реализации первого варианта у Москвы есть, даже без серьезных посягательств на существующую застройку. Однако, этот вариант требует времени, средств, политической воли, а также, возможно ущемления чьих-то коммерческих интересов.
Очевидно поэтому, городом выбран второй вариант, в соответствии с которым, улично-дорожное пространство признается дефицитным ресурсом, пользование которым оказывается доступным только довольно состоятельным гражданам.
Невольно возникает вопрос: а что в этом случае делать автомобилистам, чьи кошельки недостаточно толсты? Очевидно, что именно для них и будет создано в том числе и то самое пресловутое вело-пространство о котором говорилось выше. Решить проблему за счет общественного транспорта, как выяснилось, оказалось проблематичным по все той же причине, связанной с недостаточным развитием дорожной сети и исчерпанием пропускной способности столичного метро.
Единственной нестыковкой в этой идее до последнего времени оставалось то, что снег, мороз и слякоть не оставляют Москву, как минимум на полгода. Хотя, судя по прошедшему велопараду, это не должно особенно расстраивать москвичей, что собственно и доказали две сотни отмороженных (в прямом смысле) «героев».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: