Зачем россиянам закрывают доступ в зарубежные онлайн-магазины
- 12 декабря 2019 01:22
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Правительство России вновь задумалось о снижении порога беспошлинного ввоза посылок из зарубежных онлайн-магазинов до 20 евро в месяц. Минфин предлагает сделать это в три этапа: с 1 июля 2020 года опустить планку до 100 евро, с 1 января 2021 года — до 50 евро, а минимальный предел ввести с 1 января 2022 года. Премьер-министр Дмитрий Медведев идею уже одобрил.
Первой еще в 2016 году с такой инициативой выступила Федеральная таможенная служба, приведя в пример Белоруссию, где лимит установлен на уровне 22 евро в месяц. Год спустя эта тема попала в материалы проекта бюджета России на 2018—2020 годы. Но тогда на столь радикальную меру власти не отважились. На тот момент в Россию можно было беспошлинно ввозить товаров на сумму до тысячи евро в месяц, с 1 января 2019 года она сократилась до 500 евро.
И в этот раз решение не окончательное, подчеркивают в правительстве, оно еще будет обсуждаться, в том числе и в Евразийской комиссии. В июле Минфин также предложил повысить с 250 до 500 рублей размер сбора за проведение таможенных операций с посылками из-за рубежа.
Подобные меры власти объясняют заботой о российских ретейлерах, которые платят в России НДС и другие налоги, тогда как зарубежные магазины — ничего, и это создает неравные конкурентные условия. Но эксперты сомневаются, что очередное ограничение потребительских возможностей россиян реально поможет отечественной рознице. А вот казне вполне может принести еще немного народных денег.
Суммы меньше, покупки чаще
С точки зрения государства, которое видит объем покупок товаров через интернет и понимает, что с этого объема в бюджет страны в виде налогов и пошлин попадает только малая часть, такой подход оправдан, считает первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал.
По словам эксперта, только в этом году объем трансграничной торговли в России может составить 700 миллиардов рублей, в 2020 году — 900 миллиардов. При этом есть примеры других стран, в том числе Канады и США, где приняты такие же минимальные пороги и государство получает серьезные средства в бюджет от таможенных пошлин. Так, в Канаде таможенные пошлины взимаются с товаров интернет-магазинов при стоимости от 20 до 80 долларов. Страна при этом получает около 40 миллионов долларов платежей в бюджет.
Но что касается стимулирования внутреннего спроса, вряд ли это решение к чему-либо приведет, предупреждает аналитик.
Внутренний спрос падает по причине отсутствия роста реальных доходов населения. Люди потому и покупают товары в интернет-магазинах, что это дешевле, чем в нашей рознице. Скорее всего, российские граждане сумеют подстроиться и под новые правила: товары будут заказываться на меньшие суммы, но чаще, — прогнозирует Сигал.
При этом он полагает, что общий объем покупок через интернет снизится в любом случае, из-за падения доходов населения.
Тупиковый путь
Смехотворный лимит на беспошлинную покупку товаров на зарубежных площадках, скорее всего, приведет к росту контрабанды, предсказывает вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. Все подобные нововведения приводят к тому, что черный рынок в стране растет: это касается и повышения налогов на бизнес, в результате чего предприниматели уходят в тень и пользуются всякими обнальными схемами, и завоза продукции из-за рубежа.
Вспомните, масса была скандалов с таможнями, когда при обыске находили коробки с деньгами у главных таможенников. Это, конечно, вершина айсберга, но низовая коррупция тоже есть. Будут искать какие-то методы, как ввозить вообще без пошлин, раз они настолько сильно закручивают гайки, прикрываясь выгодой российских ретейлеров, — рассуждает эксперт.
Желание людей сэкономить в условиях сокращения доходов вполне понятно, поэтому все, кто умеет считать деньги, идут на сервисы типа AliExpress, добавляет он. К тому же многие товары, которые россияне приобретают в иностранных интернет-магазинах, в России просто не продаются ни за какие деньги.
У российских продавцов все дороже не только по причине налогов, уверяет аналитик. Просто у зарубежных конкурентов (в первую очередь это, конечно, Китай) производительность труда выше, а издержки и маржа ниже. И снижение беспошлинного порога будет способствовать вовсе не справедливой конкуренции, а росту цен внутри страны.
Это, безусловно, усилия лоббистов, которые постарались, как следует, чтобы задушить и это последнее прибежище, где простые люди могут сэкономить на покупке одежды, товаров для домаи т. д. Тем более что сейчас это все очень удобно стало, в телефонных приложениях. Продавцы чувствуют угрозу падения продаж, — рассуждает Вязовский.
Но «стричь» народ под предлогом помощи ретейлу — это тупиковый путь, предупреждает он. Если власти действительно хотят стимулировать экономику через потребление, надо не рознице преференции давать, а самим потребителям, например запускать какие-то талоны на питание, которые человек может вырезать из газеты, чтобы дешево покупать необходимые продукты.
В США это очень популярно: 50 миллионов американцев пользуются такими карточками. У нас, по-моему, это тоже в правительстве обсуждалось, но воз и ныне там, — замечает аналитик.
По его словам, в условиях, когда нет возможности стимулировать экономику инвестициями, потому что страна под санкциями, а государственные вложения неэффективны, нужно помочь народу — понизить ему налоги, дать какие-то льготы, скидки и прочее на потребительском уровне. И, может быть, тогда этот маховик заработает.
А они делают все наоборот. И как потом ожидать, что у нас ВВП будет расти больше 1% в год? Не будет. Никакие ретейлеры своими налогами это не вытянут, — заключает эксперт.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: