+3
Сохранить Сохранено 7
×

Здравствуй, «Оскар»: номинанты и аутсайдеры премии в российском кинопрокате


Здравствуй, «Оскар»: номинанты и аутсайдеры премии в российском кинопрокате

Юбилейный кинообзор — мы с вами уже целых пять лет! — практически полностью состоит из заслуживающих внимания фильмов.

Во-первых, это новые работы классиков мирового кино Джима Джармуша «Патерсон» и Чжана Имоу «Великая стена» — с Адамом Драйвером и Мэттом Дэймоном соответственно.

Во-вторых, отличная молодёжная комедия от Романа Каримова «Гуляй, Вася!», вполне достойная чести стать настоящим народным хитом.

В-третьих, целых три претендента на «Оскар» — игровые ленты «Лев» и «Лунный свет», плюс анимационная «Красная черепаха».

Ну и кроме того — немецкая история успеха «Не/смотря ни на что».

Кадр из фильма «Патерсон»

«Патерсон»

Мужчина по фамилии Патерсон живёт в небольшом американском городке Патерсон. Для всех он — простой водитель автобуса, но на самом деле — поэт, тонкая натура. Впитывая каждое мгновение, он выплёскивает свои ощущения на страницах тайной записной книжки — которую жена давно уже просит отксерокопировать, дабы не только они двое, но и весь мир узнал о созревшем в нём большом таланте.

Трейлер фильма «Патерсон»

Новая работа культового Джима Джармуша — создателя таких лент как «Мертвец», «Сломанные цветы», «Кофе и сигареты», «Пёс-призрак: Путь самурая», «Выживут только любовники», «Ночь на Земле», «Более странно, чем в раю» (кроме того совсем недавно у нас выходил его документальный фильм «Gimme Danger. История Игги и The Stooges»). Все эти названия можно было бы, конечно, и не перечислять — кто смотрел Джармуша, тот их и без того знает; но вдруг кто не смотрел — и именно «Патерсон» станет его первым джармушовским шедевром?.. Отличное будет начало, так что решим, что это им — список на продолжение.

Вот что культовый режиссёр говорит о своём свежем творении:

«Патерсон» рассказывает спокойную историю без конфликта и драмы. Его структура проста: это семь дней из жизни главных героев. Это дань поэзии деталей, мелочей, повторений и перемен, которые происходят изо дня в день. Этот фильм — словно противоядие от мрачности и тяжести всех драматических фильмов и боевиков. «Патерсон» дает зрителю ощущение чего-то проплывающего перед глазами, словно образы в окне автобуса, следующего по маршруту улочек маленького забытого города.

Главные роли в фильме сыграли Адам Драйвер («Молчание», «Звёздные войны: Пробуждение Силы»), Голшифте Фарахани («Друзья», «Исход: Цари и боги») и английский бульдог Нэлли, отмеченная за эту роль (ставшую, увы, для неё последней) «Собачьей Пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма «Патерсон»

Наша рецензия на картину (США — Франция — Германия), открывающую список лучших фильмов 2017-го года:

Джармуш и его оператор Фредерик Элмс (с выдающейся, между прочим, фильмографией) складывают свою полнометражную поэму из мельчайших деталей: из отражений в лобовом стекле, из подглядывания за проходящими мимо прохожими, из как будто бы случайного приближения к некоторым пассажирам. Вот мальчишки болтают об урагане и Хэллоуине. Вот мужики обсуждают «нацелившихся» на них девушек, резюмируя, что «тёлки совсем ошалели». Вот студенты-анархисты проникаются судьбой земляка, убившего короля Италии. {…}
При этом поэт поэта видит издалека: в автоматической прачечной наш водитель встречает рифмующего рэпера, а по дороге с работы — девочку, которая, как и он, записывает сочинённое в тайную записную книжку и удивляется: «Обалдеть — водитель автобуса, который любит Эмили Дикинсон!..»

«Великая стена»

Каждые шестьдесят лет на Китай нападают страшно агрессивные и необычайно прожорливые чудовища. Если они прорвут оборону и доберутся до столицы, опасность будет грозить всему миру. Поэтому — стоять и биться насмерть!

В своей рецензии мы небезосновательно сравниваем эту копродукцию Китая и США с нашим «Сталинградом» — не в пользу последнего: 

«Вот это армия! Ты хоть раз видел что-нибудь подобное?» — не скрывают восторга иноземцы, и надо признать, что как ода воинской славе наш «Сталинград» по сравнению с «Великой стеной» заметно и неотвратимо меркнет. Если перед Чжаном Имоу стояла задача по-своему перефразировать «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» (а она перед ним наверняка, конечно же, стояла) — то он с ней справился просто блистательно. Воевать с Китаем после такого фильма — самое распоследнее дело.

Трейлер фильма «Великая стена»

Поставил этот масштабный фэнтези-боевик с восточным колоритом выдающийся китайский режиссёр Чжан Имоу, чьи предыдущие картины трижды выдвигались на «Оскар» («Цзюй Доу», «Подними красный фонарь», «Герой»), получали «Золотого медведя» («Красный гаолян») и дважды — «Золотого льва» («Цю Цзю идёт в суд» и «Ни на одного меньше»), а также были обласканы прочими наградами самого высшего калибра. Попросим его объяснить, что же за чудища атакуют Великую Китайскую стену в его новой картине:

Стена была возведена, чтобы защитить нашу родину от вторжений. И не слишком важно, будут ли оккупанты людьми или монстрами. {…} Тао-Тэй были порождением человеческой жадности. Наверное, поэтому они были очень прожорливыми. В китайском языке слово «таотэ» используется по сей день. Оно переводится как «большой едок». Поэтому нередко этим словом называют пышные званые вечера и фуршеты. Тао-тэй играют немаловажную роль в китайской мифологии. Они подпитываются человеческой алчностью, поэтому считаются едва ли не главным врагом людского рода. Тао-Тэй породила человеческая жадность, которая в конце концов и погубит человечество.
Кадр из фильма «Великая стена»
Тао-Тэй — древние чудовища, порождённые нашим воображением. В остальном сюжет фильма вполне правдоподобный, основанный на реальной истории. Мы не хотели, чтобы главные герои обладали какими-то сверхъестественными способностями. Никакой мистики. В этом отношении мы установили для самих себя вполне чёткие правила реалистичности и придерживались этих правил во всём — в постановках боев, дизайне оружия и всём прочем.

Поработать с Мэттом Дэймоном режиссёр собирался ещё на своей предыдущей картине «Цветы войны», но не сложилось — и в итоге та роль досталась Кристиану Бэйлу. Но сейчас оба они необычайно рады, что всё-таки сумели встретиться на съёмочной площадке. Приведём слова артиста, которого российские зрители, разумеется, отлично знают и безо всяких подсказок:

Чжан Имоу — один из величайших режиссёров на планете. Он настоящий художник, создающий завораживающие полотна в своём уникальном стиле. Масштабность фильмов и крайне необычная цветовая палитра принесли ему всемирную популярность. Его картины нетрудно узнать, даже не видя имя режиссёра в титрах.
Кадр из фильма «Великая стена»
Уровень визуального стиля Чжана Имоу находится на такой высоте, которую покорили немногие режиссёры. В фильме «Великая стена» вы увидите то, что никогда прежде не видели на большом экране. Снятые им кадры невероятно красивы. Мне кажется, что он всё делает восхитительно. И расстановка армии перед боем, и навыки Уильяма в стрельбе из лука, и то, какими на экране предстают древние монстры, как они атакуют… Все аспекты были выверены до мелочей. Чжан сумел продумать и распланировать фантастическое по своему масштабу побоище. У зрителей не останется сомнений в том, что китайская армия действительно ведёт бой за всё человечество.

В картине также сыграли дебютирующая в американском кино небесной красоты Цзин Тянь (в скором времени мы увидим её и в новом «Конге», а до этого она была дочкой Джеки Чана в «Полицейской истории 2013») и Педро Паскаль (Оберин Мартелл из «Игры престолов» и один из главных героев «Нарко»), а также Уиллем Дефо, Энди Лау и такие хорошо известные в Китае артисты как Лю Хан, Чжан Ханью, Гэнсинь Линь.

«Гуляй, Вася!»

Митя, герой Ефима Петрунина, пересказывает содержание новой комедии Романа Каримова («Неадекватные люди», «Всё и сразу») настолько ёмко, что и добавить к этому, по сути, нечего: «Чтоб жениться на одной девушке, развёлся с другой, по дороге влюбился в третью».

Этот фильм рождён не посредством многочисленных компромиссов, как очень часто у нас на самом-то деле бывает, а взлелеян в любви и в нежности, в страстном желании не срубить по-лёгкому бабла, а сделать действительно что-то в своём роде замечательное. Мы смотрим на экран — и узнаём этих людей, и ощутимо представляем эти ситуации, и видим, что перед нами не пошлый анекдот и не карикатура, а живая байка, которую травит необыкновенно обаятельный рассказчик. Это очень искреннее кино — и потому очень смешное.

Трейлер фильма «Гуляй, Вася!»

Сыгравшие в этой замечательной ленте молодые артисты признаются, что режиссёр перед съёмками заставлял их смотреть не только мировую классику, но и — обязательно! — 130 часов «Дома-2». Перевоплотившийся в Макса Роман Курцын, например, «должен был подмечать, как тамошние обитатели формулируют мысли, как используют слова, смысл которых им не известен», а исполнительница заглавной роли Любовь Аксёнова (самая звёздная из всего актёрского ансамбля) говорит, что «Каримов объяснял, что хочет эффекта реалити-шоу с максимально естественной речью и движениями».

Кому такого задания не досталось, так это Софье Райзман, ибо её Ася-Настя — девушка очень даже приличная. А потому — ей слово:

В картинах Каримова все играют настоящих людей, а не представления о них, это избавляет фильм от «картонности» и погружает зрителей в историю. В процессе кастинга я начала понимать, за счёт чего Роман этого достигает: он как бы дописывает героя под актёра, выбранного на роль, а не «подгоняет» актёра под образ, сложившийся у него в голове. {…} Это, по-моему, самая драгоценная черта Романа как режиссёра: он умеет перенести на экран настоящую жизнь, какая она есть, и при этом сохраняет интересную стилистику, не выходя за рамки жанра.
Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»
На первый взгляд, наш фильм — лёгкое кино, комедийная мелодрама, но в ней скрыто несколько пластов, и каждого зрителя, наверное, зацепит что-то своё. Для меня это история об эгоизме. О том, что, преследуя свои цели, ты можешь, не отдавая себе отчёта, начать рушить жизни близких людей. О том, что всё связано, и любое действие рождает реакцию. В общем, простая мораль: семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сам Каримов признаёт, что актриса в какой-то мере стала прототипом своей героини и выдаёт ей наивысшую оценку: «Она — очень светлая девушка с редким „домашним“ обаянием, лёгкая и в хорошем смысле приземлённая. О таких девушках мечтают, таких берут замуж». И вот другая его цитата:

Как и главный герой, который встретил девушку своей мечты в бытовой рутине, пытаясь сбежать от сумасшедшей жены, я находился в некоем личном и эмоциональном цейтноте. Я загнал себя в угол, думая, что других вариантов отношений у меня уже не будет. Но это абсолютно не так: если тебе не нравится быть с человеком, если ты чувствуешь, что пахнет неискренностью, что тобой пользуются, нужно с легкостью уходить. В мире семь миллиардов человек, через какое-то время ты встретишь того, кто тебе идеально подходит. Я прошёл этот путь в процессе создания фильма. И я счастлив, что отправился делать «…Васю!» вместо того, чтобы в очередной раз попытаться сшить рассыпающиеся отношения.

Мы тоже теперь ему за это благодарны.

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

Добавим к этому, что также в картине сыграли Борис Дергачёв, Сергей Аброскин, Вера Кинчева, Александр Голубков, Светлана Степанковская.

«Лев»

Пятилетний мальчик оказывается за 1600 километров от родного дома. Дело происходит в 80-е, в Индии, густонаселенной стране, где искать родителей потерявшегося ребёнка — что иголку в стоге сена. Однако конкретно эта история имеет воистину чудесную концовку.

У картины Гарта Дэвиса (США — Австралия — Великобритания) — шесть номинаций на премию «Оскар»: за фильм, за адаптированный сценарий, за операторскую работу, музыку, а за роли второго плана выдвинуты Дев Патель («Миллионер из трущоб», «Робот по имени Чаппи») и уже имеющая эту высокую награду Николь Кидман. Вероятность, что он из этого ничего не получит, почти сто процентов, но ведь в этой игре значимо уже само участие — благодаря которому к картине уже приковано всеобщее внимание.

Трейлер фильма «Лев»

И оно, надо сказать, вполне заслуженно: из всех основных претендентов на звание лучшего англоязычного фильма 2016-го года «Лев», пожалуй, самый зрительский. Не все любят мюзиклы и военные фильмы, а тут — слёзовыжимательная история про несчастного заблудившегося паренька, к тому же, что особенно важно, со счастливым — и даже поразительным! — финалом. Если вам по душе мелодрамы — на этой неделе вам в этот кинозал.

Австралийский режиссёр Гарт Дэвис, дебютировавший в большом кино после работы над рекламными роликами и сериалом «Вершина озера», перед началом съёмок лично познакомился с Сару Бриерли, чья реальная история легла в основу картины.

Для меня было важно как можно глубже проникнуть в жизнь Сару. Я проследил её буквально шаг за шагом. Приехал в его деревню один и представил, как здесь рос этот ребёнок. Я сидел на скамейке на вокзале Бурханпура, где он проснулся один, а потом поехал в Калькутту на главный вокзал Ховарх. Там я представил весь ужас этой истории. У меня самого есть дети. Представляю, как пятилетний ребёнок, который и говорить-то толком не может, оказался там один… Тогда я понял, что фильм получится по-настоящему мощный.
Кадр из фильма «Лев»
Мы долго думали, как доступно показать, через что пришлось пройти Сару, чтобы найти дом. Какие у него сохранились воспоминания, как их передать, что известно зрителям в данный момент. Публика должна быть вместе с Сару во время его путешествий, найти дом вместе с ним. Над этим надо было тщательно работать. Я надеюсь, что фильм будет легко смотреть, но мы долго ломали голову над его построением, над тем, чтобы видеоряд помог сделать историю многослойной.

Вместе с Пателем и Кидман в фильме также сыграли Руни Мара, Приянка Бозе, Дэвид Уэнэм, Навазуддин Сиддикуи, Танништа Чаттерджи, Дипти Навал, но главное — Санни Павар, который, возможно, заслужил «Оскар» куда больше всех остальных (но детей на эту премию номинируют крайне редко).

Напомним заодно нашу рецензию: 

Режиссёр-дебютант мастерски работает с выбранным на главную роль юным дарованием, не допуская ни единой, кажется, фальшивой ноты. Оператор метким глазом подмечает все ужасы Индии, а потом жирными мазками обрисовывает красоты Австралии. Музыка создаёт настроение, волной подхватывая нас и удерживая на том уровне душевного облегчения, который является обязательным для подобного рода картин. Если вы давно не плакали в кино от счастья — вам сюда, наверняка полегчает.

«Лунный свет»

История чернокожего мальчика (Алекс Р. Хибберт), живущего в Майами с наркоманкой-матерью и попадающего под опеку местного барыги, перетекает в рассказ о подростке (Эштон Сандерс), которого однажды на пляже поцеловал лучший друг, а затем в драму уже взрослого мужчины (Треванте Родес), решившего, наконец, разобраться, что же это было.

Трейлер фильма «Лунный свет»

У «Лунного света» Барри Дженкинса номинаций на «Оскар» даже больше, чем у «Льва» — восемь, хотя есть подозрение, что зрителей у этой драмы будет заметно меньше: негры, геи и наркоманы — это идеально для Американской киноакадемии, но удручающе плохо для российского проката.

Тем не менее, картина выдвинута на соискание наград в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший композитор», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший оператор» и «Лучший монтаж», а Махершала Али (Реми Дантон из «Карточного домика» и злодей Корнелл из «Люка Кейджа») и Наоми Харрис («007: СПЕКТР», «Долгая дорога к свободе») — среди претендентов на звание лучших артистов второго плана. При этом одну важную премию лента уже получила: «Золотой глобус» в категории «Лучшая драма».

«Красная черепаха»

После кораблекрушения океанские волны выносят единственного выжившего на необитаемый остров. Желая выбраться отсюда, мужчина строит один плот за другим, но всякий раз отплыть от берега ему мешает большая красная черепаха…

Трейлер анимационного фильма «Красная черепаха»

Ещё один номинант на «Оскар» - уже в анимационной категории. Красивый по картинке и аскетичный по содержанию мультфильм, не требующий перевода (Франция — Япония). Лучше всего о нём расскажет синопсис: «Это по­этическое, тонкое и волнующее, романтическое и сентиментальное размышление о главных вехах в жизни человека, о страхах, любви, борьбе за жизнь и смерти». Но предупредим, что дети тут могут заскучать — впрочем, как и взрослые.

Свой первый «Оскар» голландский режиссёр Михаэль Дюдок де Вит получил в 2001-м году за короткометражную анимацию «Отец и дочь». Приступить к полному метру (который в итоге был отмечен Специальным призом жюри в каннской программе «Особый взгляд») его пригласила легендарная японская студия «Ghibli»:

Они сказали мне, что работа будет идти по французским прави­лам, которые к арт-проектам относятся с уважением. Дали мне несколько месяцев, чтобы написать сценарий. У меня была идея фильма о человеке на пустынном острове. Тема, к которой периодически обращаются на телевидении, но как архетипическая она мне была не очень интересна. Я не собирался делать историю о том, как человек выживает — об этом снимали много раз. Мне хотелось другого. {…} Идея была в том, чтобы избежать эстетики «туристического буклета». Мой герой не любит это место — он хочет вернуться домой любой ценой, поскольку остров не такой уж при­ветливый. Там опасности, дожди, насекомые. И его абсолютное одиночество…
Кадр из анимационного фильма «Красная черепаха»
Фильм также и о реально­сти смерти. Человек сопротивляется смерти, боится её и борется с ней. Это нормально и естественно. Но одновременно у нас есть интуитивное понимание, что мы и есть жизнь в чистом виде, и что не надо сопротивляться смерти. Надеюсь, фильм передаёт это чувство.

Если вашим детям хочется чего-то попроще, то лучше на этих выходных пойти заценить 47-й выпуск отечественного «Мульта в кино».

«Не/смотря ни на что»

Ещё одна «духоподъёмная» (как уверяют прокатчики) история, полностью основанная на реальных событиях — она о молодом человеке, мечтающем устроиться на стажировку в самый престижный отель Мюнхена. Проблема, однако, в том, что внезапно у него серьёзно ухудшается зрения — но он полон решимости сохранить это печальное обстоятельство в тайне. «Немного удачи, помощь друзей и вера в себя — вот рецепт его успеха», — обещает синопсис немецкой мелодраматической комедии.

Трейлер фильма «Не/смотря ни на что»

В главных ролях — Костя Ульман, Якоб Маченц, Анна Мария Мюэ. Режиссёр Марк Ротемунд начинал с подростковой комедии «Муравьи в штанах», а позднее, казалось, взялся за ум: двенадцать лет назад его картина «Последние дни Софи Шолль» была отмечена в Берлине «Серебряным медведем» за режиссуру, а потом попала в оскаровскую номинацию. Однако прошлое, видимо, потянуло его за собой — и в последние годы он выпустил ленты с названиями «Фанатки на завтрак не остаются», «Что творят немецкие мужчины» (дилогия) и «Сегодня я блондинка». Видимо, его новая работа — нечто среднее между этими полюсами.

Любопытно, что картина выходит в российский прокат сразу в двух форматах: люди, у которых, как и у героя, нарушено зрение, смогут оценить «Не/смотря ни на что» благодаря приложению для смартфонов «Тифлокомментатор». Диктором тифловерсии ленты выступила Ирина Безрукова. «Я счастлива, что этот фильм даёт потрясающий шанс пообщаться всем вместе — и зрячим, и незрячим зрителям. И для меня радостно помочь тем людям, кому сложнее, чем зрячим воспринимать кино, театр и другие виды искусства», — говорит актриса.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)