Что это было: куда завела мир пандемия COVID-19
Турция, Бразилия, Великобритания, Швеция, Испания, Чехия, Мексика, Сальвадор, Япония, Сингапур. Это список стран, отменивших на данный момент все карантинные меры против ковида, обязательность тестирования и вакцинации. Во многих других странах карантинные меры ослабляют, хотя и не снимают до конца.
Некоторые, как Франция или Австрия, ослабляют карантинные меры для привитых. Так или иначе, стран, в которых антиковидные запреты остаются крайне жесткими, немного. Среди них — Китай, объясняющий это тем, что система здравоохранения в ином случае не сможет справиться с валом больных. И Канада. Причем именно Канада, похоже, стала причиной спешной отмены или ослабления ограничений во многих странах. Вернее, канадские дальнобойщики.
Против чего протестуем?
В Канаде продолжаются протесты, в столице Оттаве — чрезвычайное положение. Начали акции неповиновения дальнобойщики: 29 января они организовали «конвой свободы», требуя отменить новые пограничные правила. Согласно этим правилам, пересекать границу США и Канады могут только привитые водители, а для вернувшихся из США без прививки положен двухнедельный карантин. По сути, это запрет на профессию. При этом 70% грузоперевозок между США и Канадой осуществляется именно большегрузными фурами.
Важная деталь: 90% дальнобойщиков привиты. Но они начали протест не против прививок, а против карательной санитарии. В Канаде вакцинированы 80% взрослого населения. Но люди вышли на улицы, поддержав протест дальнобойщиков.
Так против чего же они протестуют, недоуменно спросите вы? И это, как любят говорить в интервью, очень хороший вопрос.
Как это было
Январь 2020-го. Где-то в Китае очередная вспышка очередной нетипичной пневмонии. Мир привычно реагирует на уровне: «Вечно у этих китайцев появляется какая-то зараза». Эпидемиологи немного беспокоятся, что китайский новый год приведет к тому, что новый вирус будет разнесен во время традиционных новогодних поездок китайцев.
Февраль 2020-го. Как оказалось, китайцы со времен последней вспышки нового вируса гриппа стали ездить гораздо активнее и гораздо дальше: людей с новым вирусом начинают находить по всему свету. ВОЗ уверяет, что ничего страшного не происходит, люди начинают сторониться китайцев, им отказывают в обслуживании отельеры, официанты и таксисты. Социальные сети облетает фотография парня с плакатом «Я кореец».
Март 2020-го. Мир в огне. Самый тяжелый удар среди развитых стран нанесен по Италии. СМИ пестрят рассказами о переполненных больницах, о домах престарелых, где персонал сбежал, оставив своих подопечных умирать. ВОЗ выражает обеспокоенность и объявляет эпидемию ковида пандемией.
Апрель 2020-го. Фотографии больниц в Италии сменяются фотографиями эквадорских и индийских улиц с лежащими на них трупами. К этому моменту большинство стран вводят разнообразные карантинные меры, в том числе локдауны. В некоторых странах, как, например, в Австралии, локдаун де-факто продолжался до недавнего времени. Большинство стран осуждают Швецию, не ставшую вводить строгий карантин. Впрочем, ограничения на число участников собраний и дистанцию в общественных местах там ввели. Но вот обязательное ношение масок — только в прошлом году.
Дальнейшее для большинства жителей развитых и развивающихся стран слилось в бесконечный сериал с введением, отменой и новым введением тех или иных карантинных ограничений. Вначале все ждали окончания эпидемии. Затем — появления вакцин. Затем пришел «омикрон», и стало ясно, что вирус с нами надолго, если не навсегда, а вакцины не уберегут от заражения. Сейчас мы на том этапе, когда на сцене пора появиться новому герою — вирусу, который будет так же заразен, как штамм «омикрон», и так же летален, как штамм дельта. Хотя, как говорится, не дай Бог.
Больше так жить нельзя
В любом случае уже понятно: вирус не уйдет. Хотя ВОЗ теперь прогнозирует окончание эпидемии в августе этого года, этой организации мало кто верит. Но при этом все понимают, что продолжать жить так, как мы жили последние два года, уже невозможно. Ни физически, ни психологически (очереди к психологам, психотерапевтам и психиатрам бьют рекорды), ни экономически. И между разрушением цивилизации и собственной личности и опасностью заболеть и даже умереть люди все же выбирают второе. Потому что все мы смертны, но отпущенное время хочется пожить сытым и в комфорте.
Власти большинства стран это понимают. И многие проделывают незамысловатый, но хитрый финт: условием возвращения к нормальной жизни они ставят поголовную вакцинацию.
Добровольно или принудительно?
Тут стоит оговориться: я сторонник вакцинирования, не вижу в этом ничего плохого (уж сколько всяких прививок получила в детстве) и сама привита и ревакцинирована. При этом я признаю потенциальную опасность вакцин: в конце концов, все вакцины имеют побочки, а эти были созданы за столь короткий срок, с пропуском множества этапов проверки. Но это как на фондовом рынке: нет гарантированно прибыльных акций, но существует соотношение риска и доходности. В случае ковида лично я считаю, что риски от вакцин ниже рисков от тяжелого течения болезни. Но прекрасно понимаю, что у кого-то соотношение обратное, и кто из нас прав, может, никогда и не узнаем.
Однако тут главное — личное принятие рисков. Личное — а власти многих стран сейчас решили за своих граждан. И если непривитого врача или официанта еще можно объявить потенциальным источником заразы для посетителей, то чем опасен дальнобойщик в своем грузовике?
И вообще, почему власти решают, куда можно ходить непривитым, а куда нельзя? Могут они работать или нет? Единственное, что могут сделать власти, — это обязать персонал общественных заведений информировать посетителей о своем статусе и о политике своего заведения относительно вакцинации. Если врач не привит — пусть больные знают и решают сами, иди к нему или нет. Если кафе принимает любых посетителей — пусть каждый сам решает, идти ли ему туда. Ну, вы поняли. А от властей — разве что штрафы за отсутствие информации. Вполне соответствует правам человека.
И снова про деньги
Кстати, о правах. Еще в апреле 2020 года организация Human Rights Watch выпустила доклад «COVID-19 и права человека», где предупреждала о злоупотреблении карантинными ограничениями со стороны властей. Сегодня это предупреждение актуально как никогда.
Но вернемся к канадским дальнобойщикам. Как объясняют протестующие, они не против вакцинации или разумных ограничений. Но в том-то и дело, что за два года люди поняли, что ограничения вводятся не столько для защиты их жизни и здоровья, сколько для того, чтобы властям было удобно управлять своими гражданами. При этом, как уже неоднократно говорилось во многих странах, за два года национальные системы здравоохранения так и не были реформированы, а деньги и силы, которые для этого необходимы, были потрачены на контроль запретов и закупки вакцин. Причем закупки неоправданные: та же Канада год назад закупила вакцин в пять раз больше, чем ее население. Зачем? Тут-то и появляются конспирологические теории о заговоре властей и «большой фармы».
Чем закончится противостояние народа и канадских властей, пока неясно. Премьер страны спрятался в секретном убежище. Люди до сих пор находятся на улицах. Но массовая отмена карантинных ограничений другими странами, во многих из которых тоже были протесты, дает надежду, что власти поймут, что существуют пределы допустимого насилия, после которого народ восстает — даже если насилие это оправдывается благими целями.
Кстати, о благих целях. Университет Хопкинса, ведущее научное учреждение по изучению ковида, в конце января выпустил доклад о том, что локдауны весной 2020 года были неэффективны, они лишь незначительно снизили смертность, а вот экономический и социальный ущерб был огромным. Гораздо более эффективной оказалась самоизоляция больных, то есть та мера, которая всегда использовалась при любой вирусной инфекции. Ни одна из стран, до сих пор сохраняющая жесткие ковидные ограничения, на доклад не среагировала. Но то в одной, то в другой стране появляются свои «конвои свободы».
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: