Есть только МиГ: самый лучший палубный самолет России
- 31 октября 2019 01:06
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
30 лет назад 1 ноября 1989 года были выполнены первые взлет и посадка с тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Тбилиси» (переименованного позже в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») самолетов МиГ-29К, пилотируемого летчиком-испытателем Т. О. Аубакировым, Су-27, пилотируемого летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым и Су-25, пилотируемого летчиками-испытателями И. В. Вотинцевым и А. С. Крутовым. Так началась эра советских авианосцев и корабельных истребителей.
Это было недавно, это было давно
МиГ-29К был разработан взамен проекта истребителя МиГ-23К, разрабатывавшегося в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В эту группу должны были входить самолеты Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец.
Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для МиГ-29К отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F/A-18): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.
Разработка концепции палубного самолёта в ОКБ «МиГ» началась еще с 1978 года, а непосредственное проектирование — в 1984 году, однако к испытаниям на комплексе НИТКА в Крыму был представлен МиГ-29ЛЛ — летающая лаборатория (от обычного МиГ-29 он отличался отсутствием РЭО и усиленным шасси). 21 августа 1982 г. лётчик-испытатель А. Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина.
Второе рождение
Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на госзаказ, его недоведённость на фоне готового к серийному производству Су-27К (будущего Су-33) в промежуточной (чисто истребительной) версии определили выбор основного заказчика — российской армии. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта, поэтому проект МиГ-29К был закрыт.
К тому же распад СССР и дефицит военного бюджета обусловили фактическое замораживание программы строительства новых авианесущих кораблей. В начале 1992 г. на ЧСЗ, ставшем собственностью независимой Украины, в состоянии 70-процентной готовности была законсервирована постройка ТАВКР «Варяг», а в феврале того же года началась разделка на металл корпусных секций заложенного в ноябре 1988 г. атомного авианесущего крейсера «Ульяновск» (степень его готовности оценивалась в 20%). Поэтому доводить еще один тип корабельного истребителя стало непозволительной роскошью: для авиагруппы единственного ТАВКР «Кузнецов» («Тбилиси») достаточно было и Су-27К, уже выпускавшихся серийно.
В дальнейшем ОКБ, имея заказ от ВМФ Индии на палубные истребители для авианосца «Адмирал Горшков» (после переоборудования получил имя «Викрамадитья»), разработало новое семейство истребителей — одноместный МиГ-29К (изделие 9−41) и двухместный МиГ-29КУБ (изделие 9−47), унифицированные с сухопутным семейством МиГ-29М/МиГ-29М2.
1 ноября 1989 года были выполнены первые взлет и посадка с тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Тбилиси» самолета МиГ-29, пилотируемого летчиком-испытателем Т. О. Аубакировым
В 1990 году летчик-испытатель ОКБ А. Н.Квочур совершил на МиГ-29К первую ночную посадку и первый ночной взлет с корабля, а также взлет в дневное время с четырьмя ракетами. В процессе испытаний обнаружилась трещина в стойке шасси самолета, необходимо было каким-то образом «снять» опытную машину с корабля. Решили взлетать с палубы в облегченном варианте (с неполным запасом топлива). Ночной взлет на поврежденной машине блестяще выполнил летчик-испытатель А. Н.Квочур. После ремонта стойки испытания МиГ-29К продолжились.
Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2-х МиГ-29К (изделие 9−31) в общей сложности провели 450 полётов, МО РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена.
В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К. Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов.
20 января 2004 года Индия заключила контракт ценой в 730 млн долл. на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года, который был реализован в октябре 2009 года.
12 марта 2010 года был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К на сумму 1,5 млрд. дол. 23 самолёта были поставлены к концу 2015 года, остальные 6 — 2016 году.
В 2012 году был заключён контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ.
Все познается в сравнении
МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения 4+. В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
На этих истребителях улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе.
Также увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ», двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой
Самолёты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Правда, Миг-29К имеет меньшую дальность и грузоподъёмность, чем Су-33, но он более компактен по размерам, что позволяет увеличить число базируемых самолётов на авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» до 36 единиц. Кроме того, МиГ-29К вдвое дешевле Су-33, а стоимость часа полета меньше в 2,5 раза по сравнению с истребителем Сухого.
МиГ-29К более глубоко модернизирован, чем Су-33 относительно исходных советских проектов МиГ-29К и Су-33. В МиГ-29К изменен планер для увеличения грузоподъёмности (в версии для Индии самолёт позволяет нести 5,5 тонн), также в МиГ-29 применены элементы стелс-технологий: 20% самолёта собраны из неметаллических композиционных материалов, для снижения видимости в инфракрасном диапазоне реализована технология «охлаждаемое крыло». Для увеличения дальности полёта на МиГ-29К имеется аппаратура для дозаправки в воздухе. Всего построено 65 истребителей МиГ-29К.
Кто не летает, того не критикуют.
Конечно, история создания и эксплуатации МиГ-29К изобилует и отрицательными моментами. В 2016 году индийская счётная палата подвергла МиГ-29К критике, в докладе отмечали проблемы с эксплуатацией двигателей, электродистанционной системой управления, а также отклонения в качестве планера. Как следствие, отмечалась низкая исправность парка МиГ-29К ВМС Индии, от 15,93 до 37,63% для МиГ-29К и от 21,30 до 47,14% для МиГ-29КУБ .
Кроме того, имелись и потери истребителя при испытаниях. В июне 2011 в Астраханской области разбился МиГ-29КУБ (первый опытный экземпляр), летчики погибли. 4 декабря 2014 года разбился опытный экземпляр МиГ-29КУБ в Московской области. Впоследствии один летчик скончался. 14 ноября 2016 года потерпел крушение МиГ-29К в Средиземном море во время захода на посадку на борт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Летчик выжил.
А что же дальше?
Успешное создание МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии дало толчок появлению целого семейства унифицированных между собой модификаций легендарного «МиГа», среди которых ориентированные в первую очередь на экспорт «сухопутные» МиГ-29М/М2 и вершина развития типа — одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д.
Глубоко модернизированный многофункциональный боевой самолет МиГ-35 поколения 4++, вместе с МиГ-29М/М2, в ближайшем будущем обещает стать преемником нынешних МиГ-29 и МиГ-29СМТ на мировом рынке военной авиатехники.
Контракт на поставку первых шести МиГ-35 до 2023 года был подписан заместителем министра обороны РФ Алексеем Криворучко и главой Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем 22 августа 2018 года на форуме «Армия-2018». Первые истребители уже переданы ВКС.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: