+3
Сохранить Сохранено 7
×

Лучшая дюжина Стивена Спилберга


Лучшая дюжина Стивена Спилберга

© facebook.com/BridgeOfSpies

Делать список лучших работ Стивена Спилберга трудно и почти невозможно. Ни тройку, ни пятёрку, ни даже десятку Самых Главных его картин со всей объективностью вычленить попросту нельзя, так как и фильмов много, и сам режиссёр — необыкновенно разносторонний, одинаково успешно снимающий в зачастую полярных жанрах. Он, конечно, первый в рейтинге создателей так называемого «семейного кино», но и «взрослых» лент у него вовсе немало. Поэтому даже дюжина названий — компромиссное решение, субъективный взгляд на творчество всеми любимого кинематографического гения, который 18-го декабря отмечает своё 70-летие.

Дебютная спилберговская «Дуэль» изначально была телевизионным фильмом. Но банальный, казалось бы, случай на дороге, вылившийся в почти что эпическое противостояние легковушки с грузовиком, был поставлен и смонтирован с такой энергией и с таким напряжением, что предназначавшуюся для малого экрана картину в итоге выпустили и в кинотеатрах. Так в 1971-м году, как раз накануне своего 25-летия, режиссёр Стивен Спилберг заставил всех убедиться, что секрет успеха не в бюджете, а в мастерстве рассказчика.

Общепризнанный факт: в 1975-м году Стивен Спилберг со своей большой белой акулой навсегда изменил историю не только американского, но и мирового кинематографа. «Челюсти» стали тем самым первым блокбастером, что научил Голливуд собирать необыкновенную кассу и со временем заставил отвернуться от вдумчивых картин в сторону крупного зрительского аттракциона.

«Близкие контакты третьей степени» 1977-го года считаются одним из самых образцовых фильмов про встречу землян с инопланетным разумом, чему способствовали, конечно, обстоятельность и серьёзность подхода. Спилберг рассказывает о возможности Контакта так, что даже заядлых скептиков заставляет признать, что такая возможность, в принципе, действительно существует.

Пришельцы бывают разными — и вскоре после «взрослого» фильма про них Спилберг снимает идеальный детский. «Инопланетянин» 1982-го года заложил, можно сказать, новые основы семейного кино, не только стерев и заставив пересмотреть границы жанров, но и убедив всех, что невозможное возможно.

По плечам Спилбергу оказалось и приключенческое кино. Начатый в 1981-м году цикл про археолога, неизменно влезающего в рисковые авантюры, своего подлинного величия достиг в 1989-м: «Индиана Джонс и последний крестовый поход» не просто продлил ранее начатые линии, но придал им новое измерение, направив прямиком в торжествующее бессмертие. Как и в прочих случаях, публику заставлять идти в кино было не надо: к этому времени Стивен Спилберг — главный в мире спец по высококлассным киноразвлечениям.

Что в очередной раз было доказано в 1993-м. Для более точной оценки «Парка Юрского периода» следует помнить, каково было его первым зрителям. К тому времени они видели уже и самых разнообразных роботов, и масштабные космические сражения, но тут на экране живых актёров окружали самые настоящие, всамделишные динозавры! Спилберг в очередной раз заставил всех громко охнуть.

В том же 1993-м году — вероятно, самом успешном году в своей насыщенной и полной событиями жизни — Спилберг со всей убедительностью показал, что умеет не только развлекать, но способен и на нечто большее. Попытки создать подлинно драматическое кино были у него и прежде, но именно «Список Шиндлера» заставил весь мир плакать. Суровая правда о Холокосте с момента своего появления — самый высокооценённый шедевр великого мастера.

С другой стороны режиссёр раскрыл изнанку Второй мировой войны в фильме 1998-го года «Спасти рядового Райана», в котором заставил всех не только содрогнуться от ужасов кровавой мясорубки, но и поразмышлять над нравственным выбором главных героев. Этой картиной Спилберг ставит немало вопросов, на которые нет однозначных ответов, характеризуя себя таким образом ещё и как по-настоящему глубокого мыслителя.

Но подлинным философом Спилберг показал себя в 2001-м году, завершив разрабатываемый ещё Стэнли Кубриком фильм «Искусственный разум». В истории робота, мечтающего превратиться в настоящего мальчика, режиссёр соединил многие свои любимые темы и заставил их подняться на совершенно новую высоту смыслового обобщения — создав, пожалуй, самую безупречную, но при этом, похоже, и самую недооценённую свою картину.

«Особому мнению» в 2002-м году удалось сделать то, что удаётся далеко не каждой картине с научно-фантастическим сюжетом. А именно — заставить нас поверить в существование целого ряда ещё несуществующих вещей, которые — надо же! — стали постепенно появляться в скором времени после появления фильма. Так точно предвидеть будущее получается далеко не у всех фантастов.

«Приключения Тинтина», в российском прокате расширившие название при помощи «Тайны Единорога», в 2011-м году заставили многих зрителей спорить: что это — мультфильм или игровое кино?.. По ощущениям — одно, по принципу съёмки — другое; в который раз Стивен Спилберг расписался в том, что удивлять — его призвание, а волшебство — его профессия.

В 2015-м Спилберг продемонстрировал отменную творческую форму пронзительным рассказом о судьбе честного человека во времена Холодной войны. «Шпионский мост» — ещё одна блистательная драма, вновь подтверждающая, что этот режиссёр как мало кто другой умеет заставить зрителя задуматься. И это — великий дар, используемый мастером исключительно во благо.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (5)

  • Ирина
    Ирина 18 декабря 2016

    Что меня поражает в таких фильмах, так это беспредельная жестокость. Почему-то ради, видимо по мнению автора (и не только его, но и многих) чтобы фильм смотрелся, нужно, чтобы гибли вокруг "героя" сотни невинных людей. Все равно как мошкара, а не люди. Ради "развития" я посмотрела несколько фильмов, но зверств не люблю, а потому предпочитаю не "мясорубку людскую", а что-то более светлое.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 18 декабря 2016

    Вы, наверное, не заметили, что забыли указать, какие "такие фильмы" имеете в виду. Ведь когда речь идёт о Спилберге с "Инопланетянином" или "Тинтином" - можно даже и удивиться. Но по "мясорубке" становится понятно, что вы имеете в виду "Спасти рядового Райана", один из главных фильмов о войне в истории мирового кино. И тут очевидно, что вы забываете, что так оно и было всё на войне: вокруг одного гибли сотни, тысячи других. И показывать подобное - это не демонстрировать "беспредельную жестокость", не идти на всё, чтобы "фильм смотрелся", а делать это именно для того, чтобы люди не забывали, что это такое - война. Не геройство и слава, а смерть и страдания. Война - это действительно зверство, и помнить об этом следует, чтобы её более никогда не повторилось. Но об этом как раз часто и забывают - видимо, потому, что предпочитают "что-то более светлое". А потом - в бой.

    Ответить
    0 +
  • Ирина
    Ирина 19 декабря 2016

    Я не только фильмы Спилберга имела в виду. Но и у него, то что я видела (не все правда) жестокость и смерть, преобладает. В "Челюстях" это один из вроде "безобидных" ради чего столько загрызла акула? А фильмы с участием Сталлоне? Рэмбо, это же вообще нелюдь. А Ван Дам крушит напра-нале... А возьмите наши. Чем лучше "Лесник"? А потом удивляемся, почему в детях нет бережливого отношения к ЖИЗНИ. Как к своей, так и чужой? А посмотрите в какие игрушки они играют: "убей всех на пути и перейдешь на следующий уровень..." А у взрослых оно есть?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 19 декабря 2016

    у меня сложилось впечатление, что вы высказались не по теме

    Ответить
    0 +
  • Ирина
    Ирина 19 декабря 2016

    Каждый понимает в меру своего развития. Я сказала, что не люблю и НЕ признаю Спилберга чем-то из ряда вон выдающимся. Просто он берет иногда странные темы, для выражения своих пристрастий. Впрочем как и те, кто любит "реки крови, горы трупов, издевательства над живыми существами...". Я скорее признаю гениальными фильмы по типу "Афоня", который мне НЕ нравится.

    Ответить
    0 +