«Бен-Гур»: христианский боевик на «троечку»
- 08 сентября 2016 10:57
- Максим Марков
«Бен-Гур» (Ben-Hur)
США, реж. Тимур Бекмамбетов, в ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Морган Фриман, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, София Блэк Д’Элиа.
33-й год нашей эры, Иерусалим. «Империя заберёт всё, что у тебя есть, — описывает атмосферу того времени закадровый голос. — У тебя не останется ничего, кроме гнева и жажды отмщения». После этого следует короткий обмен репликами: «Зря не убил меня» — «Убью».
Далее события отматываются на восемь лет назад — и начинается история братской дружбы Джудо Бен-Гура из царского рода и сироты Мессалы, которого знатные иудеи некогда приютили несмотря на разницу в вере. Вскоре Мессала уйдёт воевать за Рим — и вернётся обратно уже совсем другим человеком; тогда и начнётся рассказ о предательстве и мести.
Между тем появляющийся в кадре местный плотник говорит странные речи: «Возлюби врагов своих» и «У Бога для каждого свой путь»…
Трейлер фильма «Бен-Гур»
Насчёт имени Джудо — пусть оно останется на совести тех, кто дублировал эту картину; вероятно, имя Иуда оскорбляет их религиозные чувства, хотя этот Иуда — всего лишь тёзка другого. Привычка американизировать библейские имена не нова, но по-прежнему коробит.
Насчёт Бен-Гура — герой с такой фамилией уже присутствует в истории мирового кинематографа. Впрочем, есть подозрение, что большинству нынешних кинозрителей название фильма 1959-го года знакомо лишь потому, что его неизменно вспоминают, заводя разговор о рекордах «Оскара». Долгое время «Бен-Гур» Уильяма Уайлера был абсолютным рекордсменом по числу полученных призов Американской Киноакадемии (11), и лишь «Титаник» с третьим «Властелином колец» сумели догнать его в этой цифре, но не опередить. Только вряд ли это обстоятельство поспособствовало тому, чтобы тот пеплум в нашей стране посмотрела хотя бы пара человек из сотни — по крайней мере, если говорить о той молодёжи, что заполняет сегодня кинозалы. Так что сравнение двух картин будет любопытно, скорее всего, только профессионалам.
Ролик о сюжете фильма «Бен-Гур»
К тому же, как ни крути, оба «Бен-Гура» (не говоря уж об их немых предшественниках) основаны на романе Лью Уоллеса, впервые опубликованном в 1880-м году, так что новую ленту скорее следует считать очередной экранизацией, а отнюдь не ремейком. Тем более что различий между фильмами много, и принципиальных — больше, чем ничтожных.
У Бекмамбетова куда больше внимания уделено дружбе двух молодых героев. Бен-Гур женится на Эсфирь почти сразу, а её отца убивают при первой же роковой возможности. Когда Мессала возвращается в Иерусалим властным римлянином, Бен-Гур не приходит к нему сам, а его приводят под конвоем. Убрана злосчастная и малоубедительная черепица — вместо неё появляется полноценный бандит с луком. Ну и так далее — вплоть до порядкового номера на галерах, исхода битвы и числа выживших в Ионическом море. И да, лев с легендарной заставки студии «Metro Goldwyn Mayer» здесь рычит — тогда как 57 лет назад его заставили замолчать в религиозном трепете.
Фрагмент из фильма «Бен-Гур»
Особенно важна разница в темпе повествования. Классическая картина длится три с половиной часа, нынешняя — два. И дело не в каких-то сюжетных купюрах (тем более что и добавлено немало), а в отсутствии многозначительных «пустот», которыми было наполнено эпическое полотно Уайлера: там не торопились ни с репликами, ни с движениями, отчего кульминационная сцена — гонка на колесницах — выглядела особенно впечатляюще.
Сказать честно, именно та гонка — безупречно снятая и смонтированная — единственное, что сохранило до нынешней поры кинематографическую актуальность. Пусть христианские мотивы старого «Бен-Гура» никогда не утратят своего значения, безусловным шедевром он не является. Значение этого произведения осталось в эпохе колоссальных пеплумов. Это та классика, которая чётко привязана к году своего создания; вневременной её назвать трудно.
Фрагмент из фильма «Бен-Гур»
Поэтому разговоры о том, что Бекмамбетов «замахнулся на святое», довольно сомнительны. Почему бы и не замахнуться — раз продюсерам показалось, что пришла пора освежить сюжет для молодого поколения. К тому же предпосылки для этого весомые: как и полвека назад, Голливуд вновь переживает всплеск интереса к библейской тематике («Ной», «Исход: Цари и боги»), где мистические мотивы идеально совпадают с нравственным зарядом, образуя в идеале добротный и в то же время общественно-полезный блокбастер.
Другое дело, что в центре нового фильма — всё равно та самая гонка на колесницах, а потому на первый взгляд единственным оправданием его появления служит желание «апгрейдить» знаменитый эпизод до современного технологического уровня. Как ни странно, но именно в этом группа Бекмамбетова победы не достигла — хотя и поражением получившееся не назвать. Скорее, это ничья — тем более поразительная, что соперницей всех нынешних компьютерных наворочек стала, ещё раз повторю, сцена 1959-го года, которая выигрывает уже просто с учётом стартовых возможностей. Ряд косметических изменений не добавил гонке зрелищности и драматизма — и вот только поэтому вопрос, для чего это вообще было нужно, следует задать ещё один раз.
Ролик фильма «Бен-Гур»: гонка на колесницах в формате 360°
Рим, по словам Понтия Пилата, сражается за цивилизованный мир, процветание и стабильность — и неважно, что за этот мир приходится проливать бездонные реки крови. Знакомо? Вполне. Борцы за независимость от Цезаря таким образом приравнены к нынешним террористам. «Смерть или мир — другого выбора нет», — таков ультиматум «сверхдержавы», которая даже своих собак заковывает в броню. «Рим требует крови — и я должен её пролить». «Ваш Бог — это величие Рима». «Не существует в мире более кровожадного народа». Если это только о римлянах, то мы не живём в 2016-м году.
Быть может, искать в каждом втором фильме политическую подоплёку — дурной тон, однако разве искусство не призвано транслировать дух своего времени, разве художники не должны посредством своих произведений выражать как личное, так и общественное отношение к текущему положению дел?.. Даже если рассказ ведётся о начале нашей эры, это вовсе не значит, что он не имеет отношения к сегодняшнему дню.
Ролик о создании фильма «Бен-Гур»
На этом фоне проверку на прочность должны были бы выдержать моральные выводы, высказываемые с экрана прямым текстом. «Наша сущность в любви», — говорит уже упомянутый плотник, и заметивший его Пилат метко подмечает, что этот Иисус из Назарета опаснее, чем все воинствующие бандиты вместе взятые. «Дни всепрощения в прошлом», — подчёркивает прокуратор, но первые христиане уверены: «Можно жить совсем по-другому, без мести». «Я не верю», — качает головой главный герой, и именно его приход к Вере составляет духовный каркас этой истории.
Авторы нового фильма идут дальше своих предшественников, но финал картины — совсем другой финал — это как раз то, что напрочь разрушает её цельность, бросая вызов законам жанра. Каждый примет решение Бен-Гура по-своему, и отношение к его выбору — то, что по замыслу могло бы составить поле общественной дискуссии. Могло бы — не выгляди постановка вопроса столь фальшиво и неестественно.
Фрагмент из фильма «Бен-Гур»
К сожалению, сопоставление Арены — кровавого спорта, где отсутствуют законы, — и Креста, распятый на котором молит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят», — у Бекмамбетова вышло, мягко говоря, далёким от совершенства. Добавив сюжету динамики, режиссёр не добавил нерва, не смог добиться убедительности характеров, не довёл до кипения бушующие здесь страсти. В фильме есть, конечно, яркие визуальные решения (морской бой, увиденный рабом из трюма, например), но их не хватает на всю картину — которая в итоге кажется пресной. Увы, этот провал не назовёшь даже эпичным — перед нами просто лента средних качеств, с понятной, но неоправданной претензией на нечто большее.
Но даже в таком виде — всё лучше иных аналогичных по тематике поделок, которые снимают порой на родине режиссёра.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: