Ничто не ново под солнцем: лучшие книги классиков про эпидемии
- 16 апреля 2020 06:28
- Станислав Тимонов, журналист «Ридуса»
Человечество на своем веку пережило много ужасов. Кровопролитные войны, зверства инквизиции, болезни, выкашивающие целые города, не жалеющие ни стариков, ни детей… В сравнении с кошмарами прошлого COVID-19 нервно курит в сторонке. Конечно, легендарные писатели, особенно современники глобальных трагедий, своими глазами видевшие, как эпидемии меняли человеческое общество до неузнаваемости, не могли обойти эту тему стороной.
Почитав о том, как люди умудрялись выживать, а некоторые даже радоваться жизни, когда за порогом стояла практически неотвратимая смерть, будет легче принять грядущие скучные, но куда более безопасные деньки, которые предстоит нам всем провести на карантине.
Джованни Боккаччо «Декамерон» (1352)
Написанный в стародавние времена (в 14 веке!), но до сих пор не обросший мхом сборник новелл Боккаччо неожиданно оказался ближе всех других произведений к сегодняшней ситуации.
Пусть события рамочного повествования разворачиваются на фоне пляски черной смерти, которая убивала 90% зараженных (COVID-19 куда менее смертоносен, его средняя летальность колеблется в районе 1-10% в зависимости от методики подсчета и возрастного состава населения), центральные персонажи — благородные дамы и юноши — самоизолируются на загородной вилле, оставаясь в относительной безопасности. Главный их враг на вилле — скука, от которой они спасаются, рассказывая друг другу забавные истории (местами удивительно пикантные для 14-ого века). Сериалов еще не изобрели, интернет — подавно, зараза косит девять из десяти, а не каждого 20-ого, и даже вакцины никто не обещает (еще и слова-то такого нет), но молодые люди умудряются не терять присутствия духа, веселятся и продолжают жить…
Возможно, некоторым после прочтения захочется организовать видеоконференцию с лучшими друзьями и потравить байки, предварительно договорившись ни разу не произносить слова «коронавирус».
Эдгар Аллан По «Маска Красной смерти» (1842)
В разгар эпидемии читать этот рассказ-аллегорию ипохондрикам и слабонервным строго не рекомендуется. Желающих пощекотать нервишки, напротив — милости просим. Приветствуется богатое воображение и синдром поиска глубинного смысла. События происходят в разгар эпидемии красной смерти, инфекции, которая заставляет своих жертв кровоточить, пока они не испустят дух. Эксцентричный принц решает отсидеться на карантине в собственном монастыре с едой и музыкантами, собрав вокруг себя кутил и прожигателей жизни — чтобы не скучно было. Стоит ли говорить, что рассказ не относили бы к жанру ужасов, если бы все закончилось благополучно?
Произведение ну очень короткое, всего парочка страниц. Но понять и договориться, «что сие значит», критики и литературоведы до сих пор не в силах. Самая популярная точка зрения — По хотел показать человеческое бессилие перед смертью, развенчать иллюзию контроля над собственной судьбой. Согласитесь, сейчас задуматься о собственной смертности и осознать, что не все в нашей власти — и полезно, и жутко одновременно.
Джек Лондон «Алая чума» (1912)
Фантазия, которая поможет принять и переварить реальность, показав, что все могло быть намного хуже. Нынешнюю пандемию только иронично называют апокалипсисом. Джек Лондон же напустил на планету инфекцию, способную очистить мир от человечества эффективнее, чем «Туалетный утенок» ободок унитаза. Здесь есть то, за что многие так полюбили «Ходячих мертвецов» и «Повелителя мух» — горькая правда о дикарях, которые живут в каждом из нас, прячась под маской цивилизованного человека.
Пандемия алой чумы разрушила возводимую веками иллюзию: стоило умирающей цивилизации ослабить упряжь, многие с радостью выпустили на волю своих внутренних демонов. Но Лондон, сознавая, что сила человека в единстве, оставил будущее за теми, кто всеми силами старался сохранить человеческий облик, наперекор сошедшему с ума миру.
Артур Конан Дойл «Отравленный пояс» (1913)
Причиной катаклизма, чуть не погубившего человечество в «Отравленном поясе», стала не инфекция, а ядовитый космический эфир, окутавший Землю. Но бездействие, скепсис и абсолютное неверие расчетам ученого, предсказавшего надвигающуюся катастрофу — точь-в-точь реакция современного общества на эпидемию, начавшуюся в мало кому известном провинциальном городе Китая. Впрочем, Конан Дойл поиздевался как над непробиваемой близорукостью и неповоротливостью политиков, так и над апокалиптическими пророчествами ученых, которые порой чересчур сгущают краски — закончилось все (спойлер!) благополучно. Действие эфира оказалось не смертельным, он лишь дал страдающему от вечного недосыпа человечеству проспаться (параллели, опять же, очевидны), а затем все вернулось на круги своя, как ни в чем не бывало.
Альбер Камю «Чума» (1947)
Популярный французский экзистенциалист пережил эпидемию несколько иного толка — нацистскую оккупацию Франции. Преломившись в его восприятии, она стала тождественна чуме, а на страницы в результате лег жизнеутверждающий роман. Нет, в отличие от «Декамерона», в «Чуме» все плохо, никакого веселья вам и загородных тусовок. Герой вместе с читателем оказывается в центре событий. Болезнь непредсказуемо выхватывает из подлунного мира и слабых, и сильных, и безрассудных, и осторожных — противостоять ей бесполезно… и, в то же время, борьба за каждую жизнь и совместное противостояние общему врагу — единственное, что имеет смысл вне зависимости от того, приносит это результат или нет. Чума нацизма изменила Камю, пробудив человеколюбивый альтруизм в бесстрастном «постороннем». Кто знает, может и COVID-19 сделает человечество чуть сплоченнее и добрее друг к другу… хотя бы на время.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: