Оружие для принуждения к миру: нужны ли России авианосцы?
- 29 ноября 2023 02:30
- Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
В ноябре этого года исполнилось десять лет со дня передачи ВМС Индии авианосца «Викрамадитья» (в переводе с санскрита «Всемогущий»), вышедшего со стапелей ОАО ПО «Севмаш» (Россия).
Авианосец переоборудован из тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 11434. По словам генерального директора Севмаша Михаила Будниченко, в биографии крупнейшей верфи России работы над авианосцем «Викрамадитья» стали исторической вехой, значимым проектом современного отечественного кораблестроения.
Как это было
16 ноября 2013 года на территории ОАО ПО «Севмаш» состоялась торжественная церемония передачи корабля (авианосец «Викрамадитья») Военно-морским силам Республики Индия.
В торжественной церемонии передачи авианосца приняли участие тогдашний заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко, генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков.
Контракт на передачу «Викрамадитьи» индийским ВМС стал крупнейшим за историю военно-технического сотрудничества России и Индии. Вместе с участием России в создании тренажера палубной авиации для индийских ВМС в штате Гоа общая сумма связанных с крейсером контрактов достигла пяти миллиардов долларов.
Долгое время «Викрамадитья» оставался единственным авианосцем индийских Военно-морских сил данного класса. Бывший «Адмирал флота Советского Союза Горшков» имеет водоизмещение 45 500 тонн, длину 257 метров и ширину 53,2 метра, экипаж корабля состоит из 1600 человек. На нем установлены четыре паротурбинных двигателя, способные развивать скорость до 32 узлов.
Авианесущие возможности «Всемогущего» по современным меркам оцениваются довольно скромно. «Викрамадитья» способен взять на борт до 16 палубных многоцелевых истребителей четвертого поколения МиГ-29К и МиГ-29КУБ, а также десять противолодочных вертолетов Ка-28. Авианосец вооружен израильским ЗРК «Барак» и зенитными установками АК-630.
«Викрант» придет на смену «Викрамадитье»
Покупки «Викрамадитьи» у России было достаточно для того, чтобы следующий авианесущий корабль ВМС Индии имел чисто индийское происхождение. Четвертого августа 2021 года из Кочина (Индия) впервые вышел в море на заводские ходовые испытания первый построенный в Индии авианосец «Викрант» («Храбрый»). Общую стоимость строительства корабля индийские источники оценивают в четыре миллиарда долларов, причем, как полагают эксперты, без учета проектирования.
Авианосец по большинству параметров эквивалентен «Викрамадитье». При этом индийские конструкторы все же решили покончить с советским наследием, изначально позиционировав «Викрант» как авианосец, а не авианесущий крейсер.
Общие характеристики «Викранта» близки к характеристикам «Викрамадитьи» («Адмирала Горшкова»). Согласно последним данным, корабль имеет стандартное водоизмещение немногим менее 40 тысяч тонн и полное водоизмещение более 45 тысяч тонн. Длина корабля составляет 262 метра, наибольшая ширина — 62 метра и осадка 8,4 метра.
Впрочем, на этом сходства между новым индийским авианосцем и его российским (советским) прототипом заканчиваются. Первое, от чего отказались индийцы, так это от паротурбинной установки и паровых котлов, «прославивших» брата-близнеца «Викрамадитью» — «Адмирала Кузнецова» в его знаменитом «дымном походе».
В отличие от российских (советских) кораблей этого проекта, главная энергетическая установка «Викранта» газотурбинная. Она включает в себя четыре газовые турбины General Electric LM2500+, работающих через два редуктора Elecon на два вала. Скорость полного хода составляет 30 узлов, дальность плавания экономическим ходом примерно 8000 миль. Штатный экипаж составляет 1645 человек, включая авиагруппу.
Корабль использует все тот же еще советский трамплин для взлета самолетов и изначально должен был нести авиагруппу в составе истребителей МиГ-29К/КУБ, Naval Tejas, вертолетов РЛДН Ка-31 и противолодочных вертолетов (суммарно до 26 истребителей и 10–14 вертолетов). Авиатехническое оборудование, включая аэрофинишеры, российского производства. Однако на последнем этапе индийская сторона приняла решение заменить российские МиГи в составе авиагруппы на французские самолёты Rafale. Вертолетная группировка будет представлена машинами Ка-28, Ка-31, HAL Dhruv и Westland Sea King.
«Адмирал Кузнецов»
На данный момент авианосцы мира представляют собой достаточно немногочисленную группу боевых кораблей, предназначение которых — контроль побережья предполагаемого противника с помощью авиационной группировки, расположенной на борту. По своему назначению авианосцы делятся на две группы: корабли с многоцелевыми истребителями водоизмещением от 11 до 106 тысяч тонн (малые, средние и большие) стоимостью до 4,5 миллиардов долларов и недорогие многоцелевые противолодочные вертолетоносцы, которые мы также упомянем в нашем обзоре.
На 2023 год авианосный флот мира насчитывает 22 единицы кораблей подобного класса, находящихся во владении восьми стран — России, США, Китая, Франции, Великобритании, Индии, Италии и Таиланда. Такие морские державы, как Япония или Испания, не имеют ударных авианосцев, а их военно-морской флот ограничивается вертолётоносцами зачастую с функцией посадки на палубу боевых истребителей.
В России в настоящее время имеется в эксплуатации (на данный момент находится на продолжительном ремонте) единственный авианесущий крейсер. Это «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (прежние наименования в порядке присвоения: «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси»), являющийся флагманом Военно-морского флота России и Северного флота.
Корабль построен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Спущен на воду 4 декабря 1985 года. Четвертого октября 1990 года назван в честь адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.
С мечтой о настоящем авианосце
На сегодня российские инженеры уже разработали несколько вариантов перспективного «плавучего аэродрома» для ВМФ. В настоящее время рассматриваются три проекта авианесущего корабля. Восемнадцатого мая этого года член коллегии Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Владимир Поспелов заявил, что при подготовке новой госпрограммы вооружения на 2024–2033 годы предстоит оценить целесообразность создания таких кораблей и их стоимость.
Одним из них является «Шторм», проект тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР/ТАВКР), разработанный в Крыловском государственном научно-исследовательском центре.
Корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне. Он будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку при высадке десанта.
По проекту длина корабля составит 330 метров, ширина — 40 метров, максимальная осадка — 11 метров. Водоизмещение не будет превышать 100 тысяч тонн. Авианосцы проекта «Шторм» получат ледовый класс и будут приспособлены для работы в холодных широтах. Корабль получит два «острова», палубные надстройки для размещения постов наблюдения, командного мостика, радиоэлектронного оборудования и средств связи.
Авианосец будет спроектирован с обычной силовой установкой, но она может быть заменена на ядерную. Предполагается, что это будут атомные реакторы РИТМ-200, которые будут испытаны на ледоколе «Арктика».
Полётная палуба корабля будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и четыре электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром.
Предполагается, что в состав авиагруппы войдут от 70 до 90 единиц техники. Это тяжёлые многоцелевые истребители Су-57К, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения Як-44, многоцелевые истребители Су-35СМК. На авианосце будут нести службу до 5000 человек экипажа. Предположительная стоимость корабля составит 350 миллиардов рублей. Строительство авианосца может занять восемь-девять лет.
Авианосцы — за и против
Не секрет, что современные авианосцы — это в большей степени оружие для принуждения к миру. Об этом говорит присутствие флагмана ВМС США, авианосца USS Gerald Ford и американской АУГ в Средиземном море в настоящее время.
Однако, как ранее писал «Ридус», в России в последнее время все громче и громче раздаются голоса противников строительства авианосцев. Приводимые аргументы довольно-таки серьезны.
Существует мнение, что Россия — великая морская держава. На самом деле это далеко не так. Напротив, она представляет собой классическую сухопутную страну, оборонять территорию которой будут преимущественно сухопутные силы, а никак не авианосцы.
Военная доктрина России является сугубо оборонительной, поэтому, как утверждают эксперты, очередная гонка вооружений на море ей не нужна, да и просто не по карману.
Кроме того, авианосец всегда являлся хорошей целью для противокорабельных крылатых ракет, и 100-процентную безопасность ему и сопровождающим его кораблям обеспечить невозможно.
Не менее спорным является и утверждение о полезности единственного российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в ходе операций в Сирии. Эксперты утверждают, что во время этого конфликта решающую роль сыграла сухопутная авиация, а не авианосец, к тому же потерявший в водах Сирии два самолета — МиГ-29К и Су-33.
Сегодня много говорится и об атомных авианосцах, но в ближайшие 10–15 лет в России они не появятся. Дело в том, что в стране просто нет верфи для его строительства. Единственная верфь, на которой строили авианосцы в Советском Союзе, находилась в Николаеве (Украина).
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: