Помада, белье и подгузники: девять странных индикаторов рецессии

- 27 марта 2025 23:28
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Есть несколько необычных признаков, которые могут свидетельствовать о приближении к рецессии. Хотя они упоминаются не так часто, как рынок облигаций или расходы домохозяйств, и в некоторых есть очевидные пробелы, их изучение не менее увлекательно. Business Insider называет девять таких сигналов, на которые стоит обратить внимание.
Индекс закусок

Есть некоторые свидетельства того, что люди покупают меньше еды во время экономического спада. Один обзор исследований показал, что Великая рецессия 2008 года сократила потребление закусок, а также других продуктов еды от фастфуда до свежих овощей и фруктов.
Сегодня в США потребители стали меньше перекусывать, и это, возможно, связано с неуверенностью в будущем экономики. Производитель батончиков мюсли General Mills сообщил на прошлой неделе, что его чистые продажи в третьем квартале упали на 5%. Компания также выпускает корм для домашних животных, и его тоже стали покупать меньше. «Мы считаем, что во многом это связано с доверием потребителей», — сказал генедиректор компании Джефф Харменинг.
Индикатор мини-бутылок с алкоголем
Другая теория гласит, что покупатели сокращают покупки алкоголя, когда беспокоятся о финансах и экономике. Вместо того, чтобы покупать стандартные бутылки спиртного, любители выпить предпочитают маленькие, которые можно найти в самолетах или мини-барах отелей. Компания Brown-Forman, производящая виски Jack Daniels и текилу Herradura, заявила, что в последнее время потребители покупают все больше маленьких бутылок.
Индекс губной помады
Создание индекса губной помады многие приписывают Леонарду Лаудеру, одному из наследников состояния косметической компании Estée Lauder. Еще в 2001 году, когда экономика США переживала рецессию, он заметил, что продажи губной помады на самом деле росли, а не падали. Теория Лаудера заключалась в том, что продажи губной помады и состояние экономики были обратно пропорциональны друг другу. В тяжелые времена этот предмет косметики покупают чаще, потому что порадовать себя или близких хочется вдвойне, а помаду считают «доступной роскошью».
Продажи губной помады в магазинах розничной торговли выросли на 11%, еще когда Лаудер изобрел этот индекс. Некоторые крупнейшие мировые косметические бренды сообщили о росте продаж в 2008 году, когда в США началась рецессия. Недавно продажи косметических средств также резко увеличились.
Тем не менее, губная помада, вероятно, не является надежным индикатором экономического спада — во многих случаях продажи косметики росли во времена относительного экономического процветания и снижались во время спадов.
Индекс нижнего белья

Бывший председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспен популяризировал «индекс мужского нижнего белья», согласно которому в условиях экономического спада мужчины перестают покупать новое нижнее белье, поскольку оно все равно не видно большинству окружающих людей — можно и в старом еще немного походить.
Это не так уж надежно, но есть примеры, когда теория Гринспена была верна. Согласно данным Euromonitor, продажи мужского нижнего белья упали в 2008 и 2009 годах и выросли в период с 2010 по 2015 год. По данным Bloomberg, продажи мужского нижнего белья в США также резко упали в 2020 году на фоне неопределенности, связанной с пандемией, прежде чем восстановиться в 2021 году.
Индекс подола
Разработанный в 1920-х годах индекс длины подола утверждает, что юбки и платья становятся короче, когда экономика процветает, и длиннее во время экономического спада. Возможно, это и ненадежный показатель, но есть несколько недавних примеров.
Мини-юбки вошли в моду в 1960-х годах, когда экономика переживала экономический бум, но когда в 1970-х разразился нефтяной кризис, юбки снова стали длиннее. А в начале 2022 года ультракороткие юбки (их еще называют микромини), были в моде до того, как инфляция резко возросла, и в моду вошли макси-юбки длиной до щиколоток.
Индикс картонной коробки
Считается, что картонные коробки могут служить барометром состояния экономики, поскольку они играют решающую роль в транспортировке товаров — не только потребителям, которые покупают товары онлайн, но и магазинам и складам, которые получают эти товары оптом. Так что снижения спроса на картон может означать, что потребители покупают меньше товаров.
Этот показатель может быть более точным, чем некоторые другие, поскольку существует прямая корреляция между спросом на картон и покупками потребителей. В начале 2009 года, когда в США наблюдался экономический спад, поставки картона резко сократились, а вместе с ними и операционные показатели американских производителей картона. Аналогичная тенденция наметилась в начале 2023 года: торговая группа Fibre Box Association, представляющая отрасль, сообщила, что поставки картона упали на 8,4% в четвертом квартале 2022 года, что стало самым резким снижением со времен финансового кризиса.
Индекс опрелостей

Подгузник для ребенка — дорогостоящее удобство для родителей, и в трудные экономические времена некоторые из них могут быть вынуждены экономить на этом аксессуаре. Но чем реже вы меняете подгузник ребенку, тем выше вероятность появления у него опрелостей, что приведет к увеличению продаж мазей для их лечения. Таким образом, снижение продаж подгузников и рост продаж мазей могут говорить о спаде в экономике.
Есть примеры. Эта тенденция началась в трудные экономические времена в 2011 году, когда родители сократили покупку подгузников или перешли на более дешевые бренды, в то время как продажи мазей выросли на 8%, сообщала тогда газета The Wall Street Journal.
Но этот показатель не является однозначным: примерно в то же время рождаемость снижалась, а технология подгузников совершенствовалась, так что родителям было легче определить, мокрый ли подгузник, и они начали приучать ребенка к горшку раньше, чтобы сократить расходы, сообщает журнал.
Индекс шампанского
Индекс шампанского, по сути, является обратной величиной по отношению к индексу губной помады: когда экономика ухудшается, люди перестают покупать этот дорогой праздничный напиток и предпочитают более дешевый алкоголь.
Это уже было доказано ранее. До рецессии 2008 года продажи шампанского в США превышали 23 миллиона бутылок, но к 2009 году сократились до 12,5 миллионов, говорится в статье, опубликованной в журнале Business Review Калифорнийского университета в Беркли.
Этот показатель может быть связан с настроениями в обществе в более широком смысле, поскольку меньшее количество праздников означает меньшее количество поводов для игристого вина. Действительно, объем продаж шампанского в 2020 году снизился на 18%, сообщила тогда торговая группа CIVC, занимающаяся производством шампанского. Затем, в 2021 году, когда возобновились путешествия и общение, продажи шампанского достигли рекордного уровня в 5,7 миллиарда долларов, что на 14% выше, чем до пандемии.
Индекс стриптизерш
Экзотические танцовщицы часто оказываются в числе первых, кто предупреждает о надвигающейся рецессии, сказала в прошлом году BI Алия Киссик, генеральный директор Financial Literacy Diaries и финансовый эксперт поколения Z. Это подтверждает еще одну теорию прогнозирования: индекс стриптизерш.
Киссик указала на чаевые стриптизерш как на образец эластичных товаров в миниатюре. Эластичность продукта относится к тому, как изменение цен может вызвать изменение спроса. Кофе, например, — это неэластичный товар. Даже при росте цен любители напитка продолжают его покупать.
Но если типичный «белый воротничок» не готов отказаться от кофе во время экономического спада, он, скорее всего, откажется от развлечений в нерабочее время или даст меньше чаевых исполнителям, сказала Киссик.
В прошлом году старший экономист Американского института экономических исследований Питер К. Эрл сказал BI, что эта теория может быть более широко применена к любому работнику сферы услуг, который полагается на чаевые.
«Как заметили в последнее время многие работники сферы общественного питания, снижение чаевых в ресторанах свидетельствует о том, что потребители сокращают дискреционные расходы — будь то из-за роста безработицы, изнурительного эффекта инфляции или того и другого вместе», — отметил он.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: