Потребители в Китае выходят из спячки

- 27 марта 2025 13:48
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Последние отчёты китайских компаний о доходах указывают на оживление потребительских трат, хотя пока ещё рано говорить о возвращении к доковидному уровню. Гиганты электронной коммерции Alibaba и JD.com заявили, что в последние три месяца 2024 года выручка от их розничного бизнеса в Китае росла быстрее, чем за тот же период 2023 года.
«Считаем, что рост потребления находится в периоде здорового восстановления, но ещё не достиг прежнего уровня», — заявил управляющий директор и глава отдела исследований Азии в China Renaissance Securities Чарли Чен.
По его словам, для возвращения потребительских расходов к показателям 2019 года необходимо, чтобы доходы китайских компаний росли двузначными цифрами, а доверие потребителей улучшилось. Недавний спад на рынке недвижимости негативно сказался на чувстве достатка потребителей, добавил Чен.

Китайские политики подчёркивают, что повышение потребления является их приоритетом в 2025 году. Власти расширили программу субсидирования торговли, включив в неё смартфоны, бытовую технику и электромобили. Принят ряд новых мер поддержки рынка недвижимости.
По данным CNBC, компания JD.com стала одним из бенефициаров программы Trade-in. Она сообщила о росте продаж электроники и бытовой техники на 15,8% в годовом выражении в четвёртом квартале 2024 года. Однако в целом за год выручка сегмента увеличилась лишь на 4,9%, хотя это тоже самый быстрый рост с 2021 года, когда продажи подскочили почти на 23%.
Правительство проводит политику стимулирования потребления со второй половины прошлого года. Такие действия привели к устойчивому восстановлению доверия потребителей. Об этом заявила главный исполнительный директор компании JD.com Сэнди Сюй. Хотя пока макроэкономические проблемы остаются, в долгосрочной перспективе компания «сохраняет оптимизм в отношении настроений потребителей», уточнила она.
Некоторые ниши оказались успешнее
Компания Tencent, которая управляет мобильными платежами и приложением для социальных сетей WeChat, сообщила о росте в сфере финансовых технологий и бизнес-услуг на 3%, до 56,1 миллиарда юаней (7,7 миллиарда долларов) в четвёртом квартале 2024 года. При этом «доходы от коммерческих платёжных услуг в целом оставались стабильными в годовом исчислении». Это сопоставимо с ростом сегмента на 39% в четвёртом квартале 2019 года, который Tencent объяснила «увеличением доходов от коммерческих платежей».
Но некоторые компании нашли ниши, в которых китайские потребители готовы всерьёз раскошелиться. В конце февраля пекинский производитель золотых украшений Laopu Gold оценил чистую прибыль за прошлый год в 1,4 миллиарда юаней, что как минимум на 236% больше 2024 года.

Компания по производству игрушек Pop Mart тоже продвинулась вперёд. В среду она сообщила, что выручка в материковом Китае в прошлом году более чем удвоилась и составила 2,64 миллиарда юаней.
У компании Niu Technologies продажи электросамокатов в Китае выросли более чем на 80% в годовом выражении в четвёртом квартале 2024 года, достигнув 646,2 миллиона юаней. А продажи в сегменте электромобилей за весь год выросли на 27,5%. Компания объяснила такой результат ориентацией на модели премиум-класса и расширением магазинов. По итогам 2023 года она сообщала о снижении продаж из-за «относительно медленного восстановления экономического роста Китая».
Официальные экономические данные Китая за начало года показали умеренное улучшение темпов роста. Но Чен ожидает, что увеличение розничных продаж в 2025 году превысит 4% после роста на 3,5% в 2024 году. С 2015 по 2019 год они росли в среднем на 9,7% в год.
Чен предполагает, что политика правительства подстегнёт рост потребительских расходов на услуги, поскольку потенциал для их увеличения выше, чем на предметы первой необходимости.
Китайский сайт бронирования туристических услуг Trip.com в конце февраля сообщил, что чистая выручка за 2024 год выросла на 20% и достигла 53,3 миллиарда юаней. Это быстрее, чем рост чистой выручки на 15% в 2019 году — 35,7 миллиарда юаней.
Компания не стала подробно излагать взгляды на внутренний рынок, но подчеркнула, что объём международных поездок восстановился более чем на 120% по сравнению с уровнем 2019 года. Генеральный директор Джейн Сан заметила, что «серебряное поколение», или путешественники в возрасте старше 50 лет, является целевой аудиторией компании, поскольку в ближайшие годы стоимость данного сегмента рынка может превысить триллион юаней.
Острая конкуренция
Китай, второй по величине потребительский рынок в мире, остаётся высококонкурентным, особенно в условиях слабого потребительского спроса. Производители электромобилей снижают цены, в то время как розничные продавцы с трудом выдерживают конкуренцию за счёт значительных онлайн-скидок.
Сеть магазинов аксессуаров для дома Miniso сообщила, что выручка в материковом Китае выросла на 10,9% в прошлом году и достигла 1,28 миллиарда юаней, хотя в последнем квартале рост несколько замедлился и составил 6,5%. Компания не планирует ускорять темпы открытия магазинов и заявляет, что онлайн-продажи в Китае всё больше стимулируют рост.
Крупнейшие сети по продаже напитков в Китае — от чая с молоком до кофе — зафиксировали снижение сопоставимых продаж во второй половине 2024 года.
Общий спад в отрасли и запуск конкурентами недорогих продуктов привели к падению продаж в сети магазинов по продаже чая с пузырьками Guming на 0,7% за первые девять месяцев 2024 года.
По расчётам CNBC, в четвёртом квартале прошлого года среднемесячные продажи в магазине молочного чая Chagee в Китае упали на 20,6% по сравнению с прошлым годом после скромного роста в предыдущем квартале. В то же время продажи за рубежом выросли на 29,2% в годовом выражении.
Даже молодая китайская сеть кофеен Luckin в октябре — декабре 2024 года зафиксировала снижение продаж в магазинах самообслуживания на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Starbucks за это время продажи в магазинах снизились на 6%.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: