Пресс-тур по Алабяно-Балтийскому тоннелю.
- 22 февраля 2013 19:44
- Дмитрий Лазарев
На днях я побывал на строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля.
Пресс-служба НПО "Космос" провела для блогеров пресс-тур по объектам строительства.
1.Начали мы с главного офиса строительства,что расположилось на Балтийской улице,прямо в пяти метрах от самого строительства. В зале на стендах и столах разложены многочисленные ватманы с проектом строительства.
2.Схема организации дорожного движения. Те,кто хоть раз бывал за последние пять лет в районе Сокол,видели автомобильный ад. Нескончаемые пробки,кажется доконали всех.
3.Всё о строительстве рассказал нам парень по имени Дмитрий. Дмитрий оказался очень интересным собеседником, свободным в разговоре, эрудированным человеком. Он так легко перепрыгивал с основной темы на другие: и про проблемы общественного транспорта,и про автомобили,и про менталитет русских,японцев и европейцев. Очень приятно было с ним общаться.
4.Здесь же в зале выставили огромный макет района сложнейшей транспортной развязки. Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля ведётся у станции метро "Сокол" и осуществляется в рамках проекта "Большая Ленинградка". Предполагается, что тоннель будет полностью открыт до конца 2013 года. После открытия Алабяно-Балтийский тоннель станет частью новой автомагистрали — Северо-Западной хорды. Ожидается, что открытие тоннеля разгрузит движение на Ленинградском и Волоколамском шоссе на 20-25 %.
Немного предыстории.Согласно генеральному плану 1951 года у развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе должна была пройти трасса будущего пятого кольца Москвы. Этот план начал реализовываться: были образованы улицы Алабяна, Балтийская и Большая Академическая, которые должны были стать частью новой кольцевой магистрали. Схема жилищного строительства 1957 года предусматривала, что Балтийскую и Большую Академическую улицы соединит мост над железнодорожными путями. Однако мост так и не был построен, а к идее соединить улицы Алабяна, Балтийскую и Большую Академическую вернулись лишь через 50 лет.
Реализация проекта "Большая Ленинградка", включавшего строительство тоннеля, началась в 2006 году. Изначально планировалось, что он будет состоять из двух частей: первая — между улицами Алабяна и Балтийской; вторая — между Балтийской и Большой Академической улицами. Осенью 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что первая часть тоннеля будет открыта в 2009 году. Но скоро сказка,как говорится,сказывается. Сроки переносили аж пять раз. Нынешний мэр Собянин заявил,что откроют в конце нынешнего года.
5. На этом макете показана вся сложность строительства. Тоннель,глубиной почти в 30 метров решили копать без остановки движения поездов метрополитена! Никогда и нигде в мире такое не осуществляли. Прям авантюризм какой-то!
6.
7.А вот этот макет показывает,как будет выглядеть автомобильная стоянка под сквером на Балтийской улице.
8.Рядом с нами,не обращая на нас внимания работала группа инженеров,горячо обсуждая какую-то проблему и,наверное,уже в сотый раз пересчитывали сложные математические расчёты. Дима сказал нам,что эти расчёты доводят ежедневно до идеального. Мы закладываем специально излишнюю прочность в конструкции. Я спросил:
-Лет на 50 даёте гарантии?
-Да больше. На 100 лет даём гарантии.
9.Ну наконец приступаем к главному. Идём на само строительство.Нам выдали резиновые сапоги(правда они были на пару размеров больше,но ничего), красно-синие тёплые куртки и каски с логотипом "Космоса".
10.На этом временном лифте мы спускаемся на 30-метровую глубину.
11.Слепящий дневной свет плавно сменился тоннельным полумраком.Сам тоннель разделён как бы на две части. Вот по этой части пойдут машины От Балтийской улицы на улицу Алабяна. Пока здесь тишина и покой.
12.Пройдя боковую сбойку,попадаем во вторую часть тоннеля,где машины будут идти соответственно в обратную сторону. Запахло сыростью и цементной пылью.
13.По трубам,что видно сверху,подаётся тёплый воздух,чтобы было строителям нормально работать.
14.Небольшая проходческая машина. Рабочие готовят её к работе. Кстати,хочу заранее заметить: все рабочие тут мастера своего дела. Я не увидел тут ни одного среднеазиатского гастарбайтера.
15.Пока не увидел большего,этот бур произвёл на меня большое впечатление. Сейчас его готовят к сверлению этой бетонной стены.
16.В этой части тоннеля идут отделочные работы.
17.Затем по настилу(который позже уберут) мы идём в самую глубокую часть всего строительства.
18.И вот мы на самой глубине. До поверхности ровно 29 метров. Цифры поражают своими масштабами. 1935 метров – общая длинна. 1565 метров – протяженность закрытой части. Работы ведутся на глубине до 40 метров. 63 миллиарда рублей(это официальные данные) – общая стоимость строительства. 4 тысяч человек, 40 буровых установок, 29 экскаваторов, 21 автобетононасос, 62 единицы средств малой механизации, более 200 единиц техники различного назначения.
19.Чтобы холодный воздух не проникал в тоннель, его закрыли плотной брезентовой ширмой.
20.Межтонельная сбойка.В будущем они будут играть роль противопожарных и противоаварийных выходов. Таких выходов будет несколько. Расположены они каждые 100 метров.
21.Здесь везде стоял шум различных механизмов и строительной техники.Тяжеловесный гладкий потолок уже готового участка тоннеля высился метрах в шести над нашими касками.Как рассказал нам мастер участка, на закрытых участках строительства проходка грунта осуществляется поэтапно: разрез будущего тоннеля делят на несколько секторов, и разрабатывают сначала верхние боковые штольни, потом нижние, параллельно устанавливая балки, формирующие стены, и только после этого вывозят центральное ядро грунта.
22.Мы попали в момент подготовки техники к бурению штолен. Вся техника тут немецкая. Если приглядитесь,то на поверхности трубы видна надпись: "Herrenknecht".Она по праву считается одной из лучших в мире в области тоннелепроходки.
23.Я спросил мастера,а что такое вот эти кругляшки. Их буквально сотни. Мастер пояснил:
-Грунт плывунов, насыщенных водой песочных пород, вырабатывают особым методом грунтозамещения: специальные тонкие буры делают несколько сотен отверстий в породе, после чего, в эти отверстия, под давлением до 400 атмосфер, закачивают цементный раствор.Грунт скрепляется, приобретает необходимую для проходки устойчивость и начинается бурение штолен.Такой метод часто используют при проходке тоннелей в метро.
-Как я понял,здесь очень сложная гидрологическая обстановка?
- Ну я бы не сказал,что ОЧЕНЬ сложная. Но здесь протекают две подземные реки: Таракановка и Ходынка. Таракановку,кстати,сдвинули. Когда начали здесь копать, то была осуществлена прокладка нового русла реки Таракановка, убранной в коллектор более полувека назад (одновременно с прокладкой метрополитена).
-Такой,немного несерьёзный вопрос.Только что на экраны вышел фильм "Метро",где по сюжету вода прорвала тоннель.Здесь такое грозит?
-Я смотрел этот фильм. Со всей ответственностью заявляю,что этого не произойдёт. Мы специально увеличили запас прочности тоннелей.
24.Пульт управления буровой машины.
25.Осмотрев всё,мы начали подниматься наверх. И между бетонными колоннами я увидел икону. Необычно видеть такой предмет в таком месте.
26.Проходка осуществляется под защитой экрана из труб. Тщательно выверяется каждое действие операторов и мастеров-проходчиков для главной цели - отсутствия воздействия при строительстве на действующий метрополитен.
27.Сюрреалистическая картина из этих штырей. Их тысячи. Идут вдоль и поперёк.
28.Через эту штольню №9 мы выбрались в огромный открытый котлован.Когда проходили этот длинный корридор,Дмитрий сказал нам,что эта оставшийся для разработки участок штольни располагается буквально в 2,5 метрах(!!!) перпендикулярно под действующей Замоскворецкой линией метрополитена.И при этом,заметьте,НИКАКОЙ вибрации.
29.От этого котлована захватывало дух.Рыли открытым способом.Здесь концерн впервые в отечественной,да и в мировой тоже, практике ведет строительство автодорожного тоннеля под тоннелем метрополитена, которым ежедневно пользуются миллионы пассажиров. Без остановки движения метро,заметьте. Здесь строители укрепили грунт под конструкциями метро, устанавили специальные страховочные пакеты, укрепили основания тоннелей метрополитена. Сама бетонная конструкция метротоннеля была усилена рядом мероприятий, в том числе путем устройства внутри тоннеля продольных металлических неразрезных сквозных ферм.
30.Этот ржавый лёд напомнил мне кадры с ржавыми потёками на "Титанике".
32.На дно котлована стекает вода со всего тоннеля, и там организован специальный резервуар. Откуда насосом и выкачивают воду на поверхность.
33.Сталактиты,сталагмиты.Сейчас они пока везде.
34.И вот путешествие по подземелью заканчивается и мы поднимаемся на свет божий.
35.Лифт,на котором мы спускались-поднимались, после строительства уберут. Для технических служб делают лестницу вот из этого вот павильончика.
36.Вот вид сверху на котлован,в котором мы были несколько минут назад.
38.Полностью готовый к эксплуатации подземный пешеходный переход.
39.Еще одна новация: при строительстве автодорожного тоннеля создан уникальный специализированный центр управления проходкой (ЦУП).
40.Здесь на экранах компьютеров в режиме реального времени специалисты наблюдают за изменением состояния грунтов при проходке. Информацию о разряжении грунта или о его избыточном давлении фиксируют специальные датчики, заглубленные в землю. В ЦУП также поступает информация о влиянии изменений состояния грунтов на инженерные коммуникации, фундаменты домов и метро. Все решения по характеру проходческих работ принимаются на основе точных расчетов с применением методов математического моделирования поведения грунтов.
42.Вот так в идеале должна выглядеть развязка.
44.И последней точкой нашего посещения строительства было вот это циклопическое сферическое сооружение. Его построили ровно на том месте,где несколько лет назад был трамайный разворот.
45.То помещение ЦУПа,где мы побывали,после строительства исчезнет. Но сам ЦУП продолжит работать как раз в этой огромной полусфере. Кроме ЦУПа здесь также разместятся МЧС и другие оперативные службы.
46.Сейчас у нас была уникальная возможность поснимать окружающую территорию сверху. Позже сюда уже не войдёшь.
47.Мы поднялись под самый будущий купол,который после строительства будет наглухо закрытым.
49.Пробка...пробка...бесконечная пробка...Вид на проспект в сторону метро "Аэропорт".
50.Развилка между Волоколамкой и Ленинградкой. Посередине параллелепипед легендарного "Гидропроекта". Не многие уже помнят это здание не завешенного рекламой(фото моего коллеги Михаила Архипова)
Вот и всё.
Я благодарю также пресс-службу НПО "Космос" за приглашение на пресс-тур. И отдельное огромное спасибо Дмитрию,который нас сопровождал и рассказывал.Также большое спасибо всем тем мастерам и инженерам,которые давали пояснения на наши настырные вопросы.
Спасибо,что вы были со мной и до следующих встреч!
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: