Против дронов есть приёмы: кто кого побеждает в черноморских боях
- 29 января 2025 00:29
- Михаил Чекмасов, Военный аналитик
Завершается третий год специальной военной операции. Вряд ли кто-нибудь в здравом уме сможет предсказать дату её окончания, но достижения защитников Отечества, в честь которых назван 2025 год в нашей стране, становятся всё более ощутимыми.
Фокус политических телевизионных шоу смещается в сферу переговоров о будущем Украины и роли в данном процессе избранного президента США Дональда Трампа. Умерили пыл «советники» и «эксперты» разных мастей. Количество поводов для фантазий вроде бы убавилось, хотя всё происходит по сценарию войны, когда есть фронт и тыл. Последнему тоже иногда достаётся, даже глубокому.
Очередной пример — атака двухсот киевских дронов по объектам на территории России 14 января. Пара медийных деятелей тут же устраивает публичный междусобойчик в интернете с эффектом прямого эфира. Один из них признаётся, что «жёстко орал» с утра, не находя ответов на свои вопросы (покричать на публику он любит). Второй же негодовал на всё командование ВКС, «в котором сидит куча генералов», когда хватило бы «одного командира воздушной дивизии». Что такое «воздушная дивизия», вряд ли кто-нибудь знает. Нет таких соединений в наших Вооружённых силах. Может, в этом вся проблема? Впрочем, нет. Проблема заключается в невежестве конкретных клоунов.
По этой причине возникла идея обратиться к статистике атак противником кораблей, судов и инфраструктурных объектов ракетами, БПЛА и безэкипажными катерами в Чёрном и Азовском морях с полуостровом Крым. Ударов по ним наносилось достаточно как с воздуха, так и с моря.
Анализ проводился на основании иностранных и отечественных открытых источников. Полученные сведения сопоставлялись между собой и принимались или отвергались на основе всесторонней оценки. Под термином «Поражено объектов» учтены не только безвозвратные потери, но и получившие повреждения объекты, в том числе восстановленные после них.
Начнём с ПВО.
Сами не летают и другим не дают
В первые месяцы отражение ударов средств воздушного нападения (СВН) противника в рассматриваемом районе проходило на фоне активных наступательных действий Вооружённых сил России.
Для налёта на корабли, катера, гражданские суда и объекты противник использовал незначительное количество средств поражения. Применялись не только БПЛА кустарного производства (прилёт во двор штаба Черноморского флота) или ПТРК «Фагот» (по катеру в Мариуполе), но и куда более серьёзные турецкие Bayraktar TB2 с управляемыми боеприпасами, баллистические и крылатые ракеты «Точка-У», Р-360 «Нептун», а по некоторым данным американские Harpoon или британские Brimstone (возможно, в варианте Sea Spear).
Совокупную успешность ударов можно оценить в 37% (соотношение числа поражённых объектов к общему числу применённых СВН). Оценка весьма упрощённая и не претендует на научность, но зато показательная.
Потери оказались не столь значительными по количеству, сколько значимыми по статусу». Крейсер «Москва» и БДК «Саратов», хоть и служили уже не один десяток лет, относились к кораблям 1 и 2 ранга соответственно. Жёстко велись бои за остров Змеиный — по сути, голую скалу в Одесской области, польза которой заключается только в приращении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Но об этом речи не шло, поскольку у СВО совсем иные цели.
Очевидно, что первый год СВО в рассматриваемом регионе отражает только её начало. В последующие периоды количество применяемых противником СВН увеличилось в десятки раз. А вот число поражённых объектов не изменилось и даже снизилось.
В 2023 году значительное увеличение количества ударов СВН по Крыму и прибрежным районам Азово-Черноморского региона пришлось на период неудавшегося «контрнаступа» ВСУ. Здесь появились ОТР «Гром-2», переделанные С-200 и Storm Shadow.
Доморощенные украинские ракеты оказались «не той системы» и малоэффективными против наших систем ПВО, чего не скажешь о европейских «подарках». Но даже из 17 франко-британских крылатых ракет воздушного базирования при ударах по Севастопольскому морскому заводу и штабу Черноморского флота в сентябре 12 штук (70%) сбито. В ноябре из 15 КРВБ, летевших в направлении Керчи к заводу «Залив», сбито 13 ракет (87%). Отмечалось нанесение ракетных ударов совместно с БПЛА для перегрузки целевых каналов систем ПВО.
Тем не менее совокупная успешность за 2023 год снизилась до 2,4%.
В 2024 году ВСУ добавили к имевшемуся набору СВН американские ATACMS — вероятно, вместо закончившихся «Точек», «Громов» и С-200. Наиболее массированные ракетные удары наносились в феврале и мае, а беспилотные — в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Похоже, к осени ракеты закончились.
Как известно, 23 июня произошла трагедия. В районе Севастополя сбито четыре ракеты ATACMS, ещё одна отклонилась от траектории полета и взорвалась в воздухе над пляжем. Погибло четыре человека, ранено 153 жителя Крыма, включая детей. В том, что войска ПВО выполнили задачу, сомнений не возникает. А вот зачем организовывать массовый отдых людей вблизи прикрываемых военных объектов, остаётся загадкой.
В целом же можно отметить, что успешность ударов СВН противника за 2024 год снизилась до 0,8%. Но если перейти к такому показателю, как «предотвращённый ущерб», то станет очевидным, что попытки киевского режима повлиять на ситуацию в Крыму и прилегающих приморских территориях Чёрного и Азовского морей применением своего и западного оружия провалились. Есть основания полагать, что на других направлениях картина не хуже. Это стало возможным благодаря действиям личного состава Воздушно-космических сил страны, конкретных соединений и воинских частей ПВО — от рядового до генерала.
Правильно шутят в армейской среде, когда говорят, что «сами не летают и другим не дают». Клоунаду в прямом эфире пора бы и прикрыть.
А что же с безэкипажными катерами?
Флот не отступал, он принял удар на себя
Бессмысленно скрывать, что украинские БЭКи стали сюрпризом в действиях на море, хотя пионерами в этой области назвать их нельзя. Идея применения дистанционно управляемых лодок в военных целях принадлежит известному учёному Николе Тесле. В 1898 году на выставке в Медисон-сквер-гарден в Нью-Йорке он презентовал управляемое по радио плавсредство длиной около 1,8 метра.
Воплощением лодки «в металле» занимались в Германии, СССР, США и других странах. Известны успешные атаки БЭК на передовой пункт базирования британского флота Ниувпорт на бельгийском побережье (1 марта 1917 года), английский монитор Erebus (28 октября 1917 года), союзные силы при высадке десанта в Нормандии (лето 1944 года).
В январе 2017 года йеменские хуситы атаковали в Красном море саудовский фрегат Al Madinah. Из трёх катеров до цели дошёл один. Он взорвался возле кормы корабля, причинив ему незначительные повреждения. Катер наводился по радиокомандной системе управления и был оснащён персональным компьютером в металлическом корпусе, видеокамерой, приёмником GPS Garmin и компас-автопилотом Nexus.
Проба пера Военно-морских сил Украины состоялась осенью 2022 года. Успешной считается атака на Севастополь 29 октября, кода семь БЭК применялись совместно с девятью БПЛА, от одного из которых и подтверждено повреждение тральщика «Иван Голубец», что отмечено в статистических данных по ударам СВН.
Что касается фрегата «Адмирал Макаров», то британское издание The Guardian утверждало, что «возможно, он выведен из строя Украиной», основываясь на предоставленных Киевом отчётных кадрах с камеры БЭК о сближении с кораблём, похожим на фрегат «Адмирал Григорович». Официального подтверждения не было, а 3 декабря 2023 года кораблю присвоено почётное звание «гвардейский».
С формулировкой «предположительно, затонул» по данным Forbes прокомментировано и поражение катера проекта 205П (как выяснилось — бывшего украинского).
Впрочем, официально подтверждено только повреждение Крымского моста и танкера «Сиг». Многочисленными фото- и видеоматериалами в отечественных СМИ подтверждено повреждение БДК «Оленегорский горняк». Два десантных катера попали в сводку не только по данным иностранных источников, но и по публикациям, подтверждающим гибель командира одного из них.
По украинским данным стоимость морских дронов на тот период составляла примерно 250 тысяч долларов за единицу. Итого получается 19,75 миллиона долларов за совокупную успешность атак в 8,9%. Подавляющее большинство отражалось береговыми постами, вооружением кораблей и морской авиации.
Казалось, что мы наработали достаточный опыт в этом деле. Но начало 2024 года не порадовало.
За первые три месяца потеряно три корабля. Официального подтверждения не было, однако информации достаточно, чтобы считать её достоверной. Имеются публикации на отечественных сайтах 37kp.ru, NEWS.ru, Radio1.ru и других с комментариями военных корреспондентов, заслуживающих доверия.
В дальнейшем даже многократные атаки с моря не принесли Киеву значимых результатов. Так, по сведениям из разных пабликов на поражение четырёх катеров типа КС-701 «Тунец» общей стоимостью около 28 миллионов рублей использовано 14 БЭК стоимостью более 3,8 миллиона долларов (380 миллионов рублей). Поражение буксира и выведенных из эксплуатации ещё в 2022 году платформ не добавляют ВСУ бонусов для реляций.
При этом весной прошлого года с подачи противной стороны появились возгласы об отступлении Черноморского флота и наступлении украинской «перемоги». Да, корабли поменяли дислокацию, но никуда не ушли и способны выполнять присущие им задачи, в том числе по поддержке наступающих войск России из любой точки Чёрного моря.
С увеличением количества применённых БЭК совокупная успешность их атак в 2024 году повысилась лишь на 0,7%. Будет чуть больше, если учесть потерянные от размещённых на них ракет вертолёты. Но всё равно в пределах погрешности. Предотвращённый же ущерб от возможных ударов БЭК по морским коммуникациям и инфраструктуре страны куда более весом. Так что в каком-то смысле флот принял удар на себя, при котором, увы, неизбежны потери.
Автор не является участником СВО, его мнение может не совпадать с официальной трактовкой событий. Но у него есть почти сорокалетний опыт военной службы, позволяющий анализировать и оценивать происходящие события. Имеется понимание того, что за всеми атаками ВСУ и повреждёнными объектами стоят жизни и судьбы людей — военнослужащих, гражданских и даже детей. Информация о военных потерях в основном остаётся закрытой для широкой общественности, что вполне объяснимо и оправдано.
На этом закончим и вспомним: никто не забыт и ничто не забыто! Героям СВО и сейчас отдаются почести по заслугам.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: