+5
Сохранить Сохранено 7
×

С чего начинается родина в Бамако: интервью с главой африканского вуза


С чего начинается родина в Бамако: интервью с главой африканского вуза

Елизавета Лемус Гонзалес / Коллаж / ridus.ru

Одним из главных направлений сотрудничества с Африкой становится сфера образования. Особенно заметно активизировались межвузовские связи после Второго саммита «Россия — Африка», проходившего в Санкт-Петербурге 27–28 июля 2023 года.

Президент Частного университета им. Ахмеда Баба (Республика Мали) Усман Драме за последние два года наладил немало контактов со своими российскими коллегами в поддержку военного сотрудничества Мали и России. Малийцы говорят, что российское военное сотрудничество более эффективно, чем-то, которое было с Западом.

Действительно, военное сотрудничество с Российской Федерацией позволило Республике Мали восстановить свой суверенитет и власть на всей национальной территории. Это успешное военное сотрудничество должно подкрепляться экономическим сотрудничеством. Поэтому Частный университет им. Ахмеда Баба стремится подготовить почву для размещения российских инвесторов и развития экономического сотрудничества между РФ и Мали посредством обучения рабочих, квалифицированных технических специалистов и руководителей для российских технологий.

В мае 2023 года Частный университет им. Ахмеда Баба подписал с Северо-Восточным федеральным университетом (СВФУ) соглашение о совместной подготовке специалистов для промышленных отраслей. Речь шла, прежде всего, о добывающей промышленности, окружающей среде, здравоохранении, энергоресурсах, архитектуре и гражданском строительстве.

«Подписав соглашение, мы даем старт уникальному партнерству, потому что и Якутия, и Мали — богатые на полезные ископаемые республики, которые, безусловно, нуждаются в высококвалифицированных специалистах», — отмечал ректор СВФУ Анатолий Николаев.

В ноябре 2022 года в Бамако Частный университет Ахмеда Баба подписал соглашение о межуниверситетском сотрудничестве с Санкт-Петербургским электротехническим университетом.

Затем последовало около десяти подписаний таких соглашений в течение 2023 года — до и после саммита «Россия — Африка». В том числе — c Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ) 26 апреля, с Северо-Восточным федеральным университетом (СВФУ) 3 мая, с Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом им. С. М. Ки́рова (СПбГЛТУ) в августе и так далее.

Речь шла, прежде всего, о добывающей промышленности, окружающей среде, здравоохранении, энергоресурсах, архитектуре и гражданском строительстве, электронике, искусственном интеллекте.

Ректор СВФУ Анатолий Николаев отмечал: «Подписав соглашение, мы даем старт уникальному партнерству, потому что и Якутия, и Мали — богатые на полезные ископаемые республики, которые, безусловно, нуждаются в высококвалифицированных специалистах».

В апреле этого года руководители Частного университета им. Ахмеда Баба — президент Усман Драме и ректор Сулейман Диалло — посетили Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ) в Челябинске. Ранее в Бамако, с ноября 2023 года, на базе университета им. Ахмеда Баба начал работу Центр русского языка и подготовки к высшему образованию в России с четырьмя выше упомянутыми университетами.

С Усманом Драме «Ридус» побеседовал о новых перспективах малийского образования.

«Ридус»: Вы сейчас находитесь в центре Москвы. Что вас привело в Россию?

Усман Драме: Мы приехали в Россию по приглашению Высшей Школы Экономики. Принимаем участие в конференции, посвященной развитию отношений в сфере образования России с африканскими странами.

«Ридус»: Нравится ли Вам здесь — в России, в Москве? Понравился ли вуз, который Вас принимал?

Усман Драме: У меня сложилось очень хорошее впечатление о российской системе образования в целом и о Высшем экономическом университете в частности.

«Ридус»: В ходе мероприятий, которые вы посещали, что вы нашли для себя интересного и нового? Что бы вы хотели привезти отсюда к себе в Мали?

Усман Драме: Это система воспитания русского народа. Я заметил, что с начальной школы до университета система учит россиян патриотизму, знанию истории, русской культуры и, прежде всего, любви к Родине — в дополнение к техническим и технологическим знаниям.

Профессиональное образование в России хорошо развито, оснащено отличной инфраструктурой и лабораторным оборудованием.

Я заметил, что учителя, преподаватели, и администрация воспитатели, которых я встретил, любят свою работу школ, университетов любят свое дело и работают очень профессионально.

Что ещё примечательно: предприятия поддерживают вузы, помогают образовательным учреждениям в их исследовательской и учебной работе.

И самое главное — это то внимание, которое государство уделяет образованию. Государство следит за тем, чтобы образовательные стандарты соблюдались всеми. То есть, всё это способствует эффективности системы. Она очень хорошо налажена. В ней все серьезно работают.

«Ридус»: Вот вы руководите большим вузом. А у вас в Африке разве не то же самое?

Усман Драме: Ситуация в Африке сложна. Власти, администрация учебных заведений осознают важность образования в развитии страны. У нас рождаемость в стране высокая. И из-за нехватки средств не успевает государство строить те инфраструктуры, которые необходимы для приёма такого количества детей.

Иногда это нехватка средств, иногда это отсутствие видения со стороны руководства.

И худшим фактором, повлиявшим на систему образования, была политика Всемирного банка, который в 80-х годах заставил большинство африканских стран закрыть школы подготовки учителей. И вынудил учителей досрочно выходить пенсию. Это очень негативно повлияло на ситуацию с образованием в Африке. И до сих пор мы расхлебываем последствия.

Именно это побудило нас обратиться к России и попросить о плодотворном сотрудничестве. И, судя по заявлениям Президента Владимира Путина на саммите «Россия — Африка», чувствуется глубокая заинтересованность и желание помочь нашему континенту, уважая стратегический выбор наших государств.

И мы во время разговоров с нашими российскими партнёрами чувствовали эту заинтересованность и эту заботу.

«Ридус»: Чего ожидают от России у вас на родине?

Усман Драме: Мы заинтересованы в сотрудничестве с Россией по двум причинам.

Благодаря эффективной системе образования, Россия стала мировой державой.

Несмотря на войну, навязанную России западным миром, ее экономика выстояла. И наоборот, экономика западных стран пошла на спад. И мы теперь знаем, что никакая сильная экономика не может существовать без сильной системы образования.

Вторая причина: за три года Владимиру Путину и русскому народу удалось внести свой вклад в восстановление малийской армию, которая в итоге стала одной из самых мощных в Западной Африке.

Несмотря на то, что французские, европейские силы и ООН (с более чем 15 000 военнослужащих) присутствуют на нашей территории в течение одиннадцати лет для миссии по стабилизации и установлению мира в Мали, ситуация с безопасностью резко ухудшилась. После того, как Республика Мали под руководством полковника Ассими Гоиты решила прекратить военное сотрудничество с Францией и ООН в пользу России, нам удалось менее чем за три года установить политический суверенитет над всей нашей территорией.

И по этим двум причинам мы решили, что наиболее выгодным для нас было бы взять модель российской системы образования, чтобы внедрить ее в Мали и обучать специалистов в различных областях. И самое главное — готовить специалистов для сопровождения вхождения российских компаний в Мали. Мы планируем заменить все работающие в нашей стране западные компании, которые не соблюдают три принципа, установленные Временным президентом Ассими Гойтой, российскими, азиатскими и африканскими компаниями в течение следующих пяти-десяти лет.

Есть поговорка, которая гласит: своих настоящих друзей человек узнает только тогда, когда оказывается в трудной ситуации.

«Ридус»: То есть: друг познается в беде. Каким вы видите сотрудничество с Западом и Россией?

Усман Драме: После более чем ста лет колонизации и более шестидесяти лет неоколонизации Запад не помог нам развиваться — напротив, они разрушили наши культуры, лишили наш континент человеческих ресурсов и разграбили наши природные ресурсы.

Мы будем работать над тем, чтобы российские инвесторы могли обосноваться в Африке в условиях «взаимовыгодного» партнерства при уважении суверенитета наших государств.

На этой конференции нам предложили открыть в нашем университете Русский дом, и мы дали согласие.

«Ридус»: Это прекрасно. У нас речь зашла о производстве. Какие рабочие специальности, а настоящее время наиболее востребованы в Мали?

Усман Драме: Чтобы способствовать развитию нашего континента, мы должны обеспечить доступ ко всем областям обучения и исследований, но особенно в технических и технологических областях, включая сектор искусственного интеллекта и ядерную энергетику.

Когда мы создали университет, мы сначала развивали специальности по добыче полезных ископаемых. Мы открыли первую горную школу. Потому что наши недра богаты полезными ископаемыми, но некому их разрабатывать. И вторая школа, открытая нами, — политехнический институт. Потом последовали Институт политологии, Институт экономики и Школа журналистики и массовых коммуникаций. Вот разные факультеты нашего университета.

«Ридус»: Это все специальности? А медицина, математика, какие-то специальности связанные с IT?

Усман Драме: У нас нет. Но в Мали существуют такие специальности. Им можно обучаться.

У нас нет медицинского факультета в нашем университете, потому что мы считаем, что медицинский колледж должен быть основан на поликлинике.

В Мали преподаются математика и информатика.

«Ридус»: А сколько студентов в вашем вузе?

Усман Драме: 800 студентов.

«Ридус»: И сколько преподавателей с ними работают?

Усманэ Драмэ: У нас более 200 учителей, работающих по найму, профессиональных и постоянных. Их дополняют учителя-миссионеры из дружественных стран.

«Ридус»: А рассматриваете Вы такую возможность, чтоб пригласить преподавателей из России?

Усман Драме: Да, это нам нужно. И в сентябре мы будем открывать Центр изучения русского языка, чтоб подготовить тех студентов, которые должны приехать в Россию на обучение, и наших преподавателей. Количество наших студентов соответствует нашим преподавательским возможностям. Мы исходим из того, что трудно найти высококвалифицированных преподавателей в техническом и технологическом секторах. И мы ограничиваем количество поступающих, чтоб не ухудшать качество обучения.

У нас техническое образование. И если мы принимаем большое количество студентов, они должны проходить корпоративную стажировку. Если нам удастся оснастить университет лабораториями, практическим оборудованием, то мы сможем увеличить количество студентов еще на две-три тысячи.

«Ридус»: Хорошо, допустим, если из России преподаватели захотят приехать к вам работать, то какие условия их ожидают, на что они могут рассчитывать в плане бытовых условий, заработной платы? Мы имеем хорошие контакты с вузами, нас читают, в том числе и заинтересованные специалисты…

Усман Драме: Мы можем сейчас сказать, что примем их и обеспечим жильем, питанием. А зарплата будет зависеть от индивидуального договора.

«Ридус»: На самом деле, более важно, что есть необходимые бытовые условия для жизни. Я думаю, что эта инициатива, которую можно назвать образовательным десантом, когда Россия направит определенное количество преподавателей, заслуживает отдельного внимания. И с этой инициативой надо выходить на уровень нашего министерства образования.

Усман Драме: Мы будем делать всё, чтоб реализовывать в соответствии со стандартами и принципами управления наших университетов те предложения, которые мы получаем в отношении российских преподавателей. И мы постараемся улучшить и адаптировать их в соответствии с интересующими нас целями.

«Ридус»: Дело в том, что такой опыт уже есть. Например, в Киргизии работает большое количество преподавателей из России. Они обучают русскому языку. Я думаю, это будет хороший стартовый проект для того, чтоб завязать сотрудничество и развивать его.

Усман Драме: Как я уже сказал, мы готовы открыть Центр изучения русского языка. По сути, это будет подготовительный факультет для студентов, которые собираются обучаться в России.

«Ридус»: А среди ваших преподавателей есть те, которые учились в России?

Усман Драме: Их много.

«Ридус»: Назовите пять приоритетных специальностей, по которым вы готовы нанимать российских преподавателей?

Усман Драме: Электротехника, промышленное машиностроение, строительство, информатика и искусственный интеллект, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, окружающая среда, переработка отходов.

«Ридус»: А у вас в ходе визита была возможность пообщаться с русскими студентами?

Усман Драме: Нет, не представилось случая.

«Ридус»: Но вы же наверняка их видели. Вот скажите, у вашей и у нашей студенческой молодежи чего больше — схожести или различий?

Усман Драме: Трудно отвечать на этот вопрос. Но, как я сказал в начале беседы, в вашей стране начинают обучение человека с начальной школы. И это усиливается до университета. Когда они поступают в университет, они уже знают что им надо и что стране надо. Затем университет определяет путь развития. У нас студенты учатся до уровня бакалавра. После получения этой степени они начинают задумываться о том, кем стать. Вот почему я сказал, что мы будем перенимать советскую систему образования, чтобы дети знали заранее, кем им стать, и чтоб прежде всего им привили любовь к родине.

Что касается нашего университета, мы заинтересованы в сотрудничестве, которое позволяет нашим людям осваивать русский язык и русскую культуру и создавать благоприятную основу для приема русских предприятий.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+5

 

   

Комментарии (0)