+3
Сохранить Сохранено 7
×

Семьям нечего делать в судах: мнение юристов: врачей и педагогов


Семьям нечего делать в судах: мнение юристов: врачей и педагогов

© Даниил Эпштейн

Совместному воспитанию детей в случае развода родителей нет альтернативы, если мы хотим сохранить традиционные ценности и нацию. К такому общему выводу пришли участники важного, без преувеличения — исторического, заседания рабочей группы комитета Госдумы по делам семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, посвященное законодательному закреплению прав ребенка на воспитание обоими родителями после развода.

В начале декабря 2024 года Православный родительский комитет обратился в профильный Комитет Госдумы с предложением о проведении мероприятий по обсуждению актуальных проблем современного отцовства в России. Данную инициативу поддержали депутаты Госдумы Марченко и Кузнецов, которые убедили председателя Комитета Останину в необходимости проведения указанных мероприятий.

Первым таким мероприятием стало заседание 3 апреля, на котором депутатами подробно, с участием представителей отцовских общественных объединений, религиозных общин традиционных религий, научного сообщества, уполномоченных по правам ребенка, был обсужден самый актуальный на сегодня вопрос — обеспечения прав детей на воспитание обоими родителями и реализации отцами родительских прав в случае развода родителей. Проведению мероприятия предшествовала длительная работа по изучению статистических данных, результатов научных исследований, сбор и анализ данных о законодательных решениях и правоприменительной практике в разных странах мира. Соответствующую информацию депутатам представили эксперты Национальной ассоциации исследователей синдрома индуцированного отчуждения семьи (НАИСИОС).

На сегодня около 40% детей (порядка 12 млн.) в России проживает с одним родителем, как правило с матерью, что обусловлено перекосом в судебной практике, когда по результатам длительных судебных разбирательств, перерастающих в «семейные войны», судьи определяют (за редким исключением) детям жить с матерями. На практике это, как правило влечет дальнейшее отчуждение отца и утрату связи детей с половиной своей семьи. Отцам же добиться исполнения «графиков общения» с собственными детьми оказывается нереально, и помочь им ни один государственный институт не может (ни судебные приставы, ни уполномоченные по правам ребенка, ни органы опеки).

Исключение отцов из жизни детей, патернальная депривация, индуцированное отчуждение членов семьи ребенка, разрушение преемственности поколений, по мнению психологов, социологов и демографов, влекут неизбежную и близкую демографическую катастрофу и окончательный крах института семьи, так как дети, проходящие через конфликтный развод родителей и усваивающие негативные паттерны их поведения, с каждым следующим поколением демонстрируют все больше отклонений психического порядка и вредных установок относительно брака и деторождения. Одновременно происходит разрушение авторитета отцовства и размывание иных традиционных семейных ценностей.

На заседании член комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Евгений Марченко отметил, что введение законодательных гарантий для отцов положительно отразится на демографической ситуации в России отметил: «Сейчас в нашу сложную демографическую ситуацию мы должны законодательно такую оказать помощь мужчинам, чтобы у них было желание создавать семьи и заводить детей. Это, конечно бы, положительно сыграло на все показатели по демографии».

Со своей стороны депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов отметил, что «после развода отец — бесправное существо, по факту, который зависит от милости бывшей жены», и заявил, что готов внести на рассмотрение Госдумы законопроект о совместном воспитании детей родителями после развода. Он также рассказал, что ему поступают сотни обращений участников СВО, которые, возвращаясь в тыл на побывку, не могут увидеться со своими детьми из-за препятствий со стороны матерей детей, и он, как депутат, вынужден «в ручном режиме» помогать защитникам Отчества, может быть в последний раз в жизни, обнять собственного ребенка. Так быть не должно, и это указывает на наличие системных сбоев в действующем законодательстве и правоприменении.

Галина Силласте, доктор философских наук, заведующая кафедрой социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в своем докладе отметила необходимость стратегического изменения государственной политики в сторону защиты мужчин и повышения авторитета отцовства. Новый социо-гендерный порядок, недостаток мужчин (женщин почти на 12 млн. больше) и феминизация общества в России, по мнению профессора, требует пересмотра приоритетов правовой защиты. Ну, а сложившаяся в стране ситуация с разводами и детьми, проживающими с одним родителем, диктует необходимость введения совместного воспитания с проживанием детей с каждым из родителей, чтобы обеспечить подрастающему поколению отцовский и мужской образы и связь со всей своей семьей.

Председатель Православного родительского комитета, священник Вячеслав Клюев в своем докладе рассказал о существующем в мире научном консенсусе о положительном влиянии совместного воспитания детей родителями после развода на благополучие детей.

Согласно десяткам научных исследований, включая невероятно масштабные исследуемых детей (по несколько десятков тысяч или даже свыше 163 тысяч), проживание детей с каждым из родителей после развода, по возможности, паритетно, приближает все показатели благополучия детей (включая здоровье, академическую успеваемость, социальную адаптацию, ориентацию на брак и деторождение) к показателям полной семьи, минимизирует негативные последствия развода как для детей, так и для общества в целом.

Отец Вячеслав также рассказал о существующих в мире формах совместного воспитания и о положительных социальных изменениях, происходящих в различных странах после введения в практику совместного воспитания. Законодательное закрепление презумпции совместного воспитания стимулирует родителей заключать родительские соглашения и мирно договариваться, вместо многолетних судебных войн с вовлечением детей, и позволит искоренить новую форму социального сиротства — принудительную безотцовщину.

Ветеран СВО, боец добровольческой бригады «Эспаньола» Евгений Рассказов, известный под позывным «Топаз», рассказал о новой общественной проблеме — массовых разводах, инициированных женами участников СВО, что влечет утрату связи бойцов с собственными детьми и усугубляет их психологические травмы.

Топаз также отметил, что в современных условиях женщины детородного возраста во множестве своем воспитываются запрещенными соцсетями, «а современный мужчина — это мужчина, который зачастую является большим ребёнком и начинает взрослеть примерно к 45 годам». Из-за отсутствующего семейного просвещения, люди в принципе не мотивированны создавать семьи, в которых больше одного ребенка. А семьи, в которых уже есть один ребенок практически обречены на развал, потому что родители не знают что значит быть родителями. И это становится идеальной формулой вымирания. Озвучивая пожелания участников СВО, Топаз также призвал к изменению законодательства и правоприменительной практики в сторону совместного воспитания родителями детей после развода.

«Институт семьи деградирует, дети растут без отца. И этот порочный круг безотцовщины при живых отцах повторяется из поколения в поколение», — заявила в свою очередь детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец.

По её словам, сформировалась «новая парадигмы мышления» — очень много женщин рожают, изначально зная, что не будут строить семью с отцами их детей: «Эта модель успешной независимой женщины в обществе уже не порицается». Львиная доля, большая часть в структуре обращений к уполномоченным по правам ребенка, это обращения родителей (а также дедушек, бабушек и иных родственников ребенка), которые не могут не только участвовать в воспитании своих детей после развода из-за препятствий со стороны второго родителя, с которым ребенок проживает, но и даже увидеть собственное чадо.

Дети массово настраиваются одним родителем против другого, и в этой ситуации никакие судебные приставы обеспечить исполнение судебных решений о порядке общения второго родителя с этими детьми не могут. В связи с этим, Волынец отметила необходимость разработки эффективного механизма привлечения к ответственности тех взрослых, которые настраивают детей против родителя и иных членов семьи, способствуя разрушению семейных связей и утрате идентичности детей.

Проблему подтвердили и необходимость введения совместного воспитания поддержали представители аппарата и общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Едины в своем мнении о необходимости введения совместного воспитания были представители отечественной академической науки.

Виктор Гульдан, доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук Российской Федерации, рассказал о том, что уже десятки лет является судебным экспертом, наблюдая сотни семей в период судебных разбирательств и производства психологических экспертиз, в ходе которых постоянно выявляются факты отрицательного влияния родителей на детей и индуцирования негативного отношения к другому родителю. Родительские конфликты достигают в судах такого накала, что превращаются в настоящие войны на уничтожение.

Убедить родителей примириться и работать с медиатором в этих условиях становится уже нереально. Поэтому в принципе семьи не должны оказываться в суде.

Виктор Гульдан.
Виктор Гульдан. © Даниил Эпштейн.

Оксана Защиринская, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета рассказала о своем опыте судебной экспертной деятельности и психологической помощи родителям и детям после развода, отметив серьезные психологические травмы, которые причиняются детям родительским конфликтам и судебными тяжбами, в результате которых дети вовлекаются в родительский конфликт и настраиваются обидной стороной против другой. Необходимы доразводные процедуры, направленные на примирение и психологическую помощь, а после развода необходимо совместное воспитание с проживанием детей с каждым из родителей.

Оксана Защиринская. © Даниил Эпштейн.

Кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии Санкт-Петербургского госуниверситета Ольга Безрукова рассказала о многолетних социологических исследованиях СПбГУ проблем современного отцовства. По результатам масштабных исследований 2024 года, исключение из жизни детей отцов после развода и массовое проживание детей с матерями влечет формирование у детей негативных установок в отношении брака и деторождения, очевидно отрицательно влияя на демографическую ситуацию. В связи с этим введение совместного воспитания с проживанием детей с каждым из родителей является необходимой социологической потребностью.

Единым фронтом выступили представители христианских, мусульманских и иудейских религиозных общин, подчеркнув, что исключение отцов из жизни детей негативно отражается на всем обществе через утрату детьми традиционной веры, а с ней и духовно-нравственных ценностей, включая семейные. Также безотцовщина влечет асоциальное поведение детей, рост преступности, различные виды зависимостей. Поэтому необходимо введение совместного воспитания после развода и развитие практики родительских соглашений.

Все эксперты, включая представителей отцовских общественных объединений, сошлись во мнении, что сложившаяся правоприменительная практика, по которой сотни тысяч детей ежегодно отправляются судами жить с одним родителем, «законно» лишаясь второго и нередко большей части своей семьи после развода, требует незамедлительного прекращения. Всякое промедление в этом будет означать увеличение числа детей с покалеченной психикой на новые сотни тысяч.

Боец 88-й бригады, позывной «Топаз»; депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов; о.Святослав, в миру адвокат Станислав Клюев© Даниил Эпштейн.
© Даниил Эпштейн.

Вместо родительских споров в суде необходимо законодательное закрепление презумпции паритетного проживания детей с каждым родителем, которая может быть скорректирована родительским соглашением либо опровергнута в суде только при наличии исключительных обстоятельств, прямо прописанных в законе.

Рефреном в выступлениях экспертов в течение всего заседания звучала мысль: семьям нечего делать в судах.

Суды не решают проблему постразводной жизни семьи, а навсегда ее (разделенную семью) калечат, вместо поиска путей заживления ран развода.

Выражаем благодарность организаторам состоявшегося заседания Комитета Госдумы за проявленные настойчивость в поисках решения наиболее актуальных социальных проблем. Необходимо также отметить высокий уровень проработки вопроса при подготовке заседания и максимально широкий круг участников мероприятия, что позволило выяснить позиции всех заинтересованных и главное — погруженных в обсуждаемую проблематику лиц, включая представителей науки, религиозных общин, общественных объединений, уполномоченных по правам ребенка, судебных экспертов.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)