+69
Сохранить Сохранено 7
×

Там, где спят поезда


Там, где спят поезда

© Антон Тушин/Ridus.ru

15 мая – день рождения Московского метрополитена. В этот день в 1935 году на маршрут вышли первые составы. Они отправились из депо «Северное» - первого депо московского метро. С тех пор вот уже 77 лет оно обслуживает пассажиров подземки. Корреспондент Ридуса отправился туда, чтобы рассказать нашим читателям о работе депо.

Большая территория на Краснопрудной улице – это целая агломерация метро: помимо депо, там находится завод по ремонту эскалаторов, управление пожарной охраны метро, автобаза, 1-й отдел полиции на метрополитене и еще некоторые службы.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Депо «Северное» обслуживает Сокольническую линию, там числится 32 состава и 1 резервный, рассказывает главный инженер Михаил Борисович Эльгудин. Из них 19 ночуют в депо, и 14 – на линии, то есть прямо в тоннелях: в оборотных тупиках на станциях «Улица Подбельского» и «Юго-Западная», а также на станционных путях.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Но главная функция депо – это ремонт и техническое обслуживание поездов. В течение дня девять составов проходят ТО в трех объемах – ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Цифра означает серьезность работ: ТО-1 – обычный осмотр, а вот на ТО-3 уходит целый рабочий день – бригады распределяются по вагонам, и производится  прокатка на осмотр колесных пар, открываются все кожухи, осматриваются аппараты, заменяются неисправные элементы.

Еще два ПТО – пункта технического осмотра – находятся прямо на линии, под землей. Но там производится только осмотр и мелкий ремонт.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

- Как часто обнаруживаются неисправности? – спрашиваю у главного инженера.

- Время от времени. Но ведь для этого и производится обслуживание и ремонт.

- Но на линии их не заметно?

- Нет, все выявляется в депо. Если неисправность обнаруживается на линии – это ЧП.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Михаил Борисович показывает нам станок для обточки колесных пар – эта операция необходима в том случае, если в процессе эксплуатации так называемая «поверхность катания» стачивается неравномерно. Здесь же, неподалеку – «эталонная колесная пара». На ней настраивают дефектостопы, которые используются для проверки колесных пар.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

А вот мойка для поездов выглядит почти так же, как автомобильная – разве что, немного побольше. Каждый состав моют раз в неделю. Помимо водных процедур, поезда посещают еще продувочную камеру – на канаве с них снимают кожуха, и все вагонное оборудование, - двигатели, мотор-компрессоры, - продувается от пыли и масляных отложений.

© Антон Тушин/Ridus.ru

На линии поезда получают ток через контактный рельс, но перед воротами депо он заканчивается. Поезд заезжает внутрь частично, и там на токоприемники надеваются «удочки» - свисающие сверху передвижные кабели с набалдашниками. После этого состав заезжает в депо полностью. Разумеется, при производстве ремонтных работ напряжение отключается.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

В депо работает 750 человек, из них 176 машинистов и около 500 человек -  ремонтники.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Заходим в цех подъемного ремонта. Там 32-тонные вагоны водружают на подъемники для смены колесных пар, тяговых двигателей, мотор-компрессоров, а также производят крупный ремонт с разборкой.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Главная достопримечательность диспетчерской депо – большое табло. На нем – все составы. Одни – «на канавах», то есть в депо, другие – на линии. Это табло – своего рода раритет, наследие СССР: оно не электронное, не на лампочках и даже не механическое – каждому вагону соответствует металлический шильдик с номером, висящий на магните. Семь шильдиков – состав. Когда поезд выезжает на линию, диспетчер подходит к табло и переносит шильдики с одного магнита на другой. Просто, скажете вы? Зато надежно!

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Для передвижения ремонтных бригад по тоннелям в ночное время, когда контактный рельс отключен, используются мотовозы, или, как их называют здесь – «хозяйственные единицы». Они работают на ЗИЛовских бензиновых двигателях. На территории депо для них есть своя заправка. А два бетонных блока на платформе мотовоза нужны для того, чтобы он не пробуксовывал на поворотах и на мокрых рельсах.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Перед тем, как поезд выйдет на линию, последний осмотр делает машинист – проверяет колеса, проходит по вагонам, из кабины несколько раз открывает-закрывает двери во всем составе.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Напоследок ремонтники показывают нам еще один раритет советской эпохи – уложенный в бетоне на выезде из депо рельс, маркированный именем Сталина и датой – 1934 г.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Наша экскурсия подходит к концу. Нам любезно предлагают выехать из депо с ветерком – на очередном составе, который отправляется на линию. Разумеется, мы соглашаемся! И вот уже через несколько минут мы подъезжаем к рампе – постепенно заглубляющемуся тоннелю, через который составы попадают на линию – в оборотные тупики за станцией «Комсомольская».

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

На станции в вагон заходят пассажиры – вряд ли они хоть иногда задумываются о том, сколько людей каждый день трудится для того, чтобы они просто доехали на метро до дома.

Редакция Ридуса сердечно поздравляет весь коллектив Московского метрополитена с его профессиональным праздником! Спасибо вам за ваш труд!

Выражаем благодарность пресс-службе метрополитена за содействие в подготовке репортажа.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Мы разрешаем использовать эти фотографии в блогах и СМИ при условии активной ссылки на агентство гражданской журналистики «Ридус».

См. также:

Репортаж Ридуса о санобработке вагонов в депо "Калужское"

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+69

 

   

Комментарии (26)

  • Shahidoff
    Shahidoff 15 мая 2012

    Спасибо,очень интересно! какое то там всё допотопное...наследие СССР, ещё лет 5 максимум и вообще всё развалится

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 15 мая 2012

    Ничего не развалится, не переживайте.

    Ответить
    0 +
  • Dodger-6939
    Dodger-6939 15 мая 2012

    хороший репортаж.

    а первого номерного не было в депо? по линии катался?

    Ответить
    0 +
  • DIK
    DIK 15 мая 2012

    Табло и котенок особенно порадовали

    Ответить
    0 +
  • алексей-4549
    алексей-4549 15 мая 2012

    Очень даже познавательно! Спасибо за репортаж !

    Ответить
    0 +
  • samiznaetekto
    samiznaetekto 15 мая 2012

    хороший, добрый репортаж. спасибо!

    Ответить
    0 +
  • Rita
    Rita 15 мая 2012

    класс!спасибо за интересный репортаж!с праздником работников!

    Ответить
    0 +
  • cold_rabbit
    cold_rabbit 15 мая 2012

    Да. Модернизация то на лицо! Все модернизированное! В 1934 году.
    А суммы немалые за проезд! А дачки то в пять этажей! А мерседесы то последней модели!

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 15 мая 2012

    Господи, что вы несете? Какие дачи? Какие мерседесы? У кого? У этих работяг, что на фото?

    Ответить
    0 +
  • Anrie
    Anrie 15 мая 2012

    да не воюйте вы с ними, половина читающих ридус такая вот как он и еще комментатор выше в треде - им хоть что объясняй, нет блЪ, "всё прос**ли, совок..." ну и прочий набор штампов.

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 15 мая 2012

    Да не воюю я, просто удивляюсь, откуда столько дураков берется? Почему, почему все обязательно судят о том, в чем ни пса не понимают? :)

    Ответить
    0 +
  • Anrie
    Anrie 15 мая 2012

    энторнет и анонимность - вещи хорошие, но рождают толпы дятлов, которые могут 3.14здить и привыкли не отвечать за свои слова, ибо тут в морду не дают.

    спасибо за наводку на репортаж в вашем ЖоЖо, кстати.

    Ответить
    0 +
  • Airmonger
    Airmonger 15 мая 2012

    Увы, не штампов, а фактов. Как это ни печально. Я, кстати, вовсе не получаю удовольствия от того, что обращаю внимание на наше говно - хотел бы, чтобы не было его, но вынужден, потому что оно есть. Особенно на контрасте видно всякий раз. Беда моя, видимо, в этих контрастах - вот езжу по роду деятельности, езжу и все сравниваю. Ну никак не могу остановиться )))

    Ответить
    0 +
  • Anrie
    Anrie 15 мая 2012

    печаль не втом, что вы обращаете внимание на говно, критика никому не вредила. хреново то. что вы и вам подобные обращаете внимание ТОЛЬКО на говно. и это не критика, это то ли такой псевдо-нигилизм, то ли просто повышенная концентрация желчи в организме.

    Ответить
    0 +
  • Airmonger
    Airmonger 15 мая 2012

    Видимо, имеются в виду не работяги, конечно, а начальники-чиновники. Которые сами на этом метро не ездят, разумеется. Некоторым из них вообще дороги перекрывают. А вот европейские, американские и даже (о боже!) азиатские чиновники, включая работников мэрии - ездят на метро, и ничего )))

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 15 мая 2012

    Интересно, ради каких-таких чиновников метрополитена перекрывают дороги? :)

    Ответить
    0 +
  • Shahidoff
    Shahidoff 15 мая 2012

    Ездили бы у нас чиновники в метро-его бы перекрывали)

    Ответить
    0 +
  • Koby
    Koby 15 мая 2012

    Отличный репортаж с красивым названием ! Сделан с большой любовью к теме. Кроме хороших снимков и рассказа о работе депо в нём есть ещё одно : такое транспортное предприятие - это социальный микромир... Вдруг вспоминаешь, что, чёрт возьми, кто-то ПРОСТО РАБОТАЕТ В ДЕПО, чтобы утром просыпались поезда )

    Ответить
    0 +
  • Dmitriy-2634
    Dmitriy-2634 15 мая 2012

    Кто не в курсе: проблем везде хватает, в том числе и в Нью-Йоркском метро. Система дряхлая,-ей больше ста лет, постоянно ремонтируется и конца этому не видно! На выходных многие участки линий закрыты на ремонт, поезда идут по измененным маршрутам или остаются только "челноки", обслуживающие несколько станций. В вагонах и на станциях срачь-уборщики просто не успевают за пассажирами... где едят-там и оставляют пакеты и мусор. Крысы гуляют по станциям пешком, и наблюдать за ними очень забавно. А стоимость проезда-$2.25, и в перспективе будет расти и расти. Мэр иногда ездит в метро,- это правда... спускается под землю в сопровождении "пяти джипов" охраны и проезжает в обычном вагоне несколько станций до своей хижины на Вестсайде. Депо... если бы не надписи на Русском-решил-бы что наше... практически никакой разницы!

    Ответить
    0 +
  • Dmitriy
    Dmitriy 16 мая 2012

    Всегда интересовал вопрос... почему на Сокольнической линии у всех составов всегда горит только 3 из 6 фар головного освещения?! Там на лампочках или электричестве экономят, или просто у машинистов зрение лучше?
    К примеру, на Замоскворецкой лини у всех горит по 6 фар :)

    Ответить
    0 +
  • fgsfds1312
    fgsfds1312 16 мая 2012

    На СЛ много подземных двухпутных участков, поэтому, чтобы не слепить встречных машинистов, часто включают половину фар.

    Ответить
    0 +
  • Dmitriy
    Dmitriy 16 мая 2012

    спасибо)

    Ответить
    0 +
  • trizker
    trizker 21 мая 2012

    кто автор сего фееричного текста? писал какой-то безграмотный неуч. знаки препинания и тире я не трону, ибо автору, судя по всему, не ведомы сии учения, но некоторые аспекты «шедевра» я затрону.

    «В этот день в 1935 году на маршрут вышли первые составы. Они отправились из депо «Северное»…
    составы вышли, а потом из депо отправились! а откуда они тогда, блять, вышли? охуенный текст! автор видимо чумачечий писатель.

    -
    «Но главная функция депо – это ремонт и техническое обслуживание поездов. В течение дня девять составов проходят ТО в трех объемах – ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Цифра означает серьезность работ: ТО-1 – обычный осмотр, а вот на ТО-3 уходит целый рабочий день – бригады распределяются по вагонам, и производится прокатка на осмотр колесных пар, открываются все кожухи, осматриваются аппараты, заменяются неисправные элементы».
    автор, зачем столько ненужного шлака и путаницы? мало того, что тема то-2 не раскрыта, так ещё и читателя запутать можно ненужной то-шностью в трёх объёмах. я конечно понимаю, что автор безумно блеснул знанием буков «т» и «о», но это же больше, чем пиздец какой-то.

    -
    «работает 750 человек, из них 176 машинистов и около 500 человек — ремонтники»
    как это возможно, блять? 176+ 500=750? особенно впечатлили слова «около» и «из них»… фееричный автор, литератор судя по всему, «ибо около из них».

    -
    запомнилось и феноменальное интервью, даже не интервью, а беседы не о чём гениального автора текста и с главным инженером злосчастного депо.
    — Но на линии их не заметно?
    — Нет, все выявляется в депо. Если неисправность обнаруживается на линии – это ЧП.
    чп – это данный текст, который автор запорол больше, чем полностью. вот откуда берутся такие текстовики-долбоебы? думаю автор – это настоящее чп, которое вышло и отправилось из депо около «целой агломерации депо»

    Ответить
    0 +
  • Orsana
    Orsana 30 мая 2012

    Господи, а ты-то, такой злобный дурак, откуда взялся? Хороший, добрый репортаж, а если и есть там какие-то ошибки, то не настолько критические, чтобы из-за этого такой злобой исходить. Можешь - напиши лучше. Долбоеб в данном случае не автор, а ты.

    Ответить
    0 +
  • Orsana
    Orsana 31 мая 2012

    Да, и еще, почему ты феерический долбоеб. Даже не для тебя, а для тех кто может быть, прочитает твой злобный высер. Ты даже не понимаешь, злобный упыреныш, что это ФОТОрепортаж, в первую очередь. Здесь текст вторичен, а первичны - фотографии, они несут основную информационную нагрузку. И вот еще. ЖурналиЗД, который, например, в разгар аномальной жары пишет о том, что в метро не работает вентиляция - это мудак, потому что он врет, нагло, цинично и целенаправленно, с целью вызвать определенную реакцию у аудитории. А журналист, который перепутал ТО-1 с ТО-2, или там тормозную магистраль с напорной - это просто журналист, который ошибся, и все. Если ты этой разницы не понимаешь, то ты идиот. И кстати, каких-либо фактических ошибок в данном тексте я не вижу. Хотя я не специалист конечно, может они там и есть. Но если мне нужна техническая информация, я пойду на специальные метрофорумы. А это просто замечательный, интересный, красивый, добрый, позитивный репортаж. А ты упырь, вот.

    Ответить
    0 +
  • Orsana
    Orsana 30 мая 2012

    Спасибо авторам! Чудесный, добрый репортаж, прекрасные фотографии, прямо бальзам на душу :) Давно мечтаю попасть в депо, и в особенности именно в депо "Северное", спасибо хоть за виртуальную такую возможность :) А некоторые фото порадовали особенно, солнышко ты мое красно-желтое :))

    Ответить
    0 +