В ОПЕК+ наметился внутренний раскол
- 25 ноября 2024 13:37
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В 2025 году ОПЕК+ столкнётся с трудностями на многих фронтах: слабым повышением спроса на нефть, растущей добычей со стороны конкурентов и возвращением в Белый дом Дональда Трампа, скандирующего: «Бури, детка, бури!»
Это внешние угрозы. Но есть и внутренние.
Каждые несколько лет картель сталкивается с повторяющейся проблемой, когда один из членов потратил много денег на новые нефтяные месторождения и готов превратить эти инвестиции в баррели сырой нефти. В начале нулевых годов Алжир был нетерпеливым участником, желавшим увеличить производство. Затем в 2010-х годах им стал Ирак. Совсем недавно эту роль сыграли Объединённые Арабские Эмираты. В следующем году это будет Казахстан, считает обозреватель Bloomberg Хавьер Блас.
Сложное партнёрство
Центральноазиатская страна объединила усилия с ОПЕК в 2016 году, когда вошла в альянс ОПЕК+. В течение почти десяти лет Казахстан был непростым партнёром для картеля, чаще всего добывая нефть сверх квоты. Проблема усилится в следующем году, когда будет готов проект стоимостью 45 миллиардов долларов по расширению крупнейшего нефтяного месторождения страны — Тенгиза.
На полной мощности оно сможет производить около 260 тысяч баррелей в день с середины 2025 года. Это примерно четверть ожидаемого увеличения мирового спроса на нефть в следующем году. Расширение, наряду с более высокой, чем ожидалось, производительностью существующих мощностей на месторождении, позволит Казахстану увеличить добычу нефти в следующем году до рекордных двух миллионов баррелей в день.
Страна надеялась, что к моменту запуска расширения Тенгиза её квота будет несколько выше, что даст возможность нарастить добычу без слишком явного нарушения лимитов. Ещё в июне ОПЕК+ утвердила план постепенного увеличения производства в последние месяцы 2024 года, а затем и в 2025 году. Ежемесячные повышения должны были начаться в сентябре, но из-за падения цен на нефть отложены до января. Собеседники Bloomberg говорят о возможности новой отсрочки.
Нефть эталонной марки Brent уже несколько недель торгуется в районе 75 долларов за баррель, несмотря на значительную напряжённость на Ближнем Востоке, в том числе из-за бомбардировок Ирана и Израиля. Вероятность внутренних разногласий в рамках ОПЕК+ может ещё больше ослабить рынок.
Серьёзная угроза
Когда картель согласится на дальнейшую отсрочку, это станет серьёзным ударом для Казахстана. Если страна будет придерживаться установленных ОПЕК+ лимитов на добычу, она не сможет производить больше нефти, несмотря на значительные инвестиции. Или ей придётся сокращать добычу в других местах, чтобы компенсировать её увеличение на Тенгизе. Согласно экономическим соображениям, Казахстан предпочёл бы последнее, поскольку Тенгиз имеет самую низкую себестоимость добычи и очень выгоден правительству и его зарубежным партнёрам.
Месторождение Тенгиз, эксплуатируемое американским энергетическим гигантом Chevron, является частью трёх сверхгигантских нефтяных месторождений в Казахстане, которые включают Карачаганак и Кашаган. Государственная компания «КазМунайГаз» наряду с китайскими, российскими и отечественными частными компаниями эксплуатирует другие, гораздо более мелкие месторождения с более высокими затратами на добычу. В прошлом правительство поручало «КазМунайГазу» сократить добычу на тех месторождениях, где для получения прибыли часто требуются цены выше 50 долларов за баррель.
В качестве альтернативы Казахстан может проигнорировать установленные ОПЕК+ ограничения, присоединившись к ОАЭ и Ираку в добыче нефти значительно выше установленных картелем квот. Страна уже делала это в последние месяцы, что привело к напряжённой борьбе с картелем, включая поездку его генерального секретаря Хайтама Аль-Гайса в столицу Астану в августе для встреч с руководством Казахстана. Дальнейшее увеличение объёма производства лишь усугубит проблему.
Время имеет значение
Ключевым моментом является то, как долго ОПЕК+ будет откладывать увеличение квот. Недавно компания Chevron заверила инвесторов, что расширенная добыча на Тенгизском месторождении начнётся в первой половине следующего года, установив крайний срок для поступления новой нефти — конец июня. Если читать между строк, создаётся впечатление, что Chevron пытается занизить свои обещания и перевыполнить их, поэтому поставки могут начаться раньше.
Если ОПЕК+ просто объявит о трёхмесячной отсрочке до конца первого квартала, это может не вызвать особых проблем у Казахстана. Но если повышение добычи будет отложено до второго квартала, как ожидают многие на нефтяном рынке, это может привести к столкновению азиатской страны и альянса.
Подобные столкновения уже вызвали серьёзные разногласия внутри группы. Например, в 2021 году ОАЭ заблокировали сделку ОПЕК+ на несколько дней после того, как у них возникли разногласия с Саудовской Аравией по поводу квот. Хотя в то время Эр-Рияд выиграл битву, в конечном счёте он проиграл войну, позволив Абу-Даби добиться значительных уступок в квотах в последующие месяцы. А когда картель попытался сократить квоту Анголы в 2023 году, страна дала отпор и в итоге вышла из соглашения. Казахстан может последовать их примеру.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: