+2
Сохранить Сохранено 7
×

China Airshow 2024: Китай теснит США с мирового аэрокосмического пьедестала


China Airshow 2024: Китай теснит США с мирового аэрокосмического пьедестала

Истребитель-невидимка J-35А.

© Цуй Мэн / The Global Times

Крупнейшая в Китае аэрокосмическая выставка China Airshow 2024 открылась во вторник в расположенном в провинции Гуандун городе Чжухае.

Затянутое смогом небо отчасти скрывало от тысяч зрителей грандиозную лётно-пилотажную программу, призванную продемонстрировать миру неудержимые авиационные и космические амбиции Пекина.

Из самого «вкусного»: в первый день авиасалона в небе Чжухая отметились китайская пилотажная группа «Байи» на истребителях J-10 и четыре самолёта-невидимки J-20. Главной сенсацией дня стал дебют «убийцы» американского F-35 — китайского истребителя-невидимки J-35A.

Не менее интересными оказались новости гражданской авиации и космической техники.

Однако обо всём по порядку.

J-35A

J-35A.
J-35A. © НОАК

Безусловно, созданный с использованием стелс-технологий истребитель пятого поколения стал главным героем China Airshow 2024. Это второй созданный в Китае истребитель-невидимка после уже стоящего на вооружении J-20, новая двухместная версия которого представлена ​​на авиашоу.

Поражает скорость, с которой Поднебесная осваивается в «высшем эшелоне» мировой боевой авиации. Похоже, в скором времени китайские J-35A и J-20 будут на равных конкурировать с передовыми американскими F-35 и F-22 Raptor.

Разработчик заявил, что J-35A будет работать как «разыгрывающий защитник» для китайских ВВС, аналогично американскому «квотербеку» F-35, производимому корпорацией Lockheed Martin.

Помимо созвучного с американским самолётом индекса, J-35A имеет схожую конструкцию, за исключением двух двигателей вместо одного, как у F-35.

Истребители-невидимки J-20.
Истребители-невидимки J-20. © Цуй Мэн, The Global Times

Выставка China Airshow 2024 стала первой официальной презентацией J-35A — истребителя, разрабатывавшегося более десятилетия. Самолёт основан на более раннем прототипе, который впервые поднялся в воздух в 2012 году. С тех пор его конструкция и внешний дизайн существенно переработаны.

Как сообщил официальным китайским СМИ старший эксперт Шэньянского института проектирования самолётов Китайской корпорации авиационной промышленности Shenyang Aircraft Corporation Ван Юнцин, J-35A обладает улучшенными функциями малозаметности и потрясающими возможностями ведения разведки.

Описывая самолёт как «баскетбольного разыгрывающего защитника», Ван сказал, что «он не только сам по себе обладает высокой способностью набирать очки, но и способен оценивать ситуацию на площадке».

По данным китайских государственных СМИ, список его миссий включает завоевание превосходства в воздухе, воздушные бои против истребителей четвёртого и пятого поколений, перехват истребителей и бомбардировщиков, противовоздушную оборону от крылатых ракет, наземные атаки, подавление и уничтожение вражеской ПВО.

На каком уровне самолёт может выполнять все эти задачи, пока неясно.

Существует ещё палубный вариант J-35, испытания которого ведутся полным ходом.

По словам Ван Юнцина, создатели J-35 используют подход «одна платформа — несколько типов» и двойное развёртывание «воздух — море».

J-35.
J-35. © WeChat China Bugle

Общая схема, конструкция бортовых систем и ключевые технологии в обоих самолётах в значительной степени дублируются. Это повышает совершенство ключевых технологий и надёжность вооружения при значительном снижении затрат на разработку и производство.

Вместе с J-35А Китай представил новую версию ракеты класса «воздух — воздух» PL-15, разработанную для истребителей-невидимок. Ракеты будут размещаться внутри фюзеляжа, чтобы не жертвовать возможностями малозаметности.

Китайские самолёты смогут нести по шесть ракет класса «воздух — воздух» в отсеке вооружения, как это делают F-35A и C.

Умный и сетевой

Как отмечает Ван Юнцин, J-35A разработан с возможностью постоянной реакции на изменения условий боевых действиях и развивающихся угроз. Самолёт задуман для активного оперативного взаимодействия с другими участниками боевых действий и многодоменного боя.

В качестве тактического организатора на региональном театре боевых действий он постоянно расширяет и оптимизирует оценку участников боя, играя решающую роль как ключевой узел в будущих боевых системах, говорит Ван.

При этом в бою с самолётами предыдущих поколений J-35A может действовать за пределами зоны обнаружения противником, обладая подавляющими преимуществами. В боях с самолётами того же поколения он может использовать высокую летальность и выживаемость, передовую тактику скоординированного строя.

По словам Вана, J-35A может формировать сеть взаимодействия с другими участниками на поле боя. Сравнивая создаваемую боевую систему с сетью, он отметил, что J-35A становится ключевым узлом в этой сети, делая её ещё сильнее.

Презентация J-35A демонстрирует, как Китай продолжает бросать вызов военному потенциалу США. Ещё в прошлом месяце сенаторы-республиканцы Роджер Уикер и Эрик Шмитт предупредили, что китайские военнослужащие находятся «на пороге создания возможностей в области авиации, которые изменят мир». При этом они посетовали, что ВВС США воспринимают своё превосходство в воздухе как должное.

И космос тоже

Haoloong-1.
Haoloong-1, пристыкованный к китайской космической станции. © Корпорация авиационной промышленности Китая

J-35A — не единственная сенсация China Airshow 2024. Китайская компания AVIC представила беспилотный грузовой космический самолёт-челнок, задачей которого является доставка грузов на китайскую космическую станцию.

Модель аппарата, получившая название Haoloong-1, или Sky Dragon, представлена ​​на выставочной площадке авиасалона. Хотя космический самолёт всё ещё находится в стадии разработки, компания заявила, что он может ещё больше снизить стоимость доставки грузов за пределы земной атмосферы.

Как отмечает China Daily, корабль принёс с собой «недорогое решение идеи многоразового грузового шаттла для освоения космоса». Проект может стать важным шагом на пути к получению технологического опыта в области космических самолётов перед созданием пилотируемых версий.

Космические самолёты, которые выводятся на орбиту с помощью ракетного ускорителя, а возвращаются на Землю в виде планера и приземляются на обычную взлётно-посадочную полосу, давно считаются весьма эффективными образцами многоразовых космических аппаратов.

Американский космический шаттл, выведенный из эксплуатации в 2011 году, использовал сложную систему теплорассеивающих панелей, чтобы справиться с экстремальным трением при входе в атмосферу на скорости, почти в 20 раз превышающей скорость звука. Современные конструкции могут использовать более простые теплозащитные экраны из передовых материалов, которые легче и проще в обслуживании.

Шаттл доставлял астронавтов и грузы на Международную космическую станцию ​​(МКС). Сейчас его роль выполняют корабли Dragon компании SpaceX, российские капсулы «Союз» и «Прогресс».

Компьютерная иллюстрация космического грузового челнока Haolong 1.
Компьютерная иллюстрация космического грузового челнока Haoloong-1. © Корпорация авиационной промышленности Китая

Китай уже много лет использует военный космический самолёт, держа его в космосе месяцами. Мало известно, для чего он используется, но эксперты говорят, что способность выводить на орбиту и возвращать с неё объекты (например, небольшие спутники) может иметь огромное военное значение.

США эксплуатируют военный космический самолёт Boeing X-37B, который провёл годы на орбите на высоте до 38 000 километров.

Первые модули китайской космической станции выведены на орбиту в 2021 году. На данный момент туда отправлено восемь экипажей.

На гражданке

C909.
C909. © COMAC

В ходе China Airshow 2024 государственная авиакомпания COMAC заявила, что её региональный самолёт, ранее известный как ARJ21, усовершенствован и переименован в C909 для большей унификации бренда на всех самолётах.

«После тщательного обдумывания и опроса мнений многих заинтересованных сторон мы решили использовать C909 в качестве нового коммерческого названия для формирования бренда», — сообщил директор по маркетингу компании COMAC Чжан Сяогуан.

Представленный на авиашоу C909 в белом цвете с синим хвостом имеет меньший вес, лобовое сопротивление и уровень шума. Отмечены улучшения в части стоимости полёта по сравнению с прототипом ARJ21.

Z-20

Вертолеты Z-20.
Вертолёты Z-20. © Скриншот с сайта 81.cn

На выставке China Airshow 2024 представлен военный вертолёт Z-20, имеющий множество различных вариантов боевого использования. Предназначенная для отслеживания и уничтожения подводных лодок версия вызвала особый интерес, поскольку она позволяет ВМС НОАК действовать на значительном удалении от берегов страны.

Авиашоу в Чжухае продлится до 17 ноября.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)