Как смартфоны убили креативность поколения Z
![](https://img.ridus.ru/images/avatars/152458/large_95b083564c.webp)
- 28 января 2025 17:56
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
Поколение Z и его ожидания от рабочего места стали темой обсуждения на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Во многом они противоречат традиционным представлениям, к которым привыкли работодатели.
«Недовольство и беспокойство по поводу молодых сотрудников очень распространены», — сказал Business Insider в кулуарах форума Джонатан Хайдт, профессор школы бизнеса Stern при Нью-Йоркском университете и автор книги «Тревожное поколение».
По его словам, бесчисленные часы, проведенные перед экранами, подорвали способность поколения Z хорошо работать. Многие молодые люди почти постоянно пользуются социальными сетями, и часто это означает, что у них «никогда нет времени на размышления, на анализ задач и на творчество». Также снижается их способность уделять внимание другим людям и блокируются возможности для роста.
«Эти люди в значительной степени выходят из игры. У них гораздо меньше шансов когда-либо чего-либо добиться. Они менее склонны развивать социальные навыки и вступать в брак», — посетовал эксперт.
Дефицит внимания
Книга Хайдта «Тревожное поколение» исследует, как социальные сети и смартфоны изменили молодое поколение. Ее публикация в марте 2024 года вызвала новые опасения и разговоры о кризисе психического здоровья в среде «зетов». В интервью BBC Хайдт признался, что недооценил масштабы проблемы: «истощение человеческого внимания во всем мире может обойтись человечеству даже дороже, чем эпидемия психического здоровья и психических заболеваний».
По его словам, недостаток внимания у молодых людей становится серьезной проблемой при вступлении в профессиональную жизнь. Они плохо развиваются на рабочем месте, и руководителям трудно с ними работать.
![](https://img.ridus.ru/images2/19/65/111965_1600x0.webp)
Мартин Соррелл, основатель WPP, одного из крупнейших в мире рекламных агентств согласился с проблемами концентрации внимания у молодых. Он отметил, что это влияет на подачу спортивного контента. Представители поколения Z не станут смотреть весь футбольный матч или турнир по гольфу, лишь самые яркие моменты, и даже тогда умудряются параллельно заниматься другими делами.
В Давосе бизнес-лидеры сосредоточились на том, как адаптироваться к меняющейся культуре, которую поколение Z привносит в офисы. Главный совет, который Хайдт дает работодателям и менеджерам, заключается в том, чтобы разъяснить концепцию «антихрупкости» своим молодым сотрудникам.
Она заключается в том, что «мы растем благодаря трудностям и усилиям», сказал Хайдт в интервью BI. Это означает предоставление сотрудникам прямой обратной связи и решения проблем, чтобы они могли учиться, развиваться и устранять свои недостатки.
О важности диалога
Поколение Z не отрицает и осознает проблему, уверяет Хайдт. «Поговорите со своими новыми сотрудниками и выслушайте их опасения, а затем дайте им понять, что вы хотите, чтобы они добились успеха, и собираетесь помочь им в этом», — советует он.
![](https://img.ridus.ru/images2/19/66/111966_1600x0.webp)
Известный исследователь рынка труда Равин Джезутасан считает, что люди не стали менее креативными из-за снижения концентрации внимания.
«Возможно, традиционных вещей, на которые мы опирались в творчестве, здесь и нет, но я думаю, у следующего поколения есть другие способы развить свой творческий потенциал», — сказал он BI и привел в пример GenAI.
Альтернативное мышление и мировоззрение молодежи также могут принести пользу командам из разных поколений на рабочем месте, добавил эксперт.
В любом случае, независимо от того, готовы компании адаптироваться или нет, влияние «зетов» на сферу труда растет. Генеральный директор EY Джанет Транкейл рассказала, что к 2030 году представители поколения Z будут составлять 30% глобальной рабочей силы. В самой компании, как ожидается, этот показатель достигнет 70%.
Принципиальные отличия поколения Z в манере учится и общаться не означают, что эти люди менее эффективны, утверждает Транкейл.
«Я вижу тот же уровень производительности труда, идей и инноваций, которые исходят от этого поколения, что и от моего», — пояснила она.
По ее словам, компании должны идти навстречу молодым работникам, что означает гибкое удовлетворение их потребностей и сотрудничество между поколениями.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: