США могут оказаться не в состоянии вести войну на море
- 22 ноября 2024 01:25
- Олег Братеев
В предыдущих публикациях мы не раз обращали внимание на все более бросающееся отставание США от Китая в области военного кораблестроения. Тогда как Пекин активно реализует новые концепции ракетных атомных подводных лодок, десантных, авиа и дрононесущих кораблей, американское военное кораблестроение продолжает топтаться на месте, ограничиваясь идеями и решениями 50-80-х годов прошлого века. Это уже привело к тому, что Китай сумел вырваться вперед в части численности и масштабов ВМФ, а главное — более молодого среднего возраста боевых кораблей.
Стареющий военный флот США, состоящий из авианосцев, эсминцев и подводных лодок, сталкивается с длительными задержками в обслуживании и ремонте, а также с невозможностью быстрого строительства новых боевых кораблей. Постоянные задержки и перерасход средств мешают воспроизведению и модернизации американского военно-морского флота. Все это, по мнению экспертов, симптомы более масштабной проблемы — полной деградации некогда огромной и высокотехнологичной отрасли кораблестроения в США.
Китай начинает и выигрывает
Происходящее заставляет хвататься за головы военных аналитиков, понимающих, что уже в обозримой перспективе весь этот стареющий и недоукомплектованный флот может столкнуться со свежими китайскими военно-морскими силами, укомплектованными арсеналом новейших противокорабельных ракет.
По их мнению, в этой ситуации американские корабли вряд ли уйдут невредимыми, а промышленные мощности США могут оказаться не в состоянии достаточно быстро восстанавливать или воспроизводить пораженные противником корабли.
Напротив, Китай может похвастаться крупнейшим флотом в мире и современными верфями, способными быстро производить военные корабли и коммерческие суда, что позволяет ему легче переносить потери, чем ВМС США. На данный момент по своим возможностям и оснащенности, китайские верфи полностью превосходят американские.
«Учитывая проблемы в судостроении, бюджетную ситуацию, а также трудности с набором и удержанием кадров, ВМС находятся на перепутье, поскольку сталкиваются с быстро меняющимися угрозами со стороны равных им противников, таких как Китай», — рассказала в интервью Business Insider директор Счетной палаты США (GAO) Шелби Окли, курирующая расследования Счетной палаты в отношении кораблестроения.
Детище Холодной войны
В чем причина, что некогда самый мощный в мире военный флот деградирует, а крупнейшее мировое кораблестроение неспособно выдерживать графики и превышает бюджеты?
Как и многое на современном Западе, американское военное кораблестроение стало жертвой синдрома окончания Холодной войны, породившего иллюзию утраты необходимости создания новых вооружений и модернизации старых.
Нынешняя кораблестроительная промышленность США — это тень того, чем она была в последние годы Холодной войны. Военно-морской флот зависит от нескольких крупных компаний, которые продолжают проектировать и строить боевые корабли различных классов:
- Huntington Ingalls Industries (авианосцы, подводные лодки, десантные корабли, эсминцы);
- General Dynamics (подводные лодки, эсминцы, вспомогательные суда);
- Fincantieri Marinette Marine Corporation (фрегаты).
Более высокие темпы производства требуют дополнительных затрат на инфраструктуру и дополнительной рабочей силы, что в сегодняшних США практически невозможно. Ремонт, модернизация и техническое обслуживание уже существующих кораблей также ограничены небольшим количеством доступных государственных верфей.
Проведенный ранее в этом году обзор Министерства военно-морских сил США показал, что основные судостроительные проекты ВМС США, от новых подводных лодок до надводных кораблей, задерживаются на годы и сталкиваются с резким ростом расходов.
Самые длительные задержки проектов, которые, как ожидается, составят не менее трех лет, касаются будущих ударных подводных лодок класса Block IV Virginia и фрегата с управляемыми ракетами класса Constellation.
Первая подводная лодка ВМС с баллистическими ракетами класса Columbia, приоритетная для Пентагона, как ожидается, поступит в распоряжение ВМС не раньше, чем через 12–16 месяцев после запланированной даты поставки, что потенциально создает пробел в планах готовности ядерных сил страны. А следующий авианосец класса Ford, USS Enterprise, сталкивается с задержкой от 18 до 26 месяцев.
Кто виноват?
Помимо недостатка оборонных бюджетов, меняющиеся требований ВМС, последствий COVID-19 и сокращения рабочей силы, причиной застоя является отставание и неэффективное управление на фоне сжатия отрасли, а также ограниченная рыночная конкуренция. Кораблестроители, зависящие от материалов из-за рубежа, регулярно вынуждены ждать узлов и деталей, а контракты, заключенные до пандемии, уже не синхронизируются с текущим состоянием экономики.
По словам Шелби Окли, кораблестроители начинают работу до завершения проектирования, что приводит к рассинхронизации работы, при этом бюджет ВМС не корректируется с учетом роста расходов и расширенных графиков. Это, в свою очередь, снижает покупательную способность ВМС США.
«Этот непоследовательный сигнал спроса способствует неопределенности в промышленной базе, которая и так боролась с более широкими экономическими проблемами инфляции, задержками, вызванными пандемией, и другими экономическими факторами», — говорит вице-президент Совета судостроителей Америки Паула Зоренски.
Военно-морской флот постоянно сталкивается со сложностями при создании флота из по меньшей мере 355 кораблей, которые, по ее словам, ему необходимы.
Проблемы с новыми технологиями затормозили первый в своем классе авианосец USS Gerald R. Ford; класс Zumwalt был сокращен до трех эсминцев-невидимок и остался без боеприпасов для своих главных орудий; а оказавшиеся несовершенными, корабли прибрежной зоны уже выводятся из эксплуатации, хотя некоторые из них эксплуатируются всего несколько лет.
Если завтра война?
ВМС США не участвовали в серьезных морских сражениях со времен Второй мировой войны. Тогда американское кораблестроение сумело увеличить флот страны до 6768 кораблей. Это в восемь раз больше, чем было у ВМС на момент атаки на Перл-Харбор. По мнению военно-морских экспертов, сегодня США не смогли бы сделать ничего подобного.
«В случае возникновения неизбежных боевых повреждений, у нас может не оказаться возможности вернуть корабли в бой», — говорит отставной морской офицер и управляющий директор FerryBridge Group LLC Брайан Макграт.
В 2021 году GAO сообщила, что возможности устранения боевых повреждений будут иметь решающее значение в борьбе с равным или почти равным противником, особенно если США не могут построить новые корабли или заменить потерянные в бою. По данным Счетной палаты «ремонт боевых повреждений может еще больше усугубить» текущую проблему верфей, связанную с необходимостью регулярного обслуживания, что только ухудшит ситуацию.
Тем временем в Китае
В отличие от США, Китай сделал цель наращивания военно-морского флота и возможностей замены потерянных судов или ремонта поврежденных национальным приоритетом. По данным ВМС США, в этом плане возможности Китая превосходят американские в 230 раз. При этом, главное преимущество Поднебесной заключается в том, что для строительства боевых кораблей используются не только чисто государственные, но и коммерческие верфи. Такие, как Далянь на северо-востоке Китая, Хуанпу Вэньчун недалеко от Гонконга, а также верфи Цзяннань и Худун-Чжунхуа недалеко от Шанхая. Все они управляются дочерними предприятиями Китайской государственной судостроительной корпорации.
Неочевидное преимущество
Несмотря на то, что Пекин захватил лидерство в области военного кораблестроения, не существует подтвержденных данных о реальных боевых возможностях новейших китайских кораблей. Китай лидирует по их количеству, но при этом, в распоряжении США находятся пусть и не самые новые, но проверенные в бою военные корабли. По крайней мере, на это надеются многие военные эксперты и командование ВМС США.
И все же, это преимущество пока лишь умозрительно и не гарантировано. В 2020 году Управление военно-морской разведки США заявило, что китайские корабли все больше сопоставимы с американскими.
Что делать?
Проблемы военного кораблестроения в США не новы, и быстрого их решения просто не существует.
Ранее в этом году начальник военно-морских операций США адмирал Лиза Франкетти заявила, что ВМС должны быть готовы к возможной войне с Китаем к 2027 году, когда, по оценкам аналитиков Пентагона, Пекин будет готов захватить Тайвань.
Хотя к тому времени США и не смогут догнать кораблестроительную отрасль Китая, Франкетти предположила сосредоточиться на подготовке существующих платформ и устранении проблем с обслуживанием.
Военно-морские силы США сражаются в составе объединенных сил, которые инвестируют в противокорабельные возможности, средства поражения средней дальности и другие меры, способные ослабить преимущество Китая.
Но в долгосрочной перспективе эксперты утверждают, что США необходимо осуществить значительные инвестиции в обновление своих кораблестроительных мощностей, а также оптимизировать процесс проектирования.
Для создания и поддержания сил, превышающих 300 боевых кораблей, могут потребоваться весьма значительные инвестиции и радикальные изменения.
Помимо этого, США видят новые возможности в своих союзниках в Тихоокеанском регионе. Руководство США похвалило Японию и Южную Корею за их сильную и современную кораблестроительную отрасль и рассмотрело возможность партнерства с ними для возрождения бездействующих верфей США и сокращения преимущества Китая.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: