+1
Сохранить Сохранено 7
×

США оказались не в состоянии обеспечить снарядами не только Украину, но и себя


США оказались не в состоянии обеспечить снарядами не только Украину, но и себя

© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ru

Конфликт на Украине обнажил простую истину, которая успела поставить в тупик не только американских стратегов, но и лидеров практически всех ведущих мировых держав, всё более отчётливо ощущающих витающий над планетой запах пороха. Пока Пентагон сосредоточивал внимание на дорогостоящем высокотехнологичном оружии, американская военная машина забуксовала, оказавшись не в состоянии быстро производить старую добрую ствольную артиллерию и соответствующие боеприпасы.

Тем не менее, происходящие на Украине события чётко демонстрируют, что в первой половине XXI века наземные войны по-прежнему ведутся и выигрываются с помощью пуль и артиллерийских снарядов… Которые США просто не в состоянии производить в необходимых количествах.

Неожиданно для всех украинский конфликт привёл к возврату к более ранней военной эпохе, где, как и прежде, всем правит «бог войны» и где главной ценностью на поле боя остаются самые обыкновенные артиллерийские снаряды — набитые взрывчаткой 40-килограммовые болванки калибром 122, 152 и 155 миллиметров. И если с первыми двумя калибрами советского образца сегодня всё более или менее в порядке, то с третьим, натовским (прежде всего, американским) образцом, дела обстоят не очень.

Америка без снарядов

После окончания холодной войны в 1990-х годах Пентагон частично продал или забросил объекты, когда-то использовавшиеся для производства всех компонентов классических боеприпасов — от пороха и взрывчатки до гильз и болванок. Вместо этого военное ведомство сосредоточилось на подготовке средств ведения высокотехнологичной войны и, как водится, просчиталось. От прежнего великолепия американского ВПК середины прошлого века остались лишь разваливающаяся инфраструктура, устаревшее оборудование и минимум рабочей силы, которая не в состоянии удовлетворить растущий международный спрос.

До начала украинских событий производство США в среднем составляло 14 400 снарядов в месяц. В настоящее время Вашингтон тратит более пяти миллиардов долларов на капитальный ремонт устаревших заводов от Скрэнтона, штат Пенсильвания, до сельской Луизианы и юго-западной Вирджинии с целью к концу 2025 года производить 100 000 снарядов 155-миллиметрового калибра каждый месяц. Подобных темпов мобилизации американский ВПК не видел со времён Второй мировой войны.

Когда-то США производили 155-миллиметровые снаряды в огромных количествах. Страна вступила в Корейскую войну, имея на вооружении более шести миллионов единиц артиллерийских боеприпасов. В 1980 году специалисты по оборонному планированию заявляли, что государственные заводы могут производить до 84 000 снарядов в месяц, а в случае начала войны их объём может вырасти до 438 000 в месяц.

Всё изменилось с окончанием холодной войны, когда вероятность интенсивных наземных столкновений снизилась, казалось бы, до нуля… Предприятия закрылись, рабочие и инженеры потеряли работу.

И Европа тоже

© dvidshub.net

Аналогичный феномен наблюдался и в послевоенной Европе, где расходы на оборону сокращались в течение более продолжительного периода по сравнению с США. Сегодня там наращиваются военные расходы, а европейские ВПК снова начинают получать деньги.

Новая эра конфликтов, в которых используются старые резервные вооружения, выявила стратегическую ошибку в отказе от производства основных боеприпасов. Это побудило НАТО изменить правила накопления боеприпасов и потребовать от стран-участниц их значительного увеличения.

Некоторые европейские союзники США высоко оценили усилия Пентагона, но при этом выразили сожаление по поводу того, что Запад допустил истощение своих запасов боеприпасов.

В частности, страны Балтии выразили обеспокоенность тем, что даже самые оптимистичные прогнозы по наращиванию выпуска не соответствуют масштабному увеличению российского производства. В конце прошлого года министр обороны Эстонии Ханно Певкур сообщил журналистам, что Россия делает десятки тысяч выстрелов в сутки, каждые десять дней расходуя эквивалент годового объёма европейского производства на тот момент.

В этом году Европейский союз признал, что вынужден на несколько месяцев отложить выполнение амбициозной цели по отправке на Украину одного миллиона артиллерийских снарядов.

К концу 2024 года Североатлантический блок намерен произвести 1,4 миллиона снарядов, а к 2025 году — два миллиона. Производство резко возрастает: до начала конфликта страны ЕС производили совокупно 300 000 снарядов в год. При этом европейский ВПК по-прежнему призывает к увеличению финансирования и оформлению долгосрочных заказов с целью обеспечения эффективности и прибыльности своего бизнеса в ближайшие годы.

В Европе предпринимались и другие попытки поставить Украине боеприпасы. Достаточно вспомнить чешскую инициативу по закупке снарядов со всего мира. Тем не менее, страны ЕС уже несколько месяцев спорят о том, приемлемо ли использовать средства ЕС на закупку оружия для Украины за рубежом, а не у европейских компаний.

Нет вообще ничего

© dvidshub.net

В последние месяцы запасы 155-миллиметровых снарядов в США истощались поставками на Украину и поддержкой Вашингтоном операций Израиля в секторе Газа. Чёрный порох (важнейшее вещество, заставляющее снаряд лететь к цели) находится в дефиците, поскольку ранее в США его производство было сведено к минимуму. Ещё один главный компонент боеприпасов в виде тротила не производится в Америке с 1980-х годов, что вынуждает Пентагон покупать его в Польше и Турции.

Сегодня американские стратеги опасаются того, что будущие военные конфикты будут напоминать не «Звёздные войны», а скорее «мясорубку» под Бахмутом или Авдеевкой. При этом арсенал США когда-нибудь просто может быть истощён до предела.

По этой причине Пентагон и американский ВПК вынуждены вести дорогостоящую игру в догонялки. Конгресс выделил 650 миллионов долларов на завод по производству тротила, строительство которого займёт два года. До этого США придётся финансировать закупки продукции, производимой модернизированными предприятиями, возможно, в течение многих лет.

В рамках промышленной мобилизации американский ВПК намерен к началу 2025 года производить 68 000 снарядов в месяц. К маю текущего года объём месячного производства достиг 36 000 снарядов.

Сложное «простое» производство

В США завод боеприпасов Скрэнтона под управлением оборонного подрядчика General Dynamics Corp. производит артиллерийские снаряды со времён Корейской войны. В столетних кирпичных цехах, где когда-то производились паровозы, около трёхсот сотрудников работают над изготовлением гильз для 155-миллиметровых снарядов.

Пик занятости на заводе пришёлся на 1970 год — 1836 человек. В 1971 году предприятие произвело более 780 000 гильз для 155-миллиметровых снарядов (около 65 000 шт. в месяц).

Изготовление «оболочек» в виде стальных болванок требует повышенной точности, причём в сложных производственных условиях. Ещё светящиеся красным после нагрева до почти 1000 °C стальные болванки перемещаются по конвейерной ленте в специальный туннель, где контролёр останавливает линию на пять минут и проверяет каждый цилиндр на соответствие метрическим требованиям для 155-миллиметровых снарядов. Даже небольшой дефект может сделать боеприпас непригодным для использования.

Превращение стальных болванок в готовые снаряды занимает около трёх дней, после чего они отправляются на завод в Айове для наполнения взрывчаткой.

Про деньги

© dvidshub.net

Пентагон вложил около 429 миллионов долларов в обновление завода Скрэнтона. Для дальнейшего наращивания производства в конце мая в Меските, штат Техас, открыто ещё одно предприятие стоимостью 500 миллионов долларов, которым управляет General Dynamics Corp. Новый завод по производству металлических деталей в Канаде под управлением компании IMT Defense также будет производить снаряды.

Большая часть финансирования для увеличения производства боеприпасов будет поступать из бюджета. Это стало возможным благодаря принятию законопроекта о расходах США после шестимесячной политической борьбы республиканцев, выступавших против дальнейшей помощи Украине.

Пентагону придётся тратить по 3,5 миллиарда долларов в год на закупку боеприпасов. Эти траты необходимо будет покрыть за счёт расходов будущих периодов. Помимо этого, власти США планируют выделить больше денег на бомбы для разрушения бункеров и другое тяжёлое вооружение.

Нет сомнений, что американский ВПК настроился на новую гонку вооружений, остриём которой при этом станут не высокотехнологичные системы, а преимущественно оружие прошлого века. Теперь американских оружейников волнует лишь один вопрос: финансирование должно быть обильным и продолжительным. Только в этом случае огромные инвестиции в реконструкцию производства смогут окупиться и принести прибыль.

Всё это предвещает нешуточные баталии в Конгрессе США, где сторонникам раскрутки гонки вооружений предстоит постоянная борьба с её противниками. Особенно актуальной эта тема становится в свете предстоящих президентских выборов в ноябре этого года.

Сторонники отправки большего количества боеприпасов и другой помощи на Украину рассматривают увеличение финансирования ВПК как стимул для развития внутренней экономики. Выступая во главе с лидером республиканцев в сенате Митчем Мак-Коннеллом, они утверждают, что большая часть денег идёт американским оборонным подрядчикам, обеспечивая «много-много рабочих мест» американцам в 38 штатах.

«Это американские рабочие, производящие передовое оборудование. Мне трудно понять, что в этом плохого. Это именно то, что нам нужно сделать не только для Украины, но и для нас самих», — заявил недавно Мак-Коннелл репортёрам в Капитолии.

Оппоненты, в том числе потенциальный кандидат в вице-президенты при Дональде Трампе сенатор-республиканец от штата Огайо Джеймс Дэвид Вэнс, утверждают, что Украина не может победить добившуюся успехов в конфликте Россию, а США не могут создавать снаряды достаточно быстро для изменения ситуации. Но это вовсе не означает, что американский ВПК не должен увеличивать производство боеприпасов. Вэнс утверждает, что вместо этого США следует увеличить расходы на восстановление собственных запасов снарядов.

Иногда оно взрывается

© dvidshub.net

Помимо произошедшего после окончания холодной войны сокращения военных производств, в США сократилось производство взрывчатых материалов из-за опасений по поводу безопасности персонала и негативного воздействия на окружающую среду. В сложившейся ситуации экологии предстоит потесниться, уступив дорогу практической необходимости.

Это означает, что для увеличения производства боеприпасов США придётся полагаться на стареющую инфраструктуру в виде завода Goex Industries в Миндене, штат Луизиана. являющегося единственным местом в США, где до сих пор производят чёрный порох.

Завод расположен на территории бывшего армейского комплекса времён Второй мировой войны, куда Goex Industries перенесла производственные мощности из Пенсильвании в 1997 году. После переезда на предприятии произошло как минимум семь пожаров или взрывов, включая пожар в июне 2021 года, который привел к тому, что предыдущие владельцы завода решили его закрыть.

Принятый пакет помощи Украине включает 14 миллионов долларов на модернизацию этого завода. Деньги пойдут на установку обновлённых систем пожаротушения и другие улучшения.

Ещё одним неизменным компонентом 155-миллиметровых снарядов является тринитротолуол, или тротил. Экологические последствия производства взрывчатого вещества сыграли свою роль в принятом десятилетия назад в США решении остановить внутреннее производство этой взрывчатки.

Сейчас Пентагон покупает тротил у Польши и Турции, но спрос на тринитротолоул растёт и в Европе. Это означает, что США для достижения своих целей понадобится собственный производитель. Подсчитано, что строительство завода по производству тротила займёт два года.

Кому война, а кому…

Что бы ни говорили сегодня западные политики, в США и ЕС вооружение Украины рассматривается в первую очередь как способ повысить свою готовность к будущим конфликтам.

Наращивание производства боеприпасов является дорогостоящим и трудоёмким делом, поэтому США пытаются наверстать упущенное в период роста напряжённости не только в Европе, но и на Ближнем Востоке и в Тихоокеанском регионе. Это долгосрочные инвестиции, рассчитанные на десятилетия.

Пасту из тюбика невозможно затолкать обратно: гонка вооружений 2.0 началась и находится лишь в начальной фазе. Что именно производить — гиперзвуковые ракеты, рельсотноны, F-35, гаубицы середины прошлого века, патроны или 155-миллиметровные снаряды — для предприятий ВПК значения не имеет. Были бы соответствующие бюджеты…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)