В московском метро выбрали лучшую "красную шапку"
- 21 июня 2012 15:23
- moscowhite
Сегодня ночью на станции метро «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии московского метро состоялся финал конкурса на лучшую дежурную по станции. Корреспондент Ридуса отправился туда, чтобы выяснить, через что пришлось пройти участницам конкурса ради победы.
Около двух ночи. Вход в метро уже закрыт для пассажиров. Небольшая группа журналистов стоит у входа в Управление Московского метрополитена на Проспекте Мира. Из дверей показываются участницы конкурса – несколько женщин в нарядной форме нового образца. Заходим в вестибюль – там полным ходом идут ремонтные работы: в короткий ночной промежуток надо успеть очень много.
Внизу на станции небольшой аванзал перед эскалатором украшен лозунгом в советском стиле: «Привет участницам конкурса!» Дамы прихорашиваются, надевают свои «фирменные» красные шапочки, которые уже десятки лет являются неотъемлемой частью имиджа дежурной по станции.
Тем временем первый заместитель начальника службы движения метро Павел Гришин рассказывает журналистам о конкурсе. По его словам, он проводится уже 15 лет. Сначала в нем участвовали только машинисты, но 11 лет назад в программу включили и дежурных по станции. Всего их в московском метро – 1069 человек, из них в конкурсе участвовало 190. Было отобрано лишь девять финалисток, которые сегодня будут бороться за первое и призовые места. А побороться есть за что – вдобавок к грамотам, подаркам и прочим приятным «мелочам» победитель получит премию 50 тысяч рублей от правительства Москвы. Награждены будут и призеры. Ранее участницы уже прошли теоретическую часть конкурса, сегодня же им предстоят практические задания.
Тут надо сделать небольшое отступление. Что знает пассажир метро о работе «красных шапок», как их ласково называют в народе? Почти ничего. Появляется иногда тетенька на платформе, но что делает и для чего – почти всегда непонятно, да никто особенно и не задумывается. На самом же деле, работа дежурной по станции – огромная ответственность. При возникновении любых нештатных ситуаций – от обнаружения бесхозных предметов до пожара в тоннеле дежурные обязаны мгновенно предпринять ряд действий согласно должностным инструкциям – а их, по словам Павла Гришина, более двухсот. Знание этих инструкций, умение быстро и правильно реагировать на различные ЧП и будут проверять сегодня.
Но вот конкурс начинается. Первая участница подходит к столу, на котором разложен ряд предметов, которые являются средствами электрозащиты. И если с резиновым перчатками, калошами и ковриком все понятно, то длинные щупы с контактами на концах вызывают у неподготовленного зрителя некоторое недоумение. Зато с длинной палкой с захватами на конце знакомы многие рассеянные пассажиры, которые роняли что-нибудь с платформы – именно с ее помощью любые предметы надлежит извлекать с путей.
Итак, задача этого этапа конкурса – разложить средства электрозащиты на основные и дополнительные. Немного волнуясь, женщина приступает к выполнению. Все сделано четко, небольшая заминка случается лишь с отверткой и плоскогубцами – ведь это, казалось бы, вообще не средства защиты.
Тем временем на станции и в тоннелях идет обычная повседневная работа – пара десятков ремонтников в оранжевых жилетках возится с оборудованием, протирает от пыли светофоры, ремонтирует пути, проверяет рельсы дефектоскопом. Пассажиры этой кипучей ночной деятельности не видят – для них метро это просто средство транспорта.
К столу подходит следующая участница. Справившись с первым заданием, переходит ко второму – ей нужно сложить в сумку предметы, составляющие комплект для тушения пожаров. Причем среди необходимых есть и лишние – надо знать, какие именно, и не оплошать: за каждую ошибку снимают один балл.
Третий этап конкурса – самый интересный. Он проводится прямо в перегоне, в камере съездов – там, где тоннель метро раздваивается: левый уходит к «Сухаревской», а правый – это так называемая служебная соединительная ветвь, по которой поезда при необходимости перегоняют на Кольцевую линию.
Как и на обычной железной дороге, на развилке расположена стрелка – и участницы должны назвать 10 причин, по которым может быть запрещена эксплуатация этой стрелки и проезд по ней поездов. Задача эта очень важная - ведь при малейшей ошибке или недосмотре может произойти авария, вплоть до схода состава с рельс.
Участницы конкурса по очереди подходят к стрелке, и обильно усыпая свою речь специальными техническим терминами, малопонятными обычному человеку, рассказывают о возможных неисправностях. Мимо все время снуют рабочие, вдалеке в тоннеле мелькают огни мотовоза – транспортного средства, на котором передвигаются ремонтные бригады после отключения контактного рельса.
Дежурная по станции «Проспект Мира», которая не участвует в финале конкурса, любезно разрешает нам осмотреть свое рабочее место. Внутри металлической будки, что стоит на платформе у первого вагона, небольшой стол, перед ним – мониторы, на которые выводится картинка с камер слежения, несколько телефонов и большой пульт с рычажками и лампочками, с которого сотрудники Электромеханической службы (ЭМС) метро могут при необходимости управлять электрооборудованием.
Но вот конкурс завершен – все девять участниц справились с заданиями. На улице потихоньку светает, и все поднимаются в большой конференц-зал Управления метрополитена. Проходит несколько волнительных минут – где-то рядом за закрытыми дверями руководство подсчитывает баллы, выбирая победителя и призеров.
Начинается торжественная церемония. Всех девятерых участниц поздравляют, дарят им цветы и красочные альбомы, в которых рассказывается об истории конкурса. Награждение, как обычно, идет с конца, и ближе к первому месту психологическое напряжение нарастает. Наконец, победитель назван – им стала Ирина Токарева, самая молодая участница конкурса. Лариса Единарова, занявшая второе место, не может сдержать эмоций и тихонько утирает слезы. Все поздравляют победителя и призеров, ну а журналисты, позевывая, разъезжаются – кто домой, кто сразу в редакцию. Сегодня ночью мы, а теперь и наши читатели больше узнали о еще одной нужной и важной профессии метрополитена – дежурной по станции.
И напоследок – краткий анонс. Благодаря помощи и сотрудничеству пресс-службы метро, на Ридусе в скором времени выйдет целая серия репортажей, из которых вы узнаете, как работает эта сложнейшая транспортная система, и увидите такие кадры, которых больше не увидите нигде!
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: