+32
Сохранить Сохранено 7
×

В московском метро выбрали лучшую "красную шапку"


В московском метро выбрали лучшую "красную шапку"

© Антон Тушин/Ridus.ru

Сегодня ночью на станции метро «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии московского метро состоялся финал конкурса на лучшую дежурную по станции. Корреспондент Ридуса отправился туда, чтобы выяснить, через что пришлось пройти участницам конкурса ради победы.

Около двух ночи. Вход в метро уже закрыт для пассажиров. Небольшая группа журналистов стоит у входа в Управление Московского метрополитена на Проспекте Мира. Из дверей показываются участницы конкурса – несколько женщин в нарядной форме нового образца. Заходим в вестибюль – там полным ходом идут ремонтные работы: в короткий ночной промежуток надо успеть очень много.

Внизу на станции небольшой аванзал перед эскалатором украшен лозунгом в советском стиле: «Привет участницам конкурса!» Дамы прихорашиваются, надевают свои «фирменные» красные шапочки, которые уже десятки лет являются неотъемлемой частью имиджа дежурной по станции.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Тем временем первый заместитель начальника службы движения метро Павел Гришин рассказывает журналистам о конкурсе. По его словам, он проводится уже 15 лет. Сначала в нем участвовали только машинисты, но 11 лет назад в программу включили и дежурных по станции. Всего их в московском метро – 1069 человек, из них в конкурсе участвовало 190. Было отобрано лишь девять финалисток, которые сегодня будут бороться за первое и призовые места. А побороться есть за что – вдобавок к грамотам, подаркам и прочим приятным «мелочам» победитель получит премию 50 тысяч рублей от правительства Москвы. Награждены будут и призеры. Ранее участницы уже прошли теоретическую часть конкурса, сегодня же им предстоят практические задания.

Тут надо сделать небольшое отступление. Что знает пассажир метро о работе «красных шапок», как их ласково называют в народе? Почти ничего. Появляется иногда тетенька на платформе, но что делает и для чего – почти всегда непонятно, да никто особенно и не задумывается. На самом же деле, работа дежурной по станции – огромная ответственность. При возникновении любых нештатных ситуаций – от обнаружения бесхозных предметов до пожара в тоннеле дежурные обязаны мгновенно предпринять ряд действий согласно должностным инструкциям – а их, по словам Павла Гришина, более двухсот. Знание этих инструкций, умение быстро и правильно реагировать на различные ЧП и будут проверять сегодня.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Но вот конкурс начинается. Первая участница подходит к столу, на котором разложен ряд предметов, которые являются средствами электрозащиты. И если с резиновым перчатками, калошами и ковриком все понятно, то длинные щупы с контактами на концах вызывают у неподготовленного зрителя некоторое недоумение. Зато с длинной палкой с захватами на конце знакомы многие рассеянные пассажиры, которые роняли что-нибудь с платформы – именно с ее помощью любые предметы надлежит извлекать с путей.

Итак, задача этого этапа конкурса – разложить средства электрозащиты на основные и дополнительные. Немного волнуясь, женщина приступает к выполнению. Все сделано четко, небольшая заминка случается лишь с отверткой и плоскогубцами – ведь это, казалось бы, вообще не средства защиты.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Тем временем на станции и в тоннелях идет обычная повседневная работа – пара десятков ремонтников в оранжевых жилетках возится с оборудованием, протирает от пыли светофоры, ремонтирует пути, проверяет рельсы дефектоскопом. Пассажиры этой кипучей ночной деятельности не видят – для них метро это просто средство транспорта.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

К столу подходит следующая участница. Справившись с первым заданием, переходит ко второму – ей нужно сложить в сумку предметы, составляющие комплект для тушения пожаров. Причем среди необходимых есть и лишние – надо знать, какие именно, и не оплошать: за каждую ошибку снимают один балл.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Третий этап конкурса – самый интересный. Он проводится прямо в перегоне, в камере съездов – там, где тоннель метро раздваивается: левый уходит к «Сухаревской», а правый – это так называемая служебная соединительная ветвь, по которой поезда при необходимости перегоняют на Кольцевую линию.

Как и на обычной железной дороге, на развилке расположена стрелка – и участницы должны назвать 10 причин, по которым может быть запрещена эксплуатация этой стрелки и проезд по ней поездов. Задача эта очень важная - ведь при малейшей ошибке или недосмотре может произойти авария, вплоть до схода состава с рельс.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Участницы конкурса по очереди подходят к стрелке, и обильно усыпая свою речь специальными техническим терминами, малопонятными обычному человеку, рассказывают о возможных неисправностях. Мимо все время снуют рабочие, вдалеке в тоннеле мелькают огни мотовоза – транспортного средства, на котором передвигаются ремонтные бригады после отключения контактного рельса.

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Дежурная по станции «Проспект Мира», которая не участвует в финале конкурса, любезно разрешает нам осмотреть свое рабочее место. Внутри металлической будки, что стоит на платформе у первого вагона, небольшой стол, перед ним – мониторы, на которые выводится картинка с камер слежения, несколько телефонов и большой пульт с рычажками и лампочками, с которого сотрудники Электромеханической службы (ЭМС) метро могут при необходимости управлять электрооборудованием.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Но вот конкурс завершен – все девять участниц справились с заданиями. На улице потихоньку светает, и все поднимаются в большой конференц-зал Управления метрополитена. Проходит несколько волнительных минут – где-то рядом за закрытыми дверями руководство подсчитывает баллы, выбирая победителя и призеров.

© Антон Тушин/Ridus.ru

Начинается торжественная церемония. Всех девятерых участниц поздравляют, дарят им цветы и красочные альбомы, в которых рассказывается об истории конкурса. Награждение, как обычно, идет с конца, и ближе к первому месту психологическое напряжение нарастает. Наконец, победитель назван – им стала Ирина Токарева, самая молодая участница конкурса. Лариса Единарова, занявшая второе место, не может сдержать эмоций и тихонько утирает слезы. Все поздравляют победителя и призеров, ну а журналисты, позевывая, разъезжаются – кто домой, кто сразу в редакцию. Сегодня ночью мы, а теперь и наши читатели больше узнали о еще одной нужной и важной профессии метрополитена – дежурной по станции.

© Антон Тушин/Ridus.ru

И напоследок – краткий анонс. Благодаря помощи и сотрудничеству пресс-службы метро, на Ридусе в скором времени выйдет целая серия репортажей, из которых вы узнаете, как работает эта сложнейшая транспортная система, и увидите такие кадры, которых больше не увидите нигде!

© Антон Тушин/Ridus.ru

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+32

 

   

Комментарии (9)

  • ovragi
    ovragi 21 июня 2012

    Метро умеет управлять транспортным потоком и всем, что с этим связано. Спасибо дежурным. Но, метро абсолютно не приспособлено для управления современными людскими потоками. И, на сколько я понимаю, совершенно не знает, что с этим делать. Жду фоторепортажа, например со станции Комсомольская кольцевая выход на Ярославский/Ленинградский вокзал перед эскалатором, эдак в 18.30 в рабочий день.

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 21 июня 2012

    Проблема куда сложнее, чем вам видится. Дело совершенно не в том, что в метро "не умеют управлять потоками". Главная причина - в десятки раз возросший пассажиропоток. Та же "Комсомольская", о которой вы говорите, построена 60 (!) лет назад. Задумайтесь на минуту, какие были пассажиропотоки тогда, и какие они сейчас. Даже в перспективных планах нельзя было предусмотреть ТАКОГО.

    Так что в тех сложнейших условиях, в которых московское метро существует сейчас, оно работает просто прекрасно.

    А вот вопросы роста населения Москвы, и, особенно, роста миграции - это вопросы совершенно иного порядка, вы же понимаете.

    Ответить
    0 +
  • bутерброd
    bутерброd 22 июня 2012

    лондонское метро старше, народу перевозит не меньше, но с принципиально другим комфортом для пассажиров.

    Ответить
    0 +
  • iona-2598
    iona-2598 22 июня 2012

    Годовой пассажиропоток лондонского метро - 1 миллиард, московского - 2 миллиарда. Протяжённость линий лондонского метро - 400 километров, московского - 300. Количество станций лондонского метро - 260, московского - 185.

    Пожалуйста, не позорьтесь - молчите, если не знаете.

    Ответить
    0 +
  • ovragi
    ovragi 22 июня 2012

    Так я же не спорю. Увеличился пассажиропоток (КО!). Я о том, что пользоваться метро в час пик опасно для здоровья. И метро абсолютно бездействует. Почему бы вечером не ограничить туже Комсомольскую кольцевую на вход и включить все 3 эскалатора на подъем (аналогично утром - на спуск), т.е. организовать реверсивное движение? Почему бы не убрать с территории попрошаек, "гостей с Закавказья" которые на Комсомольской прописались? Почему бы не организовать продажу билетов или продление проездных через интернет, без этих очередей в окошко (21 век!)?

    Ответить
    0 +
  • moscowhite
    moscowhite 22 июня 2012

    Ох, какие все умные. Гости, кстати, не с Закавказья, а из Азии преимущественно.

    Ответить
    0 +
  • свое_мнение_the best thing
    свое_мнение_the best thing 21 июня 2012

    Спасибо за ваш репортаж. Было очень интересно. Спасибо дежурным по станции и всем сотрудникам метро за их труд.

    Ответить
    0 +
  • wagulya
    wagulya 21 июня 2012

    красные шапочки всех милей))

    Ответить
    0 +
  • андрей-4226
    андрей-4226 01 августа 2012

    Самые жгучие работники метро - дежурные по эскалаторам. Там бывают истинно-божественные персонажи.

    Ответить
    0 +