+1
Сохранить Сохранено 7
×

От Великой Отечественной до СВО: с чем пришли самолёты «Су» к очередному юбилею


От Великой Отечественной до СВО: с чем пришли самолёты «Су» к очередному юбилею

© Борис Алексеев / Коллаж / Ridus.ru

Сегодня, 29 июля 2024 года, ОКБ Сухого, одному из лучших авиационных конструкторских бюро России, исполнилось 85 лет. За это время бюро создало целый ряд уникальных самолётов марки «Су», завоевавшей известность и авторитет во всём мире.

Всего за годы существования коллективом ОКБ Сухого создано около 100 типов самолётов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолётов превышает 10 000 экземпляров. Свыше 2000 самолётов поставлено в 30 стран мира. На самолётах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.

Как всё начиналось

Двадцать девятого июля 1939 года вышло Постановление Правительства СССР, согласно которому бригаду конструкторов московского авиазавода № 156, возглавляемую Сухим, перевели в Харьков. Там, на заводе, осваивавшем серийное производство самолётов Су-2, и началась биография КБ.

Основателем конструкторского бюро и его бессменным главой в течение 36 лет был Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий.

Авторитет творческой школы создаёт учитель. Сухой, учёный с большим именем и конструктор от Бога, не снискал академических лавров. Но, по словам его коллег, Павел Осипович Сухой в науке располагается всё-таки выше других советских конструкторов, хотя не имел звания академика.

Павел Осипович Сухой.
Павел Осипович Сухой. © rgbs.ru

За период с 1939 по 1949 год в руководимом П. О. Сухим конструкторском бюро разработано, изготовлено и испытано более полутора десятков самолётов, обладавших отличными лётно-техническими характеристиками. Однако ни один из этих самолётов, кроме Су-2, не производился серийно.

Четырнадцатого ноября 1949 года решением правительства ОКБ ликвидировано. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолёта Су-15 в 1949 году. Однако до сих пор не ясно, почему и в чьих интересах принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полета. Как показали дальнейшие события, это решение привело к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет.

Возрождение

В мае 1953 года КБ восстановлено, а П. О. Сухой назначен главным конструктором ОКБ-1, сформированного в 1952 году с целью определения возможности использования конструктивно-технологических решений, применённых на американском реактивном самолёте «Сейбр».

Второе рождение ОКБ совпало по времени с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В августе 1953 года вышло Постановление Правительства СССР, по которому ОКБ П. О. Сухого поручалось создание двух совершенно новых типов истребителей. Поэтому основными направлениями в работе конструкторского коллектива на начальном этапе стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Экспериментальный истребитель-перехватчик Т-3.
Экспериментальный истребитель-перехватчик Т-3. © Соцсети

В то время в ЦАГИ не могли определиться, крыло какого вида в плане лучше для реактивных самолётов — треугольное или стреловидное. Поэтому в ОКБ Сухого решили развивать оба варианта, присвоив изделиям шифры: «Т» — треугольное крыло, «С» — стреловидное крыло. Эти две темы стали основными для ОКБ на ближайшие десять лет.

Советская «Валькирия»

С 1962 года в ОКБ велись работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4 «Сотка». Первый полёт опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Впервые в практике авиастроения на этом самолёте внедрены: сварной планер из титана и высокопрочных сталей, электродистанционная система управления, высокотемпературная многократно резервированная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, автомат тяги, регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия, внутренние отсеки вооружения и многие другие оригинальные устройства и технологические решения.

Это было связано с необходимостью разработки конструкции и систем, работающих в условиях высоких рабочих температур, определявшихся заданной крейсерской скоростью до 3200 километров в час. Такой скорости полёта не было не только у существующих истребителей, но и у большинства управляемых ракет.

Данный самолёт, обогнавший в научно-техническом плане своё время более чем на 20 лет, постигла участь многих блестящих начинаний П. О. Сухого. В октябре 1974 года неожиданно для руководства и коллектива КБ работа по теме прекращена на этапе лётных испытаний опытного самолёта. Через много лет выяснилось, что самолёт Т-4 составил серьёзную конкуренцию разработкам ОКБ А. Н. Туполева, что явилось причиной прекращения работы по этому самолёту и стало огромной потерей для отечественного авиастроения.

Череда трагических потерь

Но это была не последняя потеря. Пятнадцатого сентября 1975 года ушёл из жизни основатель ОКБ — П. О. Сухой, которому удалось сформировать коллектив единомышленников, способных при создании машин сочетать новейшие достижения науки и техники с оправданным, всесторонне оцененным техническим риском. Очевидно, поэтому многие разработки ОКБ получали весьма лестную в авиационной среде характеристику — «самолёты, обогнавшие своё время».

 Истребитель-бомбардировщик Су-17.
Истребитель-бомбардировщик Су-17. © Соцсети

Генеральным конструктором ОКБ назначен ученик основателя — Е. А. Иванов. Он достойно продолжил дело Павла Осиповича. Под его руководством выполнен комплекс лётных, заводских и государственных испытаний самолётов Су-17, Су-24, Су-25, первой модификации Су-27. Именно при нём в ОКБ впервые в отечественной авиастроительной практике внедрена система автоматизированного проектирования.

Однако в ходе испытаний истребителя Су-27 погибло четыре лётчика-испытателя ОКБ. В этой ситуации принято решение о смене руководства ОКБ. В январе 1983 года генеральным конструктором вместо Иванова назначен М. П. Симонов. Под его руководством разрабатывались новые модификации Су-27: учебно-боевые Су-27УБ и Су-30, палубный Су-33, ударный Су-34, многофункциональный Су-35.

Специальная военная операция на Украине

В настоящее время в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине используется пять (!) летательных аппаратов, разработанных в ОКБ Сухого: Су-24, Су-25, Су-35, Су-57 и С-70.

Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях круглосуточно, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Является носителем тактических ядерных зарядов.

В настоящее время в 6 государствах эксплуатируется 262 бомбардировщика или разведчика Су-24 различных модификаций.

Су-25 (изделие «Т-8», по классификации НАТО: Frogfoot — «Лягушачья лапа») — советский штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт.

Штурмовик Су-25.
Штурмовик Су-25. © Vitaly V. Kuzmin / Vitalykuzmin.net

Штурмовик предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск при прямой видимости цели, уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Су-25 используются обеими сторонами в ходе специальной военной операции России на Украине с 2022 года.

Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker) — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого в 2008 году. Один из основных истребителей ВВС России в настоящее время. В 2018 году презентовался как «переходное звено» между истребителями Су-27 и Су-57. Серийный истребитель для ВКС России носит название Су-35С. На вооружении ВВС России состоит 111 единиц по состоянию на 2024 год.

Самолёт Су-35 применяется ВКС России во время специальной военной операции России на Украине, в том числе для подавления средств украинской ПВО и запуска противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-58.

Су-57 (проектный индекс Т-50, по кодификации НАТО: Felon — «Преступник») — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА». Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27.

Истребитель Су-57.
Истребитель Су-57. © Dmitry Zherdin

В декабре 2020 года в блоге издания The National Interest своё мнение о Су-57 опубликовал Марк Эпископос, назвав пять передовых особенностей истребителя. Су-57 более чем превосходит F-35 по аэродинамике, имея скорость до 2 Махов без использования форсажа и дальность полёта до 3500 километров.

Боевой самолёт несёт мощный арсенал ракет класса «воздух — воздух»: К-74М2 с инфракрасным наведением средней дальности, К-77М с радиолокационным наведением и дальностью поражения более 150 километров, Р-37М большой дальности. Способен наносить удары по наземным объектам ракетами Х-38 и рядом корректируемых авиабомб. Является носителем гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал».

Су-57 заметно более продвинутый, но сопоставимый по стоимости в сравнении с высокоэффективным предшественником Су-35. Истребитель имеет хорошо реализованный комплекс авионики, включающий радары бокового обзора, обеспечивающие ситуационную осведомлённость при противодействии собственному обнаружению, и инфракрасную систему поиска и слежения, облегчающую обнаружение и поражение малозаметных самолётов на большой дальности. Усиливает его возможности БПЛА «Охотник», оказывающий поддержку в разведке и передаче данных, а также способный наносить удары.

С-70 «Охотник» (S-70 Okhotnik (Hunter)) — российский тяжёлый ударный БПЛА. Перспективный тяжёлый разведывательно-ударный беспилотник. Относится к беспилотникам тяжёлого класса. По габаритам и весу его можно сравнить с некоторыми пилотируемыми самолётами тактической авиации.

В основе конструкции беспилотника использована концепция «летающего крыла», размах которого составляет 19 метров, а длина фюзеляжа равна 14 метрам.

Взлётная масса «Охотника» варьируется между 23 и 25 тоннами, из них около 5–8 тонн занимает полезный груз. Беспилотник оснащён одним турбореактивным двигателем. С-70 имеет автопилот и может управляться дистанционно.

С-70 «Охотник»
С-70 «Охотник».© «Ростех»

БПЛА будет нести управляемые ракеты, управляемые бомбы, неуправляемые бомбы во внутреннем отсеке для полезной нагрузки и на подкрыльевых узлах подвески. При этом БПЛА задуман с использованием наработок и технологий истребителя пятого поколения Су-57.

В июне 2023 года Вооруженные силы России впервые в зоне проведения специальной военной операции применили БПЛА «Охотник».

Боевая авиация перестает быть ангелом войны

Основные боевые задачи в ходе специальной военной операции решают наземные войска, а военная авиация в настоящее время играет вспомогательную роль в силу ряда причин. Об этом говорится в статье «Применение ударной авиации Воздушно-космических сил в военных конфликтах будущего», написанной полковниками О. Ермолиным, Н. Зубовым и М. Фоминым и опубликованной в последнем номере журнала Минобороны РФ «Военная мысль».

По оценке военных учёных, боевые действия с обеих сторон носят явно выраженный общевойсковой характер. На первый план выдвигается приоритетное и масштабное применение сухопутных формирований. В этом смысле особую значимость и важность приобрели артиллерия крупных калибров и реактивные системы залпового огня, делают вывод авторы.

На основе анализа хода спецоперации военные учёные отмечают вспомогательную роль военной авиации. Она сводится к применению в основном штурмовой и армейской авиации и заключается в авиационной поддержке войск на переднем крае.

Авиация наносит удар по стационарным объектам противника в тактической и оперативно-тактической глубине с применением управляемых ракет и корректируемых бомб. В то же время авиация не наносит удары в оперативной глубине войск противника по уничтожению мостов, переправ, железнодорожных узлов, железнодорожных составов с войсками и техникой.

Авторы статьи называют причины такого положения дел: ограничения на авиационные удары в глубоком тылу противника обусловлены ограниченным применением российских средств воздушной и космической разведки.

Вторым сдерживающим фактором являются действия украинской ПВО, вернее, её остатков. Однако даже эти остатки, используя огромные возможности разведки и целеуказания НАТО, представляют серьёзную угрозу для самолетов РФ. Этот фактор подтверждает печальная статистика потерь.

Главный вывод из всего этого заключается в том, что даже в условиях завоёванного господства в воздухе ударная авиация не может в полную силу выполнять задачи ни на переднем крае, ни в глубине территории противника, пока тот использует даже ограниченное количество средств ПВО. Тем более когда противник получает актуальную разведывательную информацию и целеуказание от систем радиолокационного дозора и наблюдения, средств воздушной и космической разведки стран НАТО.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)