+6
Сохранить Сохранено 7
×

Свой от и до: как собирают первый российский магистральный самолёт МС-21


Свой от и до: как собирают первый российский магистральный самолёт МС-21

Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21.

© Ridus

В рамках прошедшего в середине июля пресс-тура «Путешествие в науку. Иркутск» «Ридус» в составе группы федеральных и региональных СМИ посетил Иркутский авиационный завод (филиал ПАО «Яковлев») — одно из самых высокотехнологичных предприятий авиастроительной отрасли России.

Рождённый войной

Визит журналистов практически совпал с 90-летним юбилеем завода, который будет отмечаться 24 августа. В связи с этим директор производства Иркутского авиазавода Виталий Елагин ознакомил представителей СМИ с историей предприятия.

По его словам, 90 лет назад в пригороде Иркутска в деревне Бокове началось строительство авиационного завода. Оно проходило параллельно со строительством таких же производств в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске.

«Смысл заключался в том, чтобы за Уралом имелась авиационная промышленность, которая будет поддерживать нашу армию. Завод был построен примерно за два года, после чего сразу начался выпуск техники… Первым нашим самолётом стал истребитель И-14. Потом была война», — рассказывает Виталий Елагин.

Становлению Иркутского авиазавода во многом способствовали события начала Великой Отечественной войны, когда в Иркутск был эвакуирован московский завод № 39. С ним в город пришли высококлассные инженерные кадры, технологии и опытные управленцы. Некоторое время два завода существовали отдельно друг от друга, но впоследствии были объединены в одно производство. За время своего существования завод поработал со всеми конструкторскими бюро страны.

Первый среднемагистральный

Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus

Чем Иркутский авиазавод известен сегодня?

В основном тем, что на его мощностях размещено производство среднемагистрального самолёта нового поколения МС-21 вместимостью от 163 до 211 пассажиров.

Чем известен МС-21?

Это первый современный самолёт подобного класса, полностью спроектированный и производимый в России.

В отличие от большинства европейских и американских самолётов своего класса, МС-21 изначально создавался «в цифре» без каких-либо бумажных чертежей. Это существенно упрощает и ускоряет процессы разработки машины, последующих производства и модернизации.

Первопроходцы

Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus

Начало производства МС-21 на Иркутском авиазаводе — лишь часть большого пути нового самолёта.

«Для серийного завода самое сложное — освоение новой техники. Это требует подготовки кадров, инструментов, технологий, оборудования.

Мы про себя с гордостью говорим, что мы не только один их самых маленьких авиационных заводов в России, но и один из самых умных, так как нашей специализацией всегда было освоение новой продукции, запуск её в серию и передача новых технологий другим предприятиям с более мощными производственными ресурсами», — рассказывает Виталий Елагин.

Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus

Важной вехой в жизни завода стало его сотрудничество с Airbus в начале 2000-х годов. Эта совместная работа позволила приобрести бесценный опыт и навыки, необходимые для производства современных гражданских авиалайнеров.

«Нашей основной задачей было понять правила и научиться использовать стандарты. Несколько тысяч стандартов мы перевели и адаптировали для своего производства. В какой-то момент времени каждый третий самолёт А-320 выходил с компонентами, произведёнными у нас в Иркутске. Для нас это был этап начала подготовки к выпуску собственной гражданской техники, и мы его прошли», — поясняет Елагин.

Своими силами

Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus

Как уже отмечалось выше, важнейшей особенностью МС-21 является его полная импортонезависимость. Изначально самолёт предполагалось строить в широкой кооперации с зарубежными партнёрами, однако в силу известных обстоятельств они отказались от выполнения обязательств.

«Мир поменялся, и российский авиапром теперь может рассчитывать только на себя. Отрасли пришлось в рекордные сроки полностью перестроить производство. В результате на сегодняшний день мы завершаем постройку полностью импортозамещённого самолёта, чего нет ни в одной стране. Ни европейцы, ни американцы не могут позволить себе сделать современный лайнер только на базе собственных производственных ресурсов. Они все работают в кооперации. Наша же задача — сделать всё самим», — говорит Виталий Елагин.

Сегодня на МС-21 устанавливаются отечественные двигатели ПД-14. На финальной стадии находится разработка новых российских систем, что сделает самолёт полностью импортонезависимым.

Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. Авиадвигатель ПД-14. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21. Логистический центр.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. Логистический центр. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21. Двигатель ПД-14.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. Двигатель ПД-14. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21. Авиадвигатель ПД-14.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. Авиадвигатель ПД-14. © Ridus
Иркутский авиазавод. Сборка самолета МС-21.
Иркутский авиазавод. Сборка самолёта МС-21. © Ridus

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (0)